Типы и виды упражнений. Их роль в формировании умений и навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникает классно-урочная система обучения.
Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены.

Содержание

Формы обучения
Типы уроков и их структура
Урок экскурсия
Предметные уроки и практические занятия
Повышение эффективности урока
Организация домашней учебной работы учащихся
Дополнительные занятия с отстающими и не успевающими учениками
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 44.94 Кб (Скачать)

Средства  осознания учениками красоты  и привлекательности учения. И. П. Павлов утверждал, что всех людей  можно подразделить на два типа —  художников и мыслителей. Лишь в  самое последнее время стало  известно, что в основе этого деления  лежит особенность деятельности больших полушарий головного  мозга, их функциональная специализация. Левое полушарие является базой развития логического мышления, а правое — конкретного, образного. Эти особенности достаточно устойчивы, они особенно ярко проявляются в детском и юношеском возрасте, определяя отношение школьников к различным воздействиям на них извне.

Игнорировать  эти особенности или преуменьшать их значение — значит ослабить степень  воздействия учебного процесса на учащихся.

Приходится, однако, отмечать, что современная  дидактика концентрирует свое внимание на вскрытии механизма процесса обучения, характера деятельности обучающих  и учащихся и значительно меньше занимается изучением средств, вызывающих эмоциональное отношение школьников к учебному процессу. В какой-то степени  и этот недостаток восполняется работами учителей-практиков. Им-то приходится считаться с этой особенностью своих  питомцев. Учителя используют различные  приемы для активизации чувств учащихся.

В. А. Сухомлинский озаглавил один из своих очерков  книги «Сердце отдаю детям» такими словами: «Дайте ребенку радость  умственного труда, радость успеха в учении». В этом очерке он называет желание ребенка учиться хорошо огоньком, который озаряет весь смысл  детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу —  резким словом или равнодушием. Живительным  воздухом для слабенького огонька  жажды знаний является только успех  ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той  мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания. Этот призыв педагога-гуманиста, нашего современника, обращен не только к  работающим учителям, но и к молодой  смене, он призывает не оставлять  ни одного ребенка в беде, помочь даже самому слабому глубоко почувствовать  радость успехов в учении. 

Организация домашней учебной  работы учащихся

 
Домашняя учебная работа учащихся тесно связана с их работой  на уроке. Успех ее зависит от того, как прошел урок и как учителем дано домашнее задание. Поэтому, чем  выше качество урока, тем успешнее домашняя работа учащихся. 
Домашние задания можно подразделить на три группы: устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил), письменные, (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.) и учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).

Важным  вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать  различное время на выполнение домашних заданий.

С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся в Уставе средней  общеобразовательной школы определено, что домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:

I класс  — до 1 часа;

II класс  — до 1,5 часов;

III и  IV классы — до 2 часов;

V и VI классы — до 2,5 часов;

VII класс  — до 3 часов;

VIII—X (XI) классы — до 4 часов.

 
Учителю важно знать некоторые  дидактические правила определения  содержания домашних заданий.

В содержание домашшто задании входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает  на то, что все второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни  не должно входить в содержание задания. Очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при  планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и  явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. И  наконец, при таком порядке можно  правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями.

Для повышения  активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.

Для учащихся младших и средних классов  важно указывать порядок выполнения задании: l) выучить правило на стр. 15; 2) выполнить упражнения № 3 и 4 на стр. 16. В таком порядке учащиеся и записывают задание, чтобы сначала  усвоить правило, а потом выполнить  упражнение. Вопрос о том, когда давать домашнее задание, решается учителем и  зависимости от цели и структуры  урока. Как правило, задание дается тогда, когда всем ходом урока  дети подготовлены к осмысленному его  восприятию и сознательному выполнению. Важно иметь в виду, что задание  дастся при наличии полного внимания учащихся, без спешки, в спокойной  обстановке.

Каждое  задание должно быть в той или  иной форме проверено учителем. Лучше, если учитель сможет охватить проверкой  всех учеников и провести ее возможно точнее, чтобы не оставалось ошибок в работах учащихся. Важным вопросом является приучение учащихся к ежедневному  выполнению заданий. Здесь необходима система мер. Ученики будут регулярно  заниматься, если: их тщательно проинструктировать и научить самостоятельно работать;

продумать четкую систему контроля за их работой;

добиться  соблюдения учениками твердого распорядка дня, в котором домашним занятиям будет отведено определенное время;

приучить  школьников самостоятельно разрешать  встретившиеся трудности. Необходимо указать, что характер и методика домашней работы во многом зависят  от методики работы учителя на уроке.

В истории  советской школы отношение к  домашним заданиям не было одинакоиым. Сразу после революции домашние задания были запрещены «Положением  об единой трудовой школе РСФСР» и  рядом других нормативных документов. Практика работы школы показала ошибочность  этого подхода, и начиная с 30-х  гг. в связи с общим упорядочением  работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной  работы школьников. 
Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся.

Причин  перегрузки школьников домашними заданиями  много. Но самой главной из них  следует считать слабую осведомленность  многих учителей в вопросах детской  физиологии и психологии.

 
Дополнительные  занятия с отстающими и не успевающими  учениками

     Иногда  даже при правильной организации  учителем учебной работы в классе есть несколько отстающих и неуспевающих учеников. Это явление вызвано  самыми разнообразными причинами, иногда — продолжительной болезнью. Может  оказаться также, что учитель  не учел особенностей ученика и не совсем правильно построил свою работу с ним. Некоторые ученики не всегда правильно оценивают трудности  того или иного предмета и поэтому  отстают, другие увлекаются одним предметом  в ущерб остальным. Много случаев  неуспеваемости учащихся из-за отсутствия контроля за их учебой и поведением со стороны родителей.

Отставание, неуспеваемость и второгодничество пагубно влияют на ученика. Он теряет уверенность в своих силах  и часто бросает учебу. Неуспеваемость и второгодничество наносят большой  материальный ущерб государству. Поэтому  преодолеть отставание и неуспеваемость — важнейший долг учителя. 
Одним из средств преодоления отставания является дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Если ученик отстал по болезни, но является хорошо успевающим, целесообразно сочетать работу под руководством учителя с самостоятельной работой. Если же ученик ленится, то не следует очень опекать его, нужно заставить его работать под контролем учителя, товарищей, родителей.

Дополнительные  занятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер. Возможно и полезно привлечение сильных  учащихся для помощи слабым. Но эту  работу должен организовать учитель. Не следует, однако, злоупотреблять дополнительными  занятиями. Особенно вредно оставлять  на дополнительные занятия весь класс. Такие занятия не дают должного эффекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр  и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.¾ 2008.¾ № 4.
  2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.¾ 2006.¾ № 2(3).
  3. Байбара Т. Урок-екскурсія. Методика його організації і проведення // Початкова школа.¾ 2008.¾ № 11.
  4. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных классах // Начальная школа.¾ 2007.¾ № 5.
  5. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа.¾ 2007.-№ 5.
  6. Березина Н.В. Роль соревнований на уроках английского языка в подготовительных группах детского сада и в начальной школе // Начальная школа.¾ 2007.¾ № 1.
  7. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.¾ 2006.¾ № 9.

Информация о работе Типы и виды упражнений. Их роль в формировании умений и навыков младших школьников