Теория обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 02:06, реферат

Описание работы

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание-учение.

Содержание

Введение 3
1. Процесс обучения 4
2. Закономерности обучения 7
3. Классификация методов обучения 12
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

теория обучения 1.doc

— 105.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теория  обучения 

 

     Содержание 

Введение 3
1. Процесс обучения 4
2. Закономерности  обучения 7
3. Классификация методов обучения 12
Заключение 19
Список  использованной литературы 21
 

 

Введение 

      Дидактика (теория и практика обучения) представляет один из разделов общей педагогики. Обучение, преподавание и учение - основные категории дидактики.

      Обучение  выступает одним из оптимальных  способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку  средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание-учение.

      Методы  обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Выбор методов зависит от особенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной и индивидуальной специфики учащихся, уровня образованности, развития и воспитания ученика, материально-технической оснащенности учебного заведения, способностей и возможностей учителя, его мастерства и личных качеств, времени на решение дидактических задач.

      В мировой практике сложились разнообразные  стили обучения и появляются разноплановые  образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона.

      В мировой практике известны разные типы, виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку - «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей, задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя.

 

1. Процесс обучения 

    Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических  основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

    Выделяют  общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения  математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

    Обучение, преподавание, учение — основные категории  дидактики.

    Обучение  — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

    Преподавание  — это деятельность учителя по:

    - передаче информации;

    - организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

    - оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

    - стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

    - оценке  учебных  достижений учащихся.

    Целью преподавания является организация  эффективного учения каждого ученика  в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

    Учение  - это деятельность ученика по:

    - освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

    - самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

    - осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

    Учебная деятельность включает в себя:

    - овладение системами знаний и оперирование ими;

    - овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

    - развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

    - овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

    Эффективность обучения определяется внутренними  и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

    Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

    Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

    Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

    - различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

    - запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

    Качество  знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

    Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

    В качестве внешних критериев эффективности  процесса обучения принимают:

    - степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

    - темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

    - уровень образованности или профессионального мастерства;

    - готовность повысить образование.

    В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию. 

 

2. Закономерности обучения 

    Выделяют  внешние и внутренние закономерности обучения.

    К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования; ко вторым - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

    К внешним закономерностям относятся:

    - социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

    - воспитывающий и развивающий характер последнего;

    - обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

    - зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

    К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

    - зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

    - отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

    - подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

    - задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения - к навыку.

    Принципы  обучения воплощают требования его  организации - наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

    В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.

    В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.

    Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:

    - наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным, в передаваемой информации;

    - системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обучающихся;

    - активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависимости от педагога;

    - взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;

    - доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

    - народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

    Второй  общий момент для любого вида обучения - это цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.

Информация о работе Теория обучения