Теория взаимоотношения личность - коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Контрольная работа логически состоит из двух частей; первая - это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива.

Содержание

Введение
1. Теория взаимоотношения личность - коллектив
Основной принцип человеческого общения
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
Проблема общности в социальной психологии.
Проблемы социальной психологии.
Понятие единства развития личности и психики человека.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Типы конфликтов и их характеристика.

Детский коллектив
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

коллектив и личность.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Также все естественные группы можно разделить  на  слаборазвитые  и  высокоразвитые.

Слаборазвитые  малые  группы характеризуются тем,  что в

них нет  достаточной психологической общности,налаженных  деловых и личных отношений,  сложившейся структуры взаимодействия,чёткого распределения  обязанностей,приз  нанных  лидеров,эффективной  совместной работы. 
 

1.7  Типы конфликтов и их характеристика. 

   По направленности  конфликты  делятся  на "горизонтальные",

"вертикальные" и "смешанные".  К "горизонтальным"  относятся

такие конфликты, в которых не задействованы  лица, находящиеся в подчинении друг другу.  К "вертикальным" конфликтам относятся те из них,  в которых  участвуют лица,  находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены  и  "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм,  деловых отношений и разумных аргументов.  Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях:  когда одна из сторон упорно и жестко

настаивает  на  своей позиции и не желает учитывать интересы

другой  стороны;  когда один из оппонентов прибегает к нравственно  осуждаемым методам борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами,вторые - субъективными.

    2.  Детский коллектив.

 

     Развитый детский  коллектив  представляет  собой необходимое

 условие самоутверждения личности.  Ему присущи общность целей  и адекватность  мотивов предметно-практической совместной деятельности,  направленной на пользу общества, забота об общем результате,  определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.  Наиболее развитые формы взаимоотношений  детей  создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности:  учебной,  организационно-общественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной  целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп,  но и строить их на единой основе.  Сочетание взаимоответственности, с одной стороны,  а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития  подлинной  самостоятельности.  Максимальное развитие  самодеятельности  детей выступает определяющим

 признаком развитого детского коллектива.

     Социально признаваемая  деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов  может быть реализована в том случае,  если она соответствующим образом организована.

     Это должна быть такая организация, при которой:

     а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

     б) значимые  цели  этой деятельности имеют как общественный,

 так и личностный смысл;

     в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция  каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

    г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное,  с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива,потом для общешкольного,а затем для района, города, общества;

     д) деятельность эта направлена на благо  другим  людям,  обществу.  Именно  в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение  ребенка  учитывать  интересы,  позицию другого  человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

     Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив  организуется

взрослым.  При этом важное значение приобретает  вопрос о соотношении:  1) потребности  детей в общении и 2) задач,  поставленных перед этим коллективом.

Практически в любом организованном детском  объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов.  Однако наиболее широкие  возможности  их  взаимодействия создаются в условиях сформированного  детского коллектива.  Активно включая  детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности.

    Психолого-педагогическая  задача  при этом заключается в том,  чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально  полезной  функцией.  Иначе  его воспитательное воздействие нивелируется,  заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

     Детский коллектив,  существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую  систему,  внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

     Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между  детьми  в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей,  формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

     Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение  кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от  принятых норм поведения. 

 Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом  сверстников.

 Но главное состоит в том,  что только в небольших группах каждый

 ребенок может  определить  для себя такое положение в совместной работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

     К числу  важных  моментов  в организации детского коллектива

 относится  разновозрастное  построение  контактных  объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на  окружающих,  оптимизируя  собственное развитие.

     Но этот  путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом,  где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы,  разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.

 В общешкольном коллективе складывается совершенно особая  психологическая ситуация.  Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности  общих  интересов:  общешкольные дела,  взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков - создает возможности для установления  между  детьми  развернутых типов отношений.

     В частности  общешкольный  коллектив  обеспечивает единство,

 дружбу, товарищество старших и младших школьников.

     Ежегодно обновляясь,  общешкольный коллектив сохраняет в  то

 же время свои законы,  обычаи, традиции и требования. В этом от-

 ношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе,  тем  прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем значимее,  обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем  прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

 Целенаправленная организация разветвленного детского  коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

  Коллективизм  составляет  одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к  общественной делу,  выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном  лишь на достижении своих целей,  что таит опасность развития групповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри своего коллектива отношения товарищества,  взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста  за  пределами своего коллектива.

     В чем  причина  слабой сформированности коллективистских ка-

 честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

      

    Формирование коллектива класса,  ученической бригады, несомненно,  способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже товарищеские отношения,  отношения  деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности  отдельных  детей,  составляющих  коллектив.

 Коллективизм не может основываться лишь на делах своего  коллектива,  потому  что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива.  Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности,  творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

     Поэтому формирование  подлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей  конкретного коллектива, связь  этих  дел  и  целей с более широкими задачами других коллективов,  образующих общество,  именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные,  полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста.  Схематично эти исследования выглядят следующим образом.

  Возник, однако,  вопрос о степени сформированности коллективистских качеств личности детей.  Для выяснения этого был проведен дополнительный  эксперимент.  Смысл его состоял в коссвенной проверке того,  как поведет себя каждый подросток в ситуации выбора между личной и социально значимой целью. 

Оказалось, что те дети, которые длительно  действовали в многоплановом  коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов,  а на общее, общественно  значимое дело, обладают достаточно устойчивыми  коллективистским качествами.  Деятельность, выполняемая для общества,  была для них важна потому, что это  было связано с определением своего места в обществе,  с формированием самосознания.

     Следовательно задача  взрослых заключается в такой организа-

 ции просоциальной деятельности в условиях  детского  коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане.  Именно в этом  случае  происходит  становление личности ребенка,  для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения  детей не только к цели данного коллектива(при сохранении ее конкретной значимости),  но и к общему  делу вообще.

     Полученные данные убеждают  в  необходимости  одновременного включения детей  в  специально  организованную "скользящую сеть" различных коллективов:

     а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-

 венных, спортивных, игровых;

     б) постоянных, сезонных, временных;

     в) одно- и разновозрастных;

     г) малочисленных и многочисленных.

     
 

Информация о работе Теория взаимоотношения личность - коллектив