Темперамент, характер, личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Характер……………………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие характера. Физиологические основы характера……………………………….4
1.2 Структура характера. Черты характера…………………………………………………...5
1.3 Акцентуации характера……………………………………………………………………7
2. Темперамент………………………………………………………………………………….8
2.1 Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента…………………….8
2.2 Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность…………………………………………………………………………………...10
3. Личность…………………………………………………………………………………….11
3.1 Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»……………………………………………….11

3.2 Структура личности. Социализация личности………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями, но и психологическими свойствами.

     Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры.

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

     Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

     В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

3.2 Структура личности. Социализация личности

     Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:

1. всеобщие  свойства психики, т.е. общие  для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

2. социально-специфические  особенности, т.е. присущие только  тем или иным группам людей  или общностям (социальные установки,  ценностные ориентации);

3. индивидуально-неповторимые  свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

     В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

     Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

     Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс, включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

Социализация  осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

           

      

     Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

1. Идентификация  - отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

2. Подражание  - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

3. Внушение  - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

4. Социальная  фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

5. Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся  в изменении поведения и установок  индивида в соответствии с  первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Выделяют  несколько стадий социализации личности:

1. Первичная  социализация, или стадия адаптации  (от рождения до подросткового  возраста ребенок некритически  усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).

2. Стадия  индивидуализации (подростковый и  ранний юношеский возраст). Появляется  желание выделить себя среди  других, проявляется критическое  отношение к общественным нормам  поведения. В подростковом возрасте  стадия индивидуализации, самоопределения  "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью.

3. Стадия  интеграции. Проявляется желание  найти своё место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция  проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; изменение себя, чтобы "стать как все"; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая  стадия социализации охватывает  весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда  человек воспроизводит социальный  опыт за счет воздействия через  свою деятельность на среду.

5. Послетрудовая  стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

     На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Как мы видим, такие понятия, как характер, темперамент, личность - неразрывно связаны между собой.

     Зная характер и темперамент, т.е. его важные и устойчивые черты мы можем предвидеть как он поведет себя в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет.      Такое прогнозирование возможно именно потому, что во-первых каждый человек себя в соответствии со своим характером и темпераментом, и во-вторых потому, что нам известны как - личность человека, так и его характер, темперамент. С незнакомым человеком трудно общаться, прежде всего, потому, что неизвестно чего можно от него ожидать и что он ожидает от тебя. На самом деле ведь человек не просто общается с другими людьми, учиться и работает.

     И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе каждого вида темперамента лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

     Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы природной канвой, на которую жизнь накладывает узоры характера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. АсмоловА.Г. Психология личности. -- М., 1990.
  2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. -- Пятигорск, 1990.
  3. Бодалев А.А. Психология личности. -- М., 1988.
  4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. -- Л., 1989.
  5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
  6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2007.
  7. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00007664_0.html

Информация о работе Темперамент, характер, личность