Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3
Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6
1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6
1.2 Классификация инноваций ……………………………………...............10
1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15
Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19
2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19
2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..…..............29
Список литературы………………………………..…………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Ермоленко.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    Подчеркнём  единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.

    Другое  системное понятие - инновационная  деятельность - комплекс принимаемых  мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной  деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

 

    1. Классификация инноваций.
 

        Инновации в образовании считаются  новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а  работниками и организациями  системы образования и науки.

    Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5) 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6) по источнику  возникновения:

  • внешние (за пределами образовательной системы);
  • внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
 
 

7)  по масштабу  использования:

  • единичные;
  • диффузные.

8) в зависимости  от функциональных возможностей:

нововведения - условия  
нововведения-продукты
организационно-управленческие нововведения
обеспечивают  эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные  образовательные среды, социокультурные  условия и т. д. педагогические  средства, технологические образовательные  проекты и т. д. качественно новые  решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.
 
 
 
 
 
 

9) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10) по признаку  интенсивности инновационного изменения  или уровню инновационности:

- инновации нулевого порядка - это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента);

- инновации первого порядка - характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве;

- инновации второго порядка - представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);

- инновации третьего порядка - адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;

- инновации четвертого порядка - содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей);

- инновации пятого порядка - инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы);

- инновации шестого порядка - в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;

- инновации седьмого порядка - представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных  (педагогических) систем.

11) по осмыслению  перед внедрением инноваций:

случайные полезные системные
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение инновации, соответствующие  миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными  целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами.
 

     Опираясь  на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.  

1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании. 

        Инновационная образовательная  деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит  развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса). Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельность и на степень активности участия учителей в инновационном процессе, которые, наряду с разнообразными моделями и специфическими особенностями инновационного процесса, рассматриваются в исследованиях по педагогической инноватике в работах В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.В. Лоренсова, З.Ф. Мазура, Б.П. Мартиросян, М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.

        Выделенные исследователями факторы  интенсивности и эффективности инновационных процессов можно разделить на две группы. Приведенные факторы имеют значение в условиях производственной деятельности, однако при реализации инновационной деятельности в школе их учет также необходим для обеспечения ее эффективности.

 К  первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения вовне полезных для себя новшеств. Можно выделить три группы факторов, определяющих уровень организации:

1) Психологические  характеристики персонала (установки  руководителя к нововведениям;  профессионализм руководителя; заинтересованность  руководителя в служебном росте;  склонность руководителя к риску;  информационные контакты в коллективе  организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала на изменения; образовательный уровень персонала; нормы, принятые в коллективе). 

2) Структурные  характеристики организации (размер  организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат). 

3) Характеристики  окружения (уровень стабильности  – неопределенности внешнего  окружения; изменения в требованиях  к продукту; уровень конкуренции;  положение среди конкурентов;  межорганизационная кооперация). 

      Ко второй группе относятся  факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:

  • гибкость организационной структуры, проявляющуюся в способности организации создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;
  • общая культура организации;
  • стиль руководства;
  • информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;
  • информированность членов организации о достоинствах новшества;
  • вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;
  • наличие четко поставленных целей;
  • хорошее планирование процесса изменений;
  • наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;
  • мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);
  • способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления;
  • организация обучения персонала;
  • регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;
  • наличие отлаженной системы коммуникаций.
 

       Нет оснований полагать, что, будучи  существенными для эффективности  инновационных процессов в других организациях, названные выше факторы не будут сказываться на эффективности инновационных процессов в педагогической деятельности. Поэтому при анализе и совершенствовании системы инновационной деятельности школы необходимо учитывать все.

       Однако благоприятные условия  инновационной деятельности не  всегда являются залогом активности  участия в ней педагога. Как  показывают исследования, важным  фактором является наличие готовности  к инновационной деятельности. Под  готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

        Т.В. Орлова говорит о прямой  зависимости качества развития  общеобразовательных учреждений  и в целом педагогического  коллектива о готовности к  инновационной деятельности. Качество готовности учителей к инновационной деятельности, в свою очередь, определяет уровень развития исследовательской работы в школе. Выделяются основные задачи подготовки учителей к инновационной деятельности:

  • Создать условия, благоприятные для стимулирования творческой деятельности учителей.
  • Закрепить оптимальный для учителя стиль деятельности, создавая особую среду для индивидуальной неповторимости, нестандартности учителя.
  • Развить и воспитать у учителей способность к поисково-исследовательской деятельности.

      Подготовка учителей направлена  на пробуждение интереса к  педагогической инноватике, повышающей  качество образовательного процесса, инновационную активность педагога.

 Инновационная  активность учителя в общем  случае направлена на совершенствование  собственной педагогической деятельности  и деятельности всей школы  в целом. В инновационной деятельности  учителями решаются задачи четырех  основных типов: 

  • освоения (внедрения) новшеств;
  • собственной разработки новшеств;
  • проведения педагогических экспериментов;
  • передачи собственного опыта и разработок.

Информация о работе Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании