Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:21, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания.
2. Показать значение трудового воспитания в развитии психических, личностных качеств младшего школьника.
Введение ...................................................................................................3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1. Значение труда в развитии личности..................................................5
2. Цели и задачи трудового воспитания .................................................8
3. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников.............................................................................................9
2. Роль педагога и семьи в трудовом воспитании школьников
1. Трудовое воспитание младших школьников в семье .......................20
2. Роль педагога в трудовом воспитании школьников .........................22
Заключение .................................................................................................... 24
Список литературы .......................................................................................25
1.4.
Вовлечение школьников
в трудовое самовоспитание
Активное участие самого школьника в учении,
труде, а также в
преобразовании своей личности - важнейшая
цель обучения и воспитания.
В статье «Психологическая наука и дело
воспитания» С. Л. Рубинштейн
писал: «Педагогический процесс, как деятельность
учителя формирует
развивающуюся личность ребенка в меру
того, как педагог руководит
деятельностью ребенка, а не подменяет
ее». Формирование личности
происходит, главным образом, в процессе
собственной деятельности, его
собственных поступков. Учет роли самого
ребенка в формировании его личности необходимо
еще потому, что у него есть свои потребности,
стремления, интересы. Несовпадение планов
взрослых и детей объясняет трудности
в воспитании. Поэтому, основная задача
педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания
в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для
самовоспитания является старший школьный
возраст, когда у детей своего рода расположенность
к самовоспитанию. В
этом возрасте перед ребенком встает ряд
жизненно важных вопросов: кем
быть? куда пойти учиться? и другие, происходит
переоценка ценностей.
Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию»
[11, 167].
Одним
из видов самовоспитания является профессиональное
самовоспитание. Это стремление юношей
и девушек к усовершенствованию своей
пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов,
представление у школьников о будущей
профессии смутное: слабы представления
о трудностях, социальной значимости.
Важной предпосылкой самовоспитания является
адекватная оценка своего соответствия
требованиям профессии. В этом учащиеся
испытывают трудности потому, что у некоторых
не сформирована самооценка способностей
и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои
способности необходимо проводить психологические
факультативы, на которых рассказывать
учащимся
как выбирается профессия, какую роль
в этом играют интересы, склонности и способности
человека, о критериях оценки своих возможностей,
о роли и
способах самовоспитания.
Трудовая деятельность младших школьников имеет большое значение для их развития и приобщения к труду. Деятельность детей имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, оказывает положительное влияние на формирование и развитие жизненно важных личностных качеств.
Так, при выполнении трудовых заданий в хозяйственно – бытовом виде труда, от детей требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи маме, учителю, однокласснику) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем, коллективистских качеств личности школьника. Трудовая деятельность, отмечает Л.Д.Столяренко, создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в классной комнате), предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно [11, 169]. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.
В процессе хозяйственно – бытового труда
создаются возможности для
формирования у детей бережного отношения
к вещам, умения замечать
малейший беспорядок и по собственной
инициативе устранять его.
Таким образом, создается
возможность для воспитания у
детей к готовности к труду, привычки к
трудовому усилию.
Особенности хозяйственно-бытового труда
обусловлены тем, что результаты его иногда
незаметны, как и в других видах труда.
Он наглядно ощутим лишь не продолжительное
время: протерли пыль, завтра она вновь
появилась; накрыли стол к обеду, пообедали,
все убрали. И ничто не
напоминает детям о затраченных усилиях,
о доведении начатого дела до
конца. В месте с тем, повторений изо дня
в день одних и тех же дел
снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются
дежурить, выполнять
поручения или работают без особой тщательности.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создавать оптимальные условия.
Надо продумать расположения всего инвентаря.
Не обязательно
чтобы он лежал на открытых полках, главное,
чтобы ему было отведено
определенное место. Так, если в шкафу
лежат сложенные одна рядом с другой лейки
для поливки цветов, тряпки и губки для
протирания пыли, инвентарь для ухода
за комнатными растениями, детям будет
легче приготовиться к работе. Здесь же
следует повесить небольшие полотенца,
которыми дети вытрут руки после уборки.
Удобное расположение приучает детей
к определенному порядку в работе и ее
организации [3, 154].
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового
труда, следует
продумывать его организацию и приемы,
которые используются при обучении детей
тем или иным умениям. Давая детям представления
о содержании хозяйственно-бытового труда
взрослых, его общественной направленности,
вырабатывая трудовые умения и навыки,
пробуждая интерес и желание заниматься
данным трудом, учитель использует различные
формы организации трудовой деятельности
детей, все средства воспитательно-образовательного
процесса. Расширяется объем трудовых
действий, которыми должны овладеть дети
ко времени перехода в среднее звено
обучения.
По мере усвоения трудовых навыков дети
приобретают самостоятельность в выполнении
действий, учатся работать быстро, правильно,
аккуратно.
Овладение навыками, умениями в сфере
хозяйственно-бытового труда
обеспечивает большую активность, инициативу
действий в быту, включения
различных трудовых процессов.
Хозяйственно – бытовой труд детей младшего
школьного возраста
значительно содержательнее, чем в дошкольном
возрасте. На этой ступени развития он
становиться коллективным. Это позволяет
шире
использовать его как средство нравственного
воспитания детей:
формирование целеустремленности, организованности,
понимание
необходимости и важности бытового труда
людей, уважения к нему,
воспитание положительности, воспитание
положительных взаимоотношений в процессе
коллективной деятельности.
В работе с детьми младшего школьного возраста большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, дети с удовольствием рассказывают, какие дела они выполняют дома, как помогают взрослым.
В процессе труда взрослый сам является
образцом для подражания:
показывает не только приемы работы, но
и пример отношения к
повседневному обычному труду. Очень важно
строить работу так, чтобы дети были не
просто пассивными исполнителями, какого
либо задания, но и
видели в старших организатора дел, их
трудолюбие; ощущали внимание к
членам семьи.
В
привлечении младших школьников к хозяйственно
– бытовому труду
важную роль играют общие поручения, когда
педагог предлагает
нескольким детям выполнить какую – то
работу. Поскольку навыки самоорганизации
у детей еще сформированы недостаточно,
учитель обсуждает с ними выполнение общего
задания: с чего они начнут работу,
что для чего понадобится, как организовать
работу, чтобы не запачкаться
самим, не на сорить, и не налить на пол.
Учитель помогает всем
договориться, кто какую общую часть дела
будет выполнять. Если приемы
детям не знакомы, педагог включается
в работу сам, показывает как
выполнять трудное или не знакомое действие,
как организовать дело, учит
умению договариваться с друг с другом,
оказывать помощь. Так он показывает, как
может быть достигнута согласованность
действий,
договоренность. Воспитатель постепенно
приучает детей самим ставить
цель, планировать работу, доводить до
конца.
Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей младшего школьного возраста – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.
Задача
педагога – воспитывать и поддерживать
у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно
– бытовому труду. Для этого тогда
надо создавать такие условия, которые
обеспечивали бы формирование
нетерпения к грязи, неряшливости, эмоционально
– эстетическую чуткость к
окружающей обстановке. Задача эта успешно
решается, если, включая детей
в хозяйственно – бытовой труд, им дают
почувствовать, что их труд нужен
всем.
Приучая детей младшего возраста к систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще
использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное
дело, ребенок в известной мере
обыгрывает его, подражая старшим. Однако
ему нравится, когда к этому
серьезно относятся взрослые, тем более,
если они и сами принимают
участие в труде, игре как исполнители
или заказчики.
Методы педагога в руководстве трудом
детей должны быть направлены на то, чтобы
предупредить ошибку в работе, вовремя
посоветовать, как ее
исправить, оказать не обходимую помощь.
При таких приемах
педагогического руководства удается
сформировать довольно стойкие мотивы,
определяющие нравственную основу личности
ребенка, его трудовой деятельности.
1.6.
Развитие личности в
различных видах труда
Труд - важнейшее средство воспитания,
начиная с дошкольного возраста; в процессе
трудовой деятельности формируется личность
ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является
важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду
может и должен быть
организован так, чтобы они научились
понимать пользу и необходимость
труда для себя и для коллектива. Относиться
к работе с любовью, видеть в
ней радость – необходимое условие для
проявления творчества личности, ее
талантов.
Труд - всегда был основой
для человеческой жизни и культуры. Поэтому
и в воспитательной работе труд должен
быть одним из основных элементов.
В педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко основой является именно
труд. Но труд – это совсем не то, чем заняты
руки ребенка, подростка. Труд это то, что
развивает маленького человека, поддерживает
его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие
и способность к труду не дается от природы,
но воспитывается с самого раннего детства.
Труд должен быть творческим, потому что
именно творческий труд делает человека
богато духовно. Труд развивает человека
физически. И, наконец, труд должен приносить,
радость доставлять счастье, благополучия.
Еще можно сказать, что труд это проявление
заботы людей друг о друге.
Виды труда разнообразны, его содержание, степень трудности зависит от возраста детей.
Разнообразные виды труда неодинаковы
по своим педагогическим возможностям,
значение их меняется на том или ином возрастном
этапе. Если, например, самообслуживание
большее воспитательное значение имеет
в младших группах – оно приучает детей
к самостоятельности, к преодолению трудностей
вооружает навыками, то на ступени старшего
дошкольного возраста этот труд не требует
усилий, для детей становится привычным.
Оценивая воспитательное
значение самообслуживания, прежде всего,
следует отметить его жизненную необходимость,
направленность на удовлетворение повседневных
личных потребностей ребенка. Ежедневное
выполнение элементарных трудовых заданий
приучает детей к систематическому труду.
Дети начинают понимать, что все имеют
трудовые обязанности, связанные с их
повседневными потребностями. Это помогает
воспитывать отрицательное отношение
к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа
о чистоте тела, о порядке
костюма, готовность сделать для этого
все необходимое и сделать без
требований извне, из внутренней потребности,
соблюдать гигиенические
правила. Понятно, что такого отношения
детей к труду по самообслуживанию можно
добиться кропотливой систематической
работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом
труда ребенка - дошкольника. Приучение
детей самим одеваться, умываться, есть,
убирать за собой игрушки на место формирует
у них самостоятельность, меньшую
зависимость от взрослого, уверенность
в своих силах, желание и умение
преодолеть препятствия [9, 19].
Труд детей в природе создает благоприятные
условия для физического
развития, совершенствует движения, стимулирует
действия разных органов,
укрепляет нервную систему, большое значение
имеет труд в природе для
умственного и сенсорного развития детей.
В этом труде, как ни в каком
другом, сочетаются умственные и волевые
усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора
детей, получением
доступных знаний, например, о почве, посадочном
материале, трудовых
процессах, орудиях труда. Труд в природе
способствует развитию
наблюдательности, любознательности детей,
воспитывает у них интерес к
сельскохозяйственному труду, и уважение
к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает
воспитать любовь к ней. Через содержания
труда в природе, например, выращивание
красивых цветов, направленного на
удовлетворение эстетических потребностей
людей, через организацию
трудового процесса в соответствии с требованиями
культуры и эстетики,
использование результатов труда для
удовлетворения практических
потребностей и радостных эстетических
эмоций, осуществляется
эстетическое воспитание детей.
Информация о работе Теоретические основы трудового воспитания младших школьников