Теория обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 02:06, реферат

Описание работы

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание-учение.

Содержание

Введение 3
1. Процесс обучения 4
2. Закономерности обучения 7
3. Классификация методов обучения 12
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

теория обучения 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    Третий  общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

    Методы  обучения—это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались  попытки создать классификатор  методов обучения. Существуют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и  экзамены, защита проектов).

    Форма обучения — это специальная конструкция  самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся  под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.

    В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и  лекционно-практическая системы обучения.

    Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

    - основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (занимающий 45 минут);

    - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;

    - ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;

    - класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);

    - класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;

    - для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;

    - учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

    - учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;

    - обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

    Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения:

    - лекция — это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут);

    - практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза;

    - в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента;

    - учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения);

    - совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе;

    - курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий;

    - учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;

    - каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам;

    - обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома). 

 

     3. Классификация  методов обучения 

      Существуют  различные подходы к классификации  методов обучения. Наиболее распространенные из них представлены на рисунке 1. Каждый из блоков методов обучения имеет свою, в разной степени разветвленную, классификацию.

    

Рисунок 1. Критерии классификации  методов обучения 

      Классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

      Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

      Существует  три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные  методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые  предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

      Словесные методы занимают центральное место  в системе методов обучения.

      К словесным методам обучения относятся:

      - рассказ - передача знания в виде повествования, построенного с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Чаще всего используются в младших классах;

      - беседа или  консультация - преподаватель  дает информацию по комплексу  вопросов заранее известной темы в виде диалога с учащимся. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учащихся к усвоению понятий, теорий, законов, используя вопросы, которые задет или на которые отвечает учащийся;

      - дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое и направляемое учителем. Для дискуссий выбираются специальные, так называемые дискуссионные темы, то есть темы, не имеющий однозначного решения.

      Словесные методы обладают многими достоинствами. Они позволяют в сжатые сроки сообщить большой объем информации; в беседе, дискуссии формируется познавательная активность, учащиеся проявляют самостоятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, формулировать вопросы. К недостаткам этих методов относят возможность «отрыва от жизни», от практической деятельности.

      Наглядные методы. Среди органов чувств, с  помощью которых человек познает  мир, особо выделяется зрение. Совершенно верно отражена эта особенность  человеческого восприятия мира в  поговорке «Лучше раз увидеть, чем семь раз услышать». Поэтому словесные методы следует сочетать с наглядными. Значение форм сочетания дает возможность учителю творчески применять средства наглядности в соответствии с поставленной дидактической задачей, особенностями учебного материала и конкретными условиями обучения.

      К наглядным методам обучения относят:

      - иллюстрация - показ и организация  познавательной деятельности на  основе экспонируемого объекта  (статистического);

      - демонстрация - показ динамических  моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

      Наглядные методы выполняют следующие функции:

      - обеспечение восприятия предмета  изучения, формирование представления  о нем;

      - создание условий для освоения  существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

      Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести  к формированию понятий, законов, теорий.

      Практические  методы. К задачам обучения относится  формирование не только представлений или научных понятий, но и умений. Для этих целей используют практические методы:

      - упражнение - многократное выполнение  учебных действий с целью обработки  умений и навыков. Требования  к упражнению: уяснение учеником  целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты;

      - лабораторная работа - проведение  учащимися в условиях лаборатории  опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих  изучать процессы;

      - практическая работа - выполнение  заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов,  работа на пришкольных участках, в мастерских и прочее. Цель  практических работ - применение  знаний, выработка опыта и умений  деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.

      Практические  методы применяются в сочетании  с наглядными и словесными.

      Классификация методов обучения по дидактической  цели позволяет выделить три группы:

      - методы, способствующие изучению  новых знаний;

      - методы по закреплению знаний;

      - методы контроля усвоения.

      В качестве критерия подразделения методов  на группы по это классификации выступают  цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя  по достижению обучающей цели.

      При такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.

      В классификации по характеру познавательной деятельности методы подразделяются на следующие виды:

      - объяснительно-иллюстрированные (информационно-рецептивные);

      - репродуктивные;

      - проблемного изложения;

      - частично-поисковые (эвристические);

      - исследовательские.

      Сущность  объяснительно-иллюстрированного метода состоит в том, что преподаватель  разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют  в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т.п.).

      Познавательная  деятельность учащихся сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

      Репродуктивный  метод предполагает, что преподаватель  сообщает, объясняет знания в готовом  виде, а учащиеся усваивают их и  могут воспроизвести, повторить  способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

      Главное преимущество данного метода, как  и объяснительно-иллюстрированного  метода, - экономичность. Этот метод  обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может значительной.

      Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

      Метод проблемного изложения является переходным от исполнительной к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В тоже время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Информация о работе Теория обучения