Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3
Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6
1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6
1.2 Классификация инноваций ……………………………………...............10
1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15
Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19
2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19
2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..…..............29
Список литературы………………………………..…………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Ермоленко.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
 

      Л.Т. Черновой включает готовность  к инновационной деятельности  в структуру общей готовности  к педагогической деятельности и выделяет такие ее специфические характеристики как:

  • творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а также проектировать и моделировать их в практических формах деятельности;
  • культурная развитость и образованность, предполагающие интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
  • открытость субъекта новому, которая базируется на толерантности педагога, гибкости и панорамности мышления.
 

На основании  выше изложенного можно предложить направления инновационной деятельности.

 Направления  инновационной деятельности.

  • Теоретико-методологическая и методическая деятельность.
  • Научно-исследовательская, проектировочная деятельность.
  • Учебная деятельность.
  • Внеурочная деятельность.
 

Глава 2. Исследования инновационных процессов в образовании.

        2.1 Инновационные  процессы в дошкольном  образовании. 

     Вероятна  тенденция формирования целостной  системы городского образования  с единым образовательным и информационным пространством, а так же и то, что образовательная система должна быть инновационной по своей сущности и целям: и по содержанию, и по формам и методам организации обучения и воспитания.

     В последние годы особенно тяжело пришлось дошкольному образованию. Трудности  с бюджетным финансированием, отказ многих предприятий от содержания своих детских садов повлекли за собой закрытие многих дошкольных учреждений, передачу их другим организациям, перепрофилирование и т.д. В этой ситуации главным является сохранение сети дошкольных учреждений.

     По  своей сути необходим переход  от единообразия дошкольных учреждений к гибкой, многофункциональной системе, учитывающей интересы ребёнка и  потребности семьи. Учитывая эти  цели, в городе Тула появились образовательные  учреждения нового типа (“Материнская школа“ на базе детского сада №6 Центрального района, детский центр Привокзального района), открыты экспериментальные площадки для отработки новых педагогических технологий в дошкольном образовании, авторских и альтернативных программ.

     В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития свободных творческих личностей, способных решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу. Учитывая тот непреложный факт, что основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве и начальной школе, создатели “Материнской школы“ пришли к идее необходимости такой организации дошкольного и начального школьного образования, которая способна обеспечить его максимальную эффективность.

     Педагогическая идея эксперимента заключалась в создании учебного заведения нового типа – детский сад-школа по модели семьи. В основе лежат взгляды Я. А. Коменского, М. Монтессори, Л. Б. Занкова и др. на ребёнка как личность, уважение его свободы, признание ценности детства как начала жизни, а не подготовки к ней.

     Для того чтобы обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения, наиболее комфортные психологические условия развития личности ребёнка, была создана “Материнская школа“.

     Детский сад-школа по модели семьи предполагает:

  1. Подбор детей в группу

    а) без  отклонений физического развития;

    б) проявивших признаки раннего развития умственных способностей;

    в) раннего  возраста (2,5 – 5 лет);

    г) в  малом количестве (до 10 человек).

  1. Отбор педагогов, специалистов, администраторов, которые

    а) принимают  современную идеологию образования, конкретную концепцию в данном учебном заведении;

    б) способны реализовать понимание концепции  “Материнской школы“ на практике, умеют (или способны этому обучиться) учить;

    в) способны критически относиться к своему опыту  и корректировать собственные профессиональные решения и шаги;

    г) способны разрабатывать частные методики.

  1. Создание в группе обстановки, способствующей развитию творческих способностей.

     Цель  программы обучения: постепенное  формирование знаний, умений, навыков  умственной деятельности, алгоритмизации процесса обучения, воспитание потребности в учении.

     Цель  воспитания: развитие свободы личности, формирование навыков нравственного  социального выбора, жизни в разновозрастном  коллективе, развитие личного социального  опыта, подготовка ребёнка к дальнейшему  учению.

     В дополнение к утвержденным Министерством  просвещения Российской Федерации  программам за счёт изменения содержания, методик, сокращения общего числа занятий были введены следующие предметы:

1) Говорим,  читаем, пишем – обучение связной  речи, чтению, письму.

2) Математика  и основы информатики.

3) Мир  вокруг нас.

4) Основы  изобразительного искусства и  изодеятельности.

5) Play and learn English – играем и говорим по-английски.

6) Музыкальная  культура.

7) Спортивные  занятия.

8) Личная  безопасность ребёнка.

     Концепция детского сада-школы по модели семьи основывается на том, что семья – первая в жизни человека и наиболее органичная его природе форма жизни и соответствующего ей нравственного, интеллектуального, психофизического роста личности.

     В отличие от традиционной практики дошкольного воспитания и обучения в начальной школе в “Материнской школе“ создаётся разновозрастный коллектив, где дети и взрослые являются равноправными членами большой семьи.

     Новации проникли в самое содержание дошкольного  образования. В центре внимания - прежде всего интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие ребёнка и подготовка его к обучению в школе.

     Так же 23 сентября 2010 года в городе Сосновоборске  состоялся круглый стол на тему: «Детский сад будущего - инновационное движение в системе дошкольного образования», посвящённый Дню дошкольного работника. Участниками круглого стола были представлены наиболее эффективные наработки в различных направлениях работы с детьми дошкольного возраста:

     - использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми;

     - метод образовательных проектов  в работе с дошкольниками;

     - индивидуально-дифференцированный  подход как средство осуществления  развития и коррекции дошкольников  с ограниченными возможностями  здоровья;

     - организация взаимодействия ДОУ  и семьи, как условие развития  педагогической компетентности  родителей;

     - организация спектра дополнительных  услуг;

     - конкурсное движение в системе  дошкольного образования;

     - работа с одаренными детьми;

     - влияние работы ГМО на повышение качества образования.

     Кандидат  психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования  Т.П.Фомичева представила для обсуждения примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Успех». Это первая программа, разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     «Успех» - Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования, разработка которой осуществлена в соответствии с ФЗ «Об образовании». Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом, на основе которого каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования .

     Наименование и определение Программы содержат две противоположные, но не взаимоисключающие характеристики – «обязательность» и «примерность». Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников.

     Участники круглого стола решили продолжить сотрудничество через расширение сетевого взаимодействия.  

     2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы.  

     Структура школы традиционна, она опирается  на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.

     Содержание обучения в каждом возрастном этапе реализует свои специфические задачи. На каждой ступени оно состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательного (базового) компонента и вариативного. Содержание обязательной части определяется требованием  объективно необходимого для каждого человека уровня общего образования. Именно обязательная часть гарантирует эквивалентность документов об образовании. Вариативная часть отражает региональные особенности школы, а также индивидуальные способности, склонности, потребности и запросы детей.

     В ходе выполнения Программы реализуются:

  • функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с дошкольников) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
  • средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
  • использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
  • использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образовательного заказа;
  • вхождение дополнительного образования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды;
  • демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий  интексикации профильного образования.

     Школа предназначена образовать человека, опираясь на личность учителя и основы наук, им преподаваемые. Это значит помочь человеку познать самого себя, развивать всё лучшее, что в нём заложено, т.е. научить самостоятельно регулировать своё поведение и деятельность, чтобы обеспечить оптимальную жизнь среди других людей и окружающей природы.

     Это общеобразовательное учреждение открывает  перед учениками первую дверь  в трудную и сложную жизнь, решая задачу превращения обучения в процесс самопознания и развития личности.

     Основное  назначение школы – подготовка учащихся к самореализации личности в семейной, трудовой и гражданской жизни. Такое  понимание сущности школы означает, что она ориентируется на каждого ученика независимо от его природных задатков, склонностей и интересов, образовательного потенциала семьи, её материально-бытовых условий.

Информация о работе Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании