Традиции воспитания обских угров: социальное «родительство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:38, реферат

Описание работы

Социальные родители могли спросить с отца и матери, если видели, что те мало внимания уделяют воспитанию ребенка. В свою очередь социальные родители должны были хорошо исполнять свои обязанности, так как, согласно верованиям, при переходе в другой мир они должны будут отчитаться за выполнение этих функций.
Социальные родители принимали самое непосредственное участие в воспитании детей: дарили ребенку подарки, шили одежду, делали игрушки, Когда ребенок вырастал, то он начинал заботиться о своих наставниках: юноша делился добычей, девушка шила платья, дарила платки

Работа содержит 1 файл

Традиции воспитания обских угров2.doc

— 106.00 Кб (Скачать)
 

Социальные роли мужчины и женщины в семье

 

У тюрко-монгольских народов благодаря решающей роли мужчины в хозяйственной деятельности ему принадлежали власть в патриархальной семье и "голос" в обществе. Женщине было запрещено называть по имени мужа и его старших родственников, показываться им без безрукавки (принадлежности костюма замужней женщины) и головного убора, присутствовать при жертвоприношении верховному божеству, прикасаться к охотничьему снаряжению. Однако внутри семьи авторитет женщины был достаточно высок, тем более что каждая замужняя женщина вела свое отдельное хозяйство. С рождением детей женщина приобретала более высокий социальный статус советчицы в вопросах хозяйства и социальных норм. У хакасов женщина, родившая 9 сыновей, даже имела право садиться на священного коня - ызыха.  
 
У народов Сибири на женщине лежали все домашние работы: установка, разборка и содержание переносного жилища, изготовление покрышек, рубка жердей для чума и дров, уход за животными, приготовление пищи и заготовка ее впрок, изготовление кожаной утвари, выделка шкур, шитье одежды и обуви. Кочевой промысловый быт предполагал большую самостоятельность и активность женщин в хозяйственных делах и даже охотничьем промысле. Молодые эвенкийские женщины и девушки помимо домашних работ промышляли пушного зверя, иногда даже охотились на медведей, лосей и диких оленей. Пушной охотой некоторые женщины занимались до глубокой старости. Встречались охотницы в возрасте 70-80 и даже 100 лет.  
 
В нганасанском обществе мнение женщин имело большой вес. Обычай избегания соблюдался не невесткой, а зятем: он не мог прямо обращаться к тестю и теще, а те, в свою очередь, обращались к нему только иносказательно. Внутрисемейная этика юкагиров предписывала целый ряд запретов на разговоры между определенными категориями родственников (тесть и теща с зятем, свекровь и свекор с невесткой, мужчина - с мужем младшей сестры, с женой младшего брата, старшим братом жены и т.д.). Этот обычай назывался "взаимно стесняться". Женщина являлась центральной фигурой юкагирской семьи. В круг обязанностей мужчины входило добывание пищи, а распределяла добычу жена. На долю же охотника доставалась слава только в той мере, в какой её определяли женщины. Плохого мужа наказывал родовой староста.

 

Брачный возраст

 

Вопрос о браке обычно решался родителями. Обычным возрастом для вступления в брак у народов Сибири было 15-16 лет для девушки, 18-20 лет - для юноши. Но бывало, что просватывали малолетних или даже еще не родившихся детей. Практиковались и ранние браки, а также браки с большой разницей в возрасте. У кетов, например, невеста была обычно старше жениха, т.к. родители старались как можно дольше использовать ее труд в своем хозяйстве. Брачный возраст юноши у нганасан наступал после добычи им первого дикого оленя, после чего ему нашивали новый орнамент на одежду. В эвенкийской семье у 48-летнего мужчины могло быть несколько жен от 20 до 60 лет. Брак имел в первую очередь экономическую основу. О сердечной привязанности и соответствии возраста жениха и невесты не заботились, встречались браки, где невеста могла быть на 20-25 лет старше жениха и наоборот.

 

Дети в семье

 

Большое количество детей всегда приветствовалось, чем больше было детей, тем богаче считалась семья. У многих народов Сибири, если не было своих детей, их брали на воспитание у родственников. Это так и называли "брать в дети". Буряты говорили: "Ребенок одним годом младше Бурхана (Бога) и одним годом старше царя". В дацане (буддийском монастыре) у каждого бурята был сын или родственник, которого отдавали учиться в 6-7 лет. Воспитание детей было строго дифференцированно: девочек приучали к обращению с иглой, приобщали к воспитанию младших братьев и сестер, мальчиков - к охоте, рыболовству, верховой езде, ходьбе на лыжах. У эвенов и эвенков, например, каждому мальчику в пять лет делали свои нож, лук, стрелы, лыжи, нарты, с 6-7 лет брали на охоту, подростки в 9 - 11 лет могли уже охотиться самостоятельно. С 3 лет ребенка обучали езде на олене, а в 7 устраивали соревнования в верховой езде.  
 
В случаях отсутствия детей проводили обряды испрашивания души ребенка. Душу ребенка просили у хозяйки домашнего очага, у духов умерших шаманов. Обряды, связанные с рождением ребенка, основывались на представлениях о последе как двойнике младенца. Обряд захоронения последа представлял собой сложный ритуал, сопровождавшийся различными действиями, направленными на то, чтобы исключить возможность вредоносного влияния злых духов. У тюрко-монгольских народов проводили обряды наречения именем и первой стрижки.

 

Вдовство

 

Считалось, что какое-то время вдова имеет контакт с умершим мужем. В случае его смерти вдова, как правило, оставалась в роду мужа и могла быть выдана замуж за кого-то из его младших братьев. Вступление в новый брак у хантов и манси после смерти одного из супругов регламентировался сроком в один год, детей после смерти родителей - через два года. У хакасов после смерти супруга женщине делали вдовью прическу.

Информация о работе Традиции воспитания обских угров: социальное «родительство»