Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:38, реферат
Социальные родители могли спросить с отца и матери, если видели, что те мало внимания уделяют воспитанию ребенка. В свою очередь социальные родители должны были хорошо исполнять свои обязанности, так как, согласно верованиям, при переходе в другой мир они должны будут отчитаться за выполнение этих функций.
Социальные родители принимали самое непосредственное участие в воспитании детей: дарили ребенку подарки, шили одежду, делали игрушки, Когда ребенок вырастал, то он начинал заботиться о своих наставниках: юноша делился добычей, девушка шила платья, дарила платки
Социальные роли мужчины и женщины в семье
У тюрко-монгольских
народов благодаря решающей роли мужчины
в хозяйственной деятельности ему принадлежали
власть в патриархальной семье и "голос"
в обществе. Женщине было запрещено называть
по имени мужа и его старших родственников,
показываться им без безрукавки (принадлежности
костюма замужней женщины) и головного
убора, присутствовать при жертвоприношении
верховному божеству, прикасаться к охотничьему
снаряжению. Однако внутри семьи авторитет
женщины был достаточно высок, тем более
что каждая замужняя женщина вела свое
отдельное хозяйство. С рождением детей
женщина приобретала более высокий социальный
статус советчицы в вопросах хозяйства
и социальных норм. У хакасов женщина,
родившая 9 сыновей, даже имела право садиться
на священного коня - ызыха.
У народов Сибири на женщине лежали все
домашние работы: установка, разборка
и содержание переносного жилища, изготовление
покрышек, рубка жердей для чума и дров,
уход за животными, приготовление пищи
и заготовка ее впрок, изготовление кожаной
утвари, выделка шкур, шитье одежды и обуви.
Кочевой промысловый быт предполагал
большую самостоятельность и активность
женщин в хозяйственных делах и даже охотничьем
промысле. Молодые эвенкийские женщины
и девушки помимо домашних работ промышляли
пушного зверя, иногда даже охотились
на медведей, лосей и диких оленей. Пушной
охотой некоторые женщины занимались
до глубокой старости. Встречались охотницы
в возрасте 70-80 и даже 100 лет.
В нганасанском обществе мнение женщин
имело большой вес. Обычай избегания соблюдался
не невесткой, а зятем: он не мог прямо
обращаться к тестю и теще, а те, в свою
очередь, обращались к нему только иносказательно.
Внутрисемейная этика юкагиров предписывала
целый ряд запретов на разговоры между
определенными категориями родственников
(тесть и теща с зятем, свекровь и свекор
с невесткой, мужчина - с мужем младшей
сестры, с женой младшего брата, старшим
братом жены и т.д.). Этот обычай назывался
"взаимно стесняться". Женщина являлась
центральной фигурой юкагирской семьи.
В круг обязанностей мужчины входило добывание
пищи, а распределяла добычу жена. На долю
же охотника доставалась слава только
в той мере, в какой её определяли женщины.
Плохого мужа наказывал родовой староста.
Брачный возраст
Вопрос о браке обычно решался родителями. Обычным возрастом для вступления в брак у народов Сибири было 15-16 лет для девушки, 18-20 лет - для юноши. Но бывало, что просватывали малолетних или даже еще не родившихся детей. Практиковались и ранние браки, а также браки с большой разницей в возрасте. У кетов, например, невеста была обычно старше жениха, т.к. родители старались как можно дольше использовать ее труд в своем хозяйстве. Брачный возраст юноши у нганасан наступал после добычи им первого дикого оленя, после чего ему нашивали новый орнамент на одежду. В эвенкийской семье у 48-летнего мужчины могло быть несколько жен от 20 до 60 лет. Брак имел в первую очередь экономическую основу. О сердечной привязанности и соответствии возраста жениха и невесты не заботились, встречались браки, где невеста могла быть на 20-25 лет старше жениха и наоборот.
Дети в семье
Большое
количество детей всегда приветствовалось,
чем больше было детей, тем богаче считалась
семья. У многих народов Сибири, если не
было своих детей, их брали на воспитание
у родственников. Это так и называли "брать
в дети". Буряты говорили: "Ребенок
одним годом младше Бурхана (Бога) и одним
годом старше царя". В дацане (буддийском
монастыре) у каждого бурята был сын или
родственник, которого отдавали учиться
в 6-7 лет. Воспитание детей было строго
дифференцированно: девочек приучали
к обращению с иглой, приобщали к воспитанию
младших братьев и сестер, мальчиков -
к охоте, рыболовству, верховой езде, ходьбе
на лыжах. У эвенов и эвенков, например,
каждому мальчику в пять лет делали свои
нож, лук, стрелы, лыжи, нарты, с 6-7 лет брали
на охоту, подростки в 9 - 11 лет могли уже
охотиться самостоятельно. С 3 лет ребенка
обучали езде на олене, а в 7 устраивали
соревнования в верховой езде.
В случаях отсутствия детей проводили
обряды испрашивания души ребенка. Душу
ребенка просили у хозяйки домашнего очага,
у духов умерших шаманов. Обряды, связанные
с рождением ребенка, основывались на
представлениях о последе как двойнике
младенца. Обряд захоронения последа представлял
собой сложный ритуал, сопровождавшийся
различными действиями, направленными
на то, чтобы исключить возможность вредоносного
влияния злых духов. У тюрко-монгольских
народов проводили обряды наречения именем
и первой стрижки.
Вдовство
Считалось, что какое-то время вдова имеет контакт с умершим мужем. В случае его смерти вдова, как правило, оставалась в роду мужа и могла быть выдана замуж за кого-то из его младших братьев. Вступление в новый брак у хантов и манси после смерти одного из супругов регламентировался сроком в один год, детей после смерти родителей - через два года. У хакасов после смерти супруга женщине делали вдовью прическу.
Информация о работе Традиции воспитания обских угров: социальное «родительство»