Теоретические основы трудового воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания.
2. Показать значение трудового воспитания в развитии психических, личностных качеств младшего школьника.

Содержание

Введение ...................................................................................................3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1. Значение труда в развитии личности..................................................5
2. Цели и задачи трудового воспитания .................................................8
3. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников.............................................................................................9

2. Роль педагога и семьи в трудовом воспитании школьников

1. Трудовое воспитание младших школьников в семье .......................20
2. Роль педагога в трудовом воспитании школьников .........................22

Заключение .................................................................................................... 24
Список литературы .......................................................................................25

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы трудового воспитания.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные  
практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,  
готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности,  
стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее,  
изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки.

     Работа  с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает учителю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

     Особую  роль играет творческий вид труда, когда дети создают свои изделия по собственному замыслу, тогда развивается и фантазия, и творчество, и воображение. Школьники учатся не только сохранять то, что уже создано, но и умножать творения человека новыми результатами деятельности. Это способствует нравственному, патриотическому и эстетическому развитию личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Роль семьи и педагога в трудовом воспитании младшего школьника 

2.1. Трудовое воспитание младших школьников в семье 

       Особое значение в процессе трудового воспитания ребенка имеет  
трудовая деятельность в семье. В трудовой деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми в семье, формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.  
     Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей  
способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,  
доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в  
семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы  
общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. Как ребенка приобщить к труду?  
     В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают  
квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые  
эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость  
и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна  
готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует  
помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер.  
Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию,  
взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно  
привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь  
родителям. Так, постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

     Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят  
людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит  
детей.  
      В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду  
всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие  
возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в  
урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы.  
Например, первоклассникам будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб, ребенку надо заметить, что рабочие хлебозавода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

     Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут  
произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.  
     В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом  
труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы  
заинтересовать детей, надо в доступной ребенку данного возраста  
форме объяснить значимость предстоящей работы, ее результата.  
поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут. Интерес детей к труду  
значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: 
«Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут  
отдохнуть».  
     Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для  
вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и  
желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в  
быту [5, 187].

     Поручения, даваемые детям должны быть интересными и  
привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на  
распоряжениях, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, младший школьник выполняет его с интересом. Дети должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, ходить за хлебом и т.д. ) то есть, иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного времени и без напоминаний.  
     Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения  
того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь  
дома соответствующий инвентарь.

     Труд детей в семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка,  
способствует влиянию взрослого на его интересы и потребности. Особенно  
ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у  
детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для  
младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

    Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности, если она правильно организована, учтены возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника, его интересы и потребности. 

     2.2. Роль педагога в трудовом воспитании школьников 
 
      Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а 
лишь при определенной организации труда школьников. 
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему 
планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и 
индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется эстетическое и физическое воспитание. 
     Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется 
быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, 
организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды 
на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог 
согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего 
авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И 
одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

     Определим педагогические условия эффективности  детского труда:

    • Общественная значимость;
    • Организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества;
    • посильность;
    • творческий характер;
    • Охрана жизни и здоровья детей;
    • Поощрение инициативы и активности;
    • Свобода выбора трудовых заданий;
    • Методически грамотная организация [1, 203].

     Выполнение этих условий обеспечит  эффективность трудовой деятельности  младших школьников. 
 
 

     Заключение

      
     Подводя итог работы над темой, можно сделать следующий 
вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов 
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой 
деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. 
     Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в 
последнее время в большинстве школ трудовое воспитание требует пересмотра и улучшения содержания и форм. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.

     Мы  провели теоретическое исследование, которое показало, что трудовая деятельность играет большую роль в воспитании нравственных, эстетических, трудовых качеств личности младшего школьника. При правильной организации труда  школьника педагог может успешно решить поставленные задачи.

     Следовательно, трудовое воспитание учащихся начальной  школы – одна из задач в общей  системе воспитания личности ребенка. 

     Список литературы 

  1. Коджаспирова  Г.М. Педагогика: учебник /Г.М.Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 360 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М.Коджаспирова. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 256 с.
  3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе /Л.И.Маленкова. – М.: Новая школа, 1999. – 206 с.
  4. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. – 1998. - №3.
  5. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1998. – 516 с.
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: ВЛАДОС  ПРЕСС, 2004. – 384 с.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. -5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.
  8. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
  9. Созонов, В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека/ В.П. Созонов // «Классный руководитель». – 1998. - №3. – с. 19.
  10. Степанов, Е.Н. и др. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 160 с.
  11. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.
  12. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский. -  М.: Просвещение, 1979.-  т.1. -  578 с.
  13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979 г., т.1, с.314-315.
  14. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.
  15. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с.

Информация о работе Теоретические основы трудового воспитания младших школьников