Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании.
Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3
Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6
1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6
1.2 Классификация инноваций ……………………………………...............10
1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15
Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19
2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19
2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..…..............29
Список литературы………………………………..…………………………………..31
Человек и ребёнок – основные социокультурные ценности. В данной школе коллектив старается найти средства “к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты“, как сказал великий Ушинский. Поэтому девиз школы: “ Не ищите особенного подхода к детям, ко всем людям у нас должен быть один подход – человеческий“.
Антропологическая школа – это открытая педагогическая платформа. Она предполагает использование в работе современных педагогических технологий:
-
личностно-ориентированного
- системы развивающего обучения Л.В.Занкова;
- уровневой дифференциации;
- технологии полного усвоения знаний;
-
коллективного способа
- модульного обучения.
МОУСОШ № 8 - школа профильного образования, целью которого является организация деятельности по соотнесению общности образовательного пространства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. В ближайшем будущем руководители школы мечтают создать реальную модель многопрофильной школы.
Создание многопрофильной среды приводит к серьёзному изменению подходов в отборе содержания и технологий образования.
Обновление содержания образования ведётся по следующим параметрам:
Антропологическая направленность школы реализуется в первую очередь через содержание образования. В учебный план включены предметы человековедческого профиля:
- культура речи (начальная школа);
-
мировая художественная
- ритмика;
-
декоративно-прикладное
- валеология (5 – 11 классы);
- актёрское мастерство (как основа педагогического мастерства, этика общения в коллективе) (7 – 8 классы);
- экономика;
- экологизированная химия;
- биологическая антропология (10 класс);
- психология;
- социология и др.
Преподавание психологии в старших классах строится с учётом запросов учеников – “расскажите, как лучше узнать себя и узнать, как на тебя смотрят другие“.
В
ходе изучения социологии формируются
навыки умственного труда –
В задачи курса мировой художественной культуры входит создание багажа культурно-исторических, художественно-эстетических знаний, активизация познавательного интереса и эстетической потребности.
В основу концепции школы самовоспитания положены идеи системы развивающего обучения Занкова, которая:
-
поддерживает свойственную
- опирается на их жизненный опыт;
- прилагает специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребёнку успех в той или иной деятельности;
-
организует творческое
-
создаёт условия для активного
освоения ребёнком
- бережно относится ко времени ребёнка.
Руководители школы остановили свой выбор именно на этой системе, прежде всего потому, что в ней реализуются те “прорывные“ идеи, которые поставлены перед школой жизнью, - считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. В системе Занкова решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.
Особенности и условия жизнедеятельности гуманистической воспитательной системы “Антропологическая школа“:
Системообразующим фактором жизнедеятельности школы является познавательная деятельность детей, направленная на формирование гражданской и нравственной позиций, освоение культурного наследия, пробуждение интереса к знаниям как к самостоятельной ценности.
Так же в школе работают спортивные секции, театральные студии и студии декоративно-прикладного искусства, ансамбли спортивного и бального танцев, кружки начального технического моделирования, радиолюбителей, хореографические ансамбли.
Одним
из путей превращения учения в
форму жизнедеятельности
Заключение.
Внедрение инновационных технологий в процесс образования просто необходим, поскольку он дает возможность поиска и внедрения новых, порой неудобных, но так же порой и оптимальных способов обучения. Для создания инновационных технологий обучения приходиться вкладывать, конечно, огромные затраты как умственные, так и материальные, но плоды которые может принести этот труд в свою очередь могут с лихвой окупить вложенные усилия.
Новые методы, которые предлагают
наука и практика, должны обеспечивать
высокий учебно-воспитательный
Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
На
основании всего
1. Беляев, В.И. Педагогическая инноватика / В.И. Беляев. – М.: Педагогика, 1986.
2. Котлярова, И.О. Педагогическая инноватика / И.О. Котлярова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2003.
3. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: монография / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. – М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978.
5. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. – М.: Центр пед. образования, 2008.
6. Осипов, Ю.М. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / Ю.М. Осипов. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2003.
7. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. «Педагогика: инновационная деятельность», М., 1997 г.
8. Лазарев,
В. С. «Понятие педагогической
и инновационной системы школы»
9. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 2.
10. Алексеева,
Л. Н. Инновационные
11. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. – 2005. – № 6.
12. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.
Информация о работе Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании