Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании.
Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3
Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6
1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6
1.2 Классификация инноваций ……………………………………...............10
1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15
Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19
2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19
2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..…..............29
Список литературы………………………………..…………………………………..31
Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.
Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Инновации в образовании
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
1)
2)
3)
4)
5)
6) по источнику возникновения:
7) по масштабу использования:
8) в зависимости
от функциональных
нововведения - условия | нововведения-продукты |
организационно-управленческие нововведения |
обеспечивают
эффективный образовательный |
педагогические
средства, технологические |
качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование. |
9)
10) по признаку
интенсивности инновационного
- инновации нулевого порядка - это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента);
- инновации первого порядка - характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве;
- инновации второго порядка - представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);
- инновации третьего порядка - адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;
- инновации четвертого порядка - содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей);
- инновации пятого порядка - инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы);
- инновации шестого порядка - в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;
- инновации седьмого порядка - представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем.
11) по осмыслению перед внедрением инноваций:
случайные | полезные | системные |
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение | инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой | инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами. |
Опираясь
на выше изложенное, можно сформулировать
основную закономерность проектирования
инноваций: чем выше ранг инноваций,
тем больше требования к научно-обоснованному
управлению инновационным процессом.
1.3
Факторы, влияющие на
возникновение инноваций
в образовании.
Инновационная образовательная
деятельность – это
Выделенные исследователями
К первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения вовне полезных для себя новшеств. Можно выделить три группы факторов, определяющих уровень организации:
1) Психологические
характеристики персонала (
2) Структурные
характеристики организации (
3) Характеристики
окружения (уровень
Ко второй группе относятся факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:
Нет оснований полагать, что, будучи
существенными для
Однако благоприятные условия
инновационной деятельности не
всегда являются залогом
Т.В. Орлова говорит о прямой
зависимости качества развития
общеобразовательных
Подготовка учителей
Инновационная
активность учителя в общем
случае направлена на
Информация о работе Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании