Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3
Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6
1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6
1.2 Классификация инноваций ……………………………………...............10
1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15
Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19
2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19
2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..…..............29
Список литературы………………………………..…………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Ермоленко.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Человек и ребёнок – основные социокультурные  ценности. В данной школе коллектив  старается найти средства “к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты“, как сказал великий Ушинский. Поэтому девиз школы: “ Не ищите особенного подхода к детям, ко всем людям у нас должен быть один подход – человеческий“.

     Антропологическая школа – это открытая педагогическая платформа. Она предполагает использование  в работе современных педагогических технологий:

  - личностно-ориентированного обучения;

  - системы развивающего обучения  Л.В.Занкова;

  - уровневой дифференциации;

  - технологии полного усвоения  знаний;

  - коллективного способа обучения;

  - модульного обучения.

     МОУСОШ  № 8  - школа профильного образования, целью которого является организация деятельности по соотнесению общности образовательного пространства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. В ближайшем будущем руководители школы мечтают создать реальную модель многопрофильной школы.

     Создание  многопрофильной среды приводит к серьёзному изменению подходов в отборе содержания и технологий образования.

     Обновление  содержания образования ведётся  по следующим параметрам:

  • расширение сети предметов;
  • создание и систематизация профильного набора программ;
  • создание разноуровневого ученического материала;
  • переработка программ традиционных предметов в зависимости от профиля класса;
  • создание и приобретение пособий по самообразованию;
  • создание программ элективных курсов, дополнительного образования;
  • сращивание основного и дополнительного образования;
  • концептуализация преподавания профильного компонента;
  • диалогичность и интеграция предметных образовательных областей;
  • социализация содержания.

     Антропологическая направленность школы реализуется в первую очередь через содержание образования. В учебный план включены предметы человековедческого профиля:

  - культура речи (начальная школа);

  - мировая художественная культура (5 – 11 классы);

  - ритмика;

  - декоративно-прикладное искусство  (5 – 8 классы);

  - валеология (5 – 11 классы);

  - актёрское мастерство (как основа  педагогического мастерства, этика  общения в коллективе) (7 – 8 классы);

  - экономика;

  - экологизированная химия;

  - биологическая антропология (10 класс);

  - психология;

  - социология и др.

     Преподавание  психологии в старших классах  строится с учётом запросов учеников – “расскажите, как лучше узнать себя и узнать, как на тебя смотрят  другие“.

     В ходе изучения социологии формируются  навыки умственного труда – планирование различных видов деятельности, поиск рациональных путей их выполнения, предвидение, критическая оценка результатов. На уроках социологии школьники изучают свои социальные роли, статус, поведение, темперамент, выявляют свой стиль общения, учатся грамотно вести дискуссии, спорить, публично выступать, убеждать. Преобладают такие формы проведения занятий, как тренинг, дискуссия, диспут.

     В задачи курса мировой художественной культуры входит создание багажа культурно-исторических, художественно-эстетических знаний, активизация  познавательного интереса и эстетической потребности.

     В основу концепции школы самовоспитания положены идеи системы развивающего обучения Занкова, которая:

  - поддерживает свойственную детям  активность;

  - опирается на их жизненный  опыт;

  - прилагает специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребёнку успех в той или иной деятельности;

  - организует творческое сотрудничество  детей друг с другом, с педагогами  и родителями;

  - создаёт условия для активного  освоения ребёнком пространства  своего бытия;

  - бережно относится ко времени ребёнка.

     Руководители  школы остановили свой выбор именно на этой системе, прежде всего потому, что в ней реализуются те “прорывные“  идеи, которые поставлены перед школой жизнью, - считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. В системе Занкова решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.

     Особенности и условия жизнедеятельности  гуманистической воспитательной системы  “Антропологическая школа“:

  • создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы, осуществляющиеся на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу;
  • отношения учитель – ученик строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
  • позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности;
  • дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модульных, практикумов, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

     Системообразующим фактором жизнедеятельности школы  является познавательная деятельность детей, направленная на формирование гражданской  и нравственной позиций, освоение культурного  наследия, пробуждение интереса к знаниям как к самостоятельной ценности.

       Так же в школе работают спортивные секции, театральные студии и студии декоративно-прикладного искусства, ансамбли спортивного и бального танцев, кружки начального технического моделирования, радиолюбителей, хореографические ансамбли.

     Одним из путей превращения учения в  форму жизнедеятельности ребёнка  в условиях учебного процесса выступает  событийный подход к его организации. Обучение здесь стараются превратить в события реальной жизни ребёнка. При этом объективная цель обучения сознательно заменяется целью, имеющей для ученика личностный смысл. Такая замена принципиально обозначена в концепции и модели учебного процесса этой школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Внедрение инновационных технологий в процесс образования просто необходим, поскольку он дает возможность поиска и внедрения новых, порой неудобных, но так же порой и оптимальных способов обучения. Для создания инновационных технологий обучения приходиться вкладывать, конечно, огромные затраты как умственные, так и материальные, но плоды которые может принести этот труд в свою очередь могут с лихвой окупить вложенные усилия.

        Новые методы, которые предлагают  наука и практика, должны обеспечивать  высокий учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. С этой точки зрения далеко не все инновации оправдывают себя, хотя на отдельных этапах могут быть получены весьма обнадеживающие результаты.

Критерии прогрессивности  педагогических инноваций могут  выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.

Предлагаемые  нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать  критериям обоснованности, к которым  относятся:

  • оптимальность, означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемых результатов;
  • результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности учителей;
  • возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
 

     На  основании всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что чем больше в нашей стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут ученики и ознакомлены с процессами внедрения инноваций руководители и учителя. Таким образом, внедрение новых технологий обучения просто необходимо в современной образовательной системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      • Список  использованной литературы:
       

      1. Беляев, В.И. Педагогическая инноватика / В.И. Беляев. – М.: Педагогика, 1986.

      2. Котлярова, И.О. Педагогическая инноватика / И.О. Котлярова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2003.

      3. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: монография / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. – М.: ВЛАДОС, 2002.

      4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978.

       5. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. – М.: Центр пед. образования, 2008.

      6. Осипов, Ю.М. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / Ю.М. Осипов. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2003.

      7. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. «Педагогика: инновационная деятельность», М., 1997 г.

      8. Лазарев,  В. С. «Понятие педагогической  и инновационной системы школы»/    В. С. Лазарев// Сельская школа.  – 2003. – № 1.

      9. Лаздина,  Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 2.

      10. Алексеева,  Л. Н. Инновационные технологии  как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3.

      11. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа.  – 2005. – № 6.

      12. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.

    Информация о работе Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании