Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 02:06, реферат
Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание-учение.
Введение 3
1. Процесс обучения 4
2. Закономерности обучения 7
3. Классификация методов обучения 12
Заключение 19
Список использованной литературы
Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).
Методы обучения—это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.
В
школе и вузе на протяжении столетий
функционируют классно-урочная
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:
- основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (занимающий 45 минут);
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
- ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;
- класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);
- класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
- для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
- учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
- учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;
- обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.
Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения:
- лекция — это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут);
- практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза;
- в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента;
- учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения);
- совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе;
- курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий;
- учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;
- каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам;
-
обучение в вузе завершается сдачей выпускных
экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности
(возможна защита диплома).
3. Классификация
методов обучения
Существуют
различные подходы к
Рисунок
1. Критерии классификации
методов обучения
Классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).
Классификация методов обучения по источнику получения знаний.
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения.
К словесным методам обучения относятся:
- рассказ - передача знания в виде повествования, построенного с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Чаще всего используются в младших классах;
- беседа или консультация - преподаватель дает информацию по комплексу вопросов заранее известной темы в виде диалога с учащимся. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учащихся к усвоению понятий, теорий, законов, используя вопросы, которые задет или на которые отвечает учащийся;
- дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое и направляемое учителем. Для дискуссий выбираются специальные, так называемые дискуссионные темы, то есть темы, не имеющий однозначного решения.
Словесные методы обладают многими достоинствами. Они позволяют в сжатые сроки сообщить большой объем информации; в беседе, дискуссии формируется познавательная активность, учащиеся проявляют самостоятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, формулировать вопросы. К недостаткам этих методов относят возможность «отрыва от жизни», от практической деятельности.
Наглядные
методы. Среди органов чувств, с
помощью которых человек
К наглядным методам обучения относят:
-
иллюстрация - показ и организация
познавательной деятельности
- демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.
Наглядные методы выполняют следующие функции:
-
обеспечение восприятия
- создание условий для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.
Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий.
Практические методы. К задачам обучения относится формирование не только представлений или научных понятий, но и умений. Для этих целей используют практические методы:
-
упражнение - многократное выполнение
учебных действий с целью
-
лабораторная работа - проведение
учащимися в условиях
-
практическая работа - выполнение
заданий по обработке
Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.
Классификация методов обучения по дидактической цели позволяет выделить три группы:
- методы, способствующие изучению новых знаний;
- методы по закреплению знаний;
- методы контроля усвоения.
В качестве критерия подразделения методов на группы по это классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели.
При такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
В классификации по характеру познавательной деятельности методы подразделяются на следующие виды:
- объяснительно-иллюстрированные (информационно-рецептивные);
- репродуктивные;
- проблемного изложения;
-
частично-поисковые (
- исследовательские.
Сущность
объяснительно-
Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Главное
преимущество данного метода, как
и объяснительно-
Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительной к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В тоже время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.