Теория обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 02:06, реферат

Описание работы

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание-учение.

Содержание

Введение 3
1. Процесс обучения 4
2. Закономерности обучения 7
3. Классификация методов обучения 12
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

теория обучения 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод.

      Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель - учащиеся - преподаватель - учащиеся и т.д.

      Таким образом, сущность частичного поискового метода обучения сводится к тому, что:

      - не все знания учащимся предлагаются  в готовом виде, их частично  нужно добывать самостоятельно;

      - деятельность преподавателя заключается  в оперативном управлении процессом  решения проблемных задач.

      Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.

      Исследовательский метод обучения предусматривает  творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:

      - преподаватель вместе с учащимися  формулирует проблему;

      - учащиеся самостоятельно ее разрешают;

      - преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

      Таким образом, исследовательский метод  используется не только для обобщения  знаний, но главным образом для  того, чтобы ученик научился приобретать  знания, исследовать предмет или  явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

      Главный недостаток этого метода обучения состоит  в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя.

      Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения.

      Согласно  этой классификации методы обучения делятся на три группы:

      1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

      2) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности;

      3) методы контроля и самоконтроля  за эффективностью учебно-познавательной  деятельности.

      Первая  группу включает следующие методы:

      - перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);

      - словесные (лекция, рассказ, беседа  и др.);

      - наглядные (демонстрация, иллюстрация);

      - практические (опыты, упражнения, выполнение  заданий);

      - логические, то есть организация  и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

      - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые,  репродуктивные);

      - самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

      Ко  второй группе методов относятся:

      - методы формирования интереса  к учению (познавательные игры, учебные  дискуссии, создание проблемных  ситуаций и др.);

      - методы формирования долга и  ответственности в учении (поощрение,  одобрение, порицание и др.).

    К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

 

Заключение 

      Обучение  – это способ организации образовательного процесса. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

      Эффективность обучения определяется внутренними  внешними критериями. Внутренние критерии: успешность обучения и академическая  успеваемость, качество знаний и степень  наработанности умений и навыков. Внешние критерии: степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повысить образование.

      Выделяют  внешние и внутренние закономерности обучения.

      Принципы  обучения воплощают требования его  организации – наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, единства теории и практики.

      Существуют  различные подходы к классификации методов обучения.

      Классификация методов обучения по уровню активности учащихся: пассивные, активные.

      Классификация методов обучения по источнику получения  знаний.

      - к словесным методам обучения  относятся: рассказ; беседа, дискуссия;

      - к наглядным методам обучения относят: иллюстрация, демонстрация;

      - к практическим методам относятся:  упражнение, лабораторная работа, практическая  работа.

      Классификация методов обучения по дидактической  цели позволяет выделить три группы:

      - методы, способствующие изучению новых знаний;

      - методы по закреплению знаний;

      - методы контроля усвоения.

      В классификации по характеру познавательной деятельности методы подразделяются на следующие виды:

      - объяснительно-иллюстрированные (информационно-рецептивные);

      - репродуктивные;

      - проблемного изложения;

      - частично-поисковые (эвристические);

      - исследовательские.

      Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения:

      - методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности;

      - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

      - методы контроля и самоконтроля  за эффективностью учебно-познавательной  деятельности.

 

     Список использованной литературы 

  1. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко (и др.); под  ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
  2. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогичеких колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004
  3. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.Г. Милорадова. - М.: Гардарики. 2007
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Издательство «Питер», 2005
  5. Селиванов В.С. Педагогика. - Смоленск, 2004
  6. Сластелин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластелина: в 2 ч. Ч. 1. - М., 2006
  7. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Никитина. - М., 2004

Информация о работе Теория обучения