Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 02:06, реферат
Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание-учение.
Введение 3
1. Процесс обучения 4
2. Закономерности обучения 7
3. Классификация методов обучения 12
Заключение 19
Список использованной литературы
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель - учащиеся - преподаватель - учащиеся и т.д.
Таким образом, сущность частичного поискового метода обучения сводится к тому, что:
-
не все знания учащимся
-
деятельность преподавателя
Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:
-
преподаватель вместе с
-
учащиеся самостоятельно ее
- преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения.
Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:
1)
методы организации и
2)
методы стимулирования и
3)
методы контроля и
Первая группу включает следующие методы:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические, то есть организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
-
гностические (исследовательские, проблемно-
-
самоуправление учебными
Ко второй группе методов относятся:
-
методы формирования интереса
к учению (познавательные игры, учебные
дискуссии, создание
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Заключение
Обучение – это способ организации образовательного процесса. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Эффективность обучения определяется внутренними внешними критериями. Внутренние критерии: успешность обучения и академическая успеваемость, качество знаний и степень наработанности умений и навыков. Внешние критерии: степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повысить образование.
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
Принципы
обучения воплощают требования его
организации – наглядности, сознательности
и активности учащихся в обучении,
систематичности и
Существуют
различные подходы к
Классификация методов обучения по уровню активности учащихся: пассивные, активные.
Классификация методов обучения по источнику получения знаний.
- к словесным методам обучения относятся: рассказ; беседа, дискуссия;
- к наглядным методам обучения относят: иллюстрация, демонстрация;
-
к практическим методам
Классификация методов обучения по дидактической цели позволяет выделить три группы:
- методы, способствующие изучению новых знаний;
- методы по закреплению знаний;
- методы контроля усвоения.
В классификации по характеру познавательной деятельности методы подразделяются на следующие виды:
- объяснительно-иллюстрированные (информационно-рецептивные);
- репродуктивные;
- проблемного изложения;
-
частично-поисковые (
- исследовательские.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения:
-
методы организации и
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
-
методы контроля и
Список использованной
литературы