Теория взаимоотношения личность - коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Контрольная работа логически состоит из двух частей; первая - это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива.

Содержание

Введение
1. Теория взаимоотношения личность - коллектив
Основной принцип человеческого общения
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
Проблема общности в социальной психологии.
Проблемы социальной психологии.
Понятие единства развития личности и психики человека.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Типы конфликтов и их характеристика.

Детский коллектив
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

коллектив и личность.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2011

    Оглавление

 

      Введение

    1.       Теория взаимоотношения личность - коллектив

      1. Основной  принцип человеческого общения
      2. Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
      3. Проблема общности в социальной психологии.
      4. Проблемы социальной психологии.
      5. Понятие  единства  развития личности и психики человека.
      6. Понятие и структура малых групп в психологии.
      7. Типы конфликтов и их характеристика.
 
    1. Детский коллектив

      Список используемой литературы 
       
       
       
       
       

    Введение.

 

         Цель данной контрольной работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во  взаимоотношениях личности и коллектива.

         Контрольная работа логически состоит из двух частей; первая - это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива.

         Вторая  часть посвящена формированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственное понятие “коллектив”, осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Теория  взаимоотношения  личность — коллектив.

1.1 Основной принцип человеческого  общения.

      Отношения в группах по мере их превращения в коллективы  за

  кономерно  изменяются.  Сначала они бывают относительно без-

  различными (люди,  не знающие или слабо знающие друг  друга,

  не  могут  определённо относится друг к другу),  затем могут

  становится конфликтными,  а при благоприятных условиях прев-

  ращаться  в  коллективистские.  Всё это обычно происходит за

  сравнительно короткое время,  в течение  которого  индивиды,

  составляющие  группу,  не  могут измениться как личности.  У

  каждого человека есть  свои  положительные  и  отрицательные

  черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей

  стороной,  положительной или отрицательной,  он выступит  во

  взаимоотношениях с людьми,  зависит от этих людей и социаль-

  ного окружения, от особенностей группы, в которую он включён

  в  данный момент времени.

    Согласно  интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих  базовых  свойствах,  внешне может  проявлять себя по разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Замечена закономерность:  чем ближе по уровню  своего  развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятные условия она создаёт для проявления  лучших  сторон в личности и торможения того,что в ней есть худшего. И напротив,чем дальше группа по уровню своего развития

 отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

1.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений. 

   В самом общем виде развитие личности можно представить  как

 процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в

 ней.  Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 

1. Фаза адаптации. Предполагает активное усвоение действующих  в общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные,  учебные, производственные) и овладеет теми приёмами  и  средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

 2. Фаза индивидуализации . Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности,  её фиксации.

3. Фаза  интеграции.. Детерминируется противоречиями  между сложившимися на предыдущей  фазе  стремлением  субъекта  быть идеально представленным  в других своими особенностями  и значимыми для него отличиями  - с одной стороны,  и потребностью  общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

1.3 Проблема общности в социальной  психологии. 

    Для индивида,  входящего в группу, осознание принадлежности  к ней осуществляется прежде  всего  через  принятие этих  характеристик,  то есть через осознание факта некоторой

психической общности с  другими  членами  данной  социальной

группы.  Можно сказать,  что "граница" группы воспринимается

как граница  этой психической общности.  Главной  чисто психологической характеристикой  группы является наличие так называемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным принципом  психического  оформления общности является различение для индивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования "мы",  в отличие от другого образования "они". 

"Мы-чувство"  выражает потребность  отдифференцировать  одну  общность  от другой и  является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.  Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется:  рассматриваются выделенные средствами социологии реальные  социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической  общностью, то есть  позволяют  каждому  её члену идентифицировать себя с группой. 
 
 
 
 
 

1.4 Проблемы социальной психологии. 

   Социальная психология пользуется определением личности, ко-

  торое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.есть

  прежде всего в каких конкретных группах,  личность,  с одной

  стороны,  усваивает социальные влияния и,  с другой стороны,

  каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою

  социальную сущность. Отличие такого подхода от социологичес-

  кого  заключается  в  том,  что она выявляет,  каким образом

  сформировались эти социально-типические черты,  почему в од-

  них  условиях  формирования личности они проявились в полной

  мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические

  черты  вопреки  принадлежности личности к определённой соци-

  альной группе.  В большей мере, чем в социологическом подхо-

  де,  здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и

  деятельности личности, как вся система межличностных отноше-

  ний,  внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-

  ностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихо-

  логического отличается тем,  что социальная психология расс-

  матривает поведение и  деятельность  "социально-детерминиро-

  ванной  личности"  в конкретных реальных социальных группах,

  индивидуальный вклад каждой личности в деятельность  группы,

  причины,  от  которых  зависит величина этого вклада в общую

  деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в

  исследовании  личности  является  взаимоотношение личности с

  группой. 
 

1.5 Понятие  единства  развития  личности и психики человека. 

   В жизни конкретного человенка как индивида,  как отдельного

  представителя  человеческой  общности его личность и психика

  представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психи-

  кой,  но в то же время индивид выступает как личность, явля-

  ясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе

  отношений. Детерминантой развития личности является деятель-

  ностно-опосредствованный тип взаимоотношений,  которые скла-

  дываются  у  человека  с  наиболее  значимой  для него груп-

  пой(группами) в этот период.  Эти взаимоотношения  опосредс-

  твуются содержанием и характером деятельностей,  которые за-

  даёт эта референтная группа,  и общения, которое в ней скла-

  дывается.  Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие

  группы выступает как фактор развития личности  в  группе.  В

  соответствии  с концепцией персонализации индивид характери-

  зуется потребностью быть личностью,  т.е.  оказаться и оста-

  ваться  в  максимальной степени представленным значимыми для

  него качествами в жизнедеятельности других  людей,  осущест-

  влять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы,

  и способностью быть личностью,  т.е. совокупностью индивиду-

  альных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния,

  обеспечивающие удовлетворение  потребности  быть  личностью.  
 
 
 

    1. Понятие и структура малых групп в  психологии.
 

   Малая группа  - это немногочисленные по составу объединения

людей,  члены которого имеют общую цель и находятся  друг  с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность её членов,  которая  выделяет и обособляет её,  придаёт её относительную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных.  Малые группы могут быть разными по количественному составу:  от 2-3 до 30-40 человек;  различными

по  структуре отношений,  существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу,  характеру ценностей, норм и правил,  которых придерживаются их члены, межличностным отношениям,  целям и содержанию деятельности.  Условными  или  номинальными называются группы,  которые объединяют людей,  не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность  им выделяются реальные группы.  Они представляют собой действительно  существующие  объединения  людей,  полностью  отвечающие  определению малой группы.  Естественными называют такие группы,  которые складываются сами  по  себе, независимо от желания экспериментатора.  Они возникают и существуют исходя из потребностей общества  или  включённых  в эти  группы людей.  Естественные группы бывают формальными и неформальными.Формальные создаются и существуют лишь в  рамках официально признанных организаций.

Информация о работе Теория взаимоотношения личность - коллектив