Типы и виды упражнений. Их роль в формировании умений и навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникает классно-урочная система обучения.
Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены.

Содержание

Формы обучения
Типы уроков и их структура
Урок экскурсия
Предметные уроки и практические занятия
Повышение эффективности урока
Организация домашней учебной работы учащихся
Дополнительные занятия с отстающими и не успевающими учениками
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 44.94 Кб (Скачать)

     3. Хороший урок отличает плановость, четкость построения. Это означает  прежде всего логически последовательное  расположение учебного материала,  определение последовательности  действий всех учащихся или  отдельных групп на каждом  этапе урока, четкое планирование  учителем практической деятельности  детей.

     4. Качество урока во многом зависит  от организации учащихся и  мобилизации их внутренних сил  на овладение материалом урока.  Это достигается путем доведения  цели и плана урока до сознания  школьников. Такая организация урока  делает работу учащихся целеустремленной, приучает их к планированию  своих действий в любой работе, формирует чувство ответственности  за ход и результаты урока  у каждого ученика.

     5. Каждый урок должен быть для  школьников шагом вперед, рождая  у них ощущение нужности, необходимости  хорошо знать материал урока,  в должной мере овладеть рекомендуемыми  способами решения задач, выполнения  тех или иных видов деятельности. Возникновение ощущения постоянного  движения вперед стимулирует  учебную деятельность учащихся.

     6. Современный урок должен строиться  в соответствии с достижениями  науки п требованиями программы.  Необходимо, чтобы содержание урока  соответствовало содержанию той  науки, предмет которой преподает  учитель, а его организация  — прогрессивным направлениям  развития психологии, педагогики, методики  преподавания предмета.

     7. Уроки должны убеждать учащихся  в ограниченности знаний отдельного  человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке,  и давать пищу для самостоятельных  раздумий, постоянной работы ума.

     8. Каждый урок должен быть направлен  на формирование у учащихся  уммения учиться. Школьников необходимо  учить самостоятельно находить  нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительных  источниках; самостоятельно перерабатывать  новую информацию с записью  основных положений в виде  краткого пересказа, конспекта  плана, с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать  полученные знания и приводить  в систему старые знания; создавать  на основе знаний, навыков, умений  новое, необычное — творить,  изобретать, исследовать.

     9. Урок должен быть воспитывающим.  Это достигается за счет отбора  содержания материала, за счет  продуманности всей организации  урока. Важно использовать урок не просто для передачи знаний, а для организации труда учащихся, труда мысли, труда разума, души, физического труда. 
Воспитывать на уроке, справедливо отмечал В. А. Сухомлинский,— значит возвышать человека, занятого трудом, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство гордости, чувство человеческого достоинства.

     10. Так как время урока строго  ограничено, оно должно быть экономно  использовано. Это обеспечивается  подготовленностью самого учителя  и учащихся; наличием дисциплины  и психологической готовности  детей; оборудованием урока —  техническими и другими средствами, доведением до конца замысла  урока.

     11. Завершенность, законченность урока  — одно из требований к хорошему  уроку. Подводя его итоги, лучшие  учителя отмечают: достигнуты ли  цели урока, решены ли поставленные  задачи, доволен ли учитель работой  всего класса и отдельных учащихся; на что должно быть обращено  внимание при работе дома, сообщают  и мотивируют оценки.

 
Урок экскурсия

     Н. К. Крупская метко назвала экскурсию  чтением книги жизни.

       Экскурсия — это своего рода  урок, но перенесенный в соответствии  с определенной учебной целью  на предприятие, в колхоз, музей.  Как и всякий урок, экскурсия  требует хотя и своеобразной, но совершенно определенной организации  работы учителя и учащихся. Она  тщательно планируется учителем. Во время экскурсии наряду  с наблюдениями используются  разнообразные методы учебной  работы: рассказ, беседа, демонстрации  и др. Современная советская школа  широко использует экскурсии  в учебном процессе. По некоторым  предметам (биологии, физике и  др.) экскурсии являются обязательными,  их проведение предусмотрено  учебными программами.

     Учебные экскурсии различаются по учебному материалу (географические, исторические, литературные), по месту их проведения (в природу, на производство, в музей), а также по основной дидактической  цели и месту, которое занимает экскурсия  в изучении темы. В зависимости  от этих условии различают вводные  и предварительные, экскурсии, с  них начинается изучение темы или  раздела, текущие, или сопровождающие и, наконец, итоговые, или заключительные, экскурсии.

В последнее  время широкое распространение  получают комплексные экскурсии; они  позволяют обогащать изучение различных  предметов наблюдениями, приучают школьников подходить к изучению явлений  с различных сторон и воспринимать явления целостно. Комплексные экскурсии  экономят учебное время школьников. В начальных классах комплексные  экскурсии должны занимать все большее  место.

В начальных  классах дети должны научиться наблюдать  изменения в явлениях природы, уметь  применять на практике знания, полученные на уроках русского языка, математики, природоведения. Поэтому с первых дней обучения детей экскурсии занимают важное место в общей системе  работы учителя. 
Подготовка и проведение экскурсии включает в себя выбор нужного объекта, подготовку учителя к проведению экскурсии, подготовку учащихся, подготовку самого объекта, разработку форм подведения итогов экскурсии. 
Прежде чем провести экскурсию, учитель сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, подбирает экскурсовода.

Проведение  экскурсии начинается со знакомства учащихся с расположением предприятия. Их можно провести по территории, осмотреть  с ними объекты экскурсии, посетить клуб или красный уголок. Вторая часть экскурсии концентрируется  на тех объектах, которые необходимы в связи с изучением данной темы.

Подведение  итогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях, пишут сочинения об экскурсии, выпускают  специальную стенную газету, оформляют  стенд. На основе экскурсии можно  провести разнообразную внеклассную  работу. Экскурсия — важное звено  в учебном процессе, поэтому учитель  заранее определяет, при изучении каких тем он проводит ее, намечает задачи экскурсии, а они, в свою очередь, определяют план и методы работы учителя  и учащихся на экскурсии. Учитель  остается организатором и руководителем  познавательной деятельности детей  на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания  речи экскурсовода детьми, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги. Для успеха обучения будет  лучше, если экскурсию на производство проведет сам учитель. Большая затрата  труда на подготовку экскурсии окупается  ее результатами.  
 
 

 
Предметные уроки  и практические занятия

     Для более углубленного изучения отдельных  вопросов программы в начальной  школе практикуются предметные уроки. Они вызывают у детей интерес  к изучаемому материалу, обогащают  их верными и точными представлениями, развивают мышление младших школьников.

     Предметные  уроки по своему характеру могут  быть самыми различными. Некоторые  из них непосредственным образом  связаны с изучаемым теоретическим  материалом программы, другие — с  проведенной экскурсией, практической работой детей. Предметные уроки, связанные  с экскурсией, проводятся, как правило, после нее и на основе собранного материала. 
Например, осенью во II классе проводят урок на тему «Декоративные цветущие растения», зимой — «Зимующие зеленые растения», «Комнатные растения», «Раннецветущие растения» и др.
 

Урок  по теме «Раннецветущие растения»

В начале урока учитель обращает внимание детей на то, что некоторые растения уже зацвели и в ходе беседы с учащимися перечисляет раннецветущие  растения. Учитель просит детей показать цветущие веточки деревьев, стоящие  на партах, спрашивает их названия. Он обращает внимание детей на подземные  части растений, объясняет им, что  в этих частях за лето откладывается  много питательных веществ, которые  обеспечивают растениям условия  для раннего цветения. В конце  урока материал обобщается, делаются необходимые выводы, проводится закрепление.

Предметные  уроки требуют от учителя тщательной подготовки. Приходится прежде всего  самому изучать материал, собирать факты, цифры, примеры, находить необходимые  наглядные пособия. Собранный материал подвергается методической обработке.

При этом особое внимание уделяется правильной дозировке материала, с тем чтобы  он мог быть глубоко усвоен детьми. Практические занятия с учащимися  проводятся по общеобразовательным  предметам и трудовому обучению. 
Считаются вполне оправдавшими себя следующие формы их проведения:
 
 

       1. Фронтальные занятия с классом в целом или с половиной класса.

       2. Занятия в составе бригады или звена, которые создаются для выполнения какого-то одного задания, и каждый учащийся получает определенную часть общего задания.

     3. Труд в ученических производственных  бригадах. Учащиеся начальных классов  могут быть подшефными этих  бригад и выполнять их отдельные  поручения.

       4. Индивидуальное обучение учащихся под руководством взрослых. 
Чаще всего практические занятия в начальной школе проводятся с использованием фронтальной формы организации учащихся. В этом случае они сохраняют многие черты, присущие уроку. Так же как и на обычном уроке, перед детьми ставится определенная цель занятия, дается инструктаж о порядке работы, а затем учащиеся приступают к ее выполнению. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь всем детям включиться в работу, показать более рациональные приемы труда, по окончании работы подвести итоги, оценить выполнение ее учащимися.

Бригадная и звеньевая формы применимы  также в общественно полезном труде, во внеурочное время или в  период летних каникул. 

Пути  повышения эффективности  урока

 
Признавая урок в качестве основной формы обучения, советская дидактика  в тесном контакте с передовыми учителями  постоянно ищет пути его дальнейшего  совершенствования.

Многое  делается для того, чтобы с первых минут урока овладеть активным вниманием  учащихся. С этой целью учитель  сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные  самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.

Определенное  значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение  его на небольшие законченные  элементы, и последовательная отработка  их до полного усвоения.

Важным  средством повышения эффективности  урока является многообразие видов  деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.

Особенно  важно соблюдение этого требования в начальной школе. Младшие школьники  усваивают знания лучше, если на уроке  чередуются разнообразные и непродолжительные  виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено  целью урока, не является ее выражением.

Элементы  игры в учебных занятиях с младшими школьниками. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни  младших школьников, она рассматривается  в качестве важного компонента основной деятельности) младших школьников —  учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи н труде. Игра — важное средство повышения  у учащихся интереса к учению.

В начальном  обучении широко распространены дидактические, или обучающие, игры. Они имеют  познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

В различных  видах учебной деятельности используется широкий арсенал разнообразных  игр. На уроках русского языка с успехом  используются игры-загадки, игры-драматизации, орфографические игры. Игра может  способствовать созданию у ученика I класса более полных представлений  о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике. На уроках чтения и  природоведения могут с успехом  использовать игры-путешествия, игры в  следопытов. 
Прекрасные образцы использования игры в учебном процессе даны в книге В. А. Сухомлинского. Школьники под руководством своего наставника знакомились с окружающей природой, жизнью людей труда, изучали нашу Родину, жизнь и труд народов зарубежных стран, их борьбу против эксплуатации, национального неравенства, расизма и других форм угнетения. И делали это в форме разнообразных игр, путешествий и др. Игровые элементы сочетались с серьезными занятиями: сбором материала учащимися по различным вопросам, его анализом, обобщением, формированием выводов. Здесь не было подмены учения игрой, против чего предостерегала научная дидактика во все времена.

Информация о работе Типы и виды упражнений. Их роль в формировании умений и навыков младших школьников