Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, контрольная работа
Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Характер……………………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие характера. Физиологические основы характера……………………………….4
1.2 Структура характера. Черты характера…………………………………………………...5
1.3 Акцентуации характера……………………………………………………………………7
2. Темперамент………………………………………………………………………………….8
2.1 Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента…………………….8
2.2 Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность…………………………………………………………………………………...10
3. Личность…………………………………………………………………………………….11
3.1 Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»……………………………………………….11
3.2 Структура личности. Социализация личности………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………
Три существенных отличия акцентуированного характера от патологии характера:
1. Акцентуированный характер не проходит через всю жизнь индивида «красной нитью». Он обостряется только в подростковом возрасте, а в процессе взросления сглаживается.
2. Черты
акцентуированных характеров
3. Социальная
дезадаптация при акцентуациях
либо не наступает, либо
Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.
1. Гипертимный
тип характеризуется
2. Дистимный тип, характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением.
3. Циклоидный
тип. Людям этого типа
4. Возбудимый
тип, характеризуется низкой
5. Застревающий
тип - человек умеренной
6. Педантичный
тип. Этот тип выделяется
7. Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач.
8. Эмотивный
тип. Наиболее существенной
9. Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны.
10. Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными.
11. Экстравертный
тип. Люди этого типа
12. Интровертированный
тип. Люди этого типа
Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию.
2. Темперамент.
2.1.Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая например схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека.
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природообусловленную совокупность динамических проявления психики - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Известны три основные системы сущности темперамента, где первые две имеют исторический интерес.
Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи, с чем выделялись 4 типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвистический, если желчь («холе») - халеристическим, если слизь («флегма») - флегматическим, а черная желчь («мелана холе») - определяет меланхолический темперамент.
Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии, связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
Э. Крачмер выделял 4 конституциональных типа:
1. Лептосоматик
- характеризуется хрупким
2. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
3. Пикник- человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
4. Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.
С первыми тремя типами строения тела Э. Крачмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования:
1. Шизотимик,
имеющий лептосоматическое (
2. Иксотимик,
обладающий атлетическим
3. Циклотимика, который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Третий подход к объяснению сущности темперамента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы.
Выделяются три основных свойства нервной системы - сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения И.П. Павлов считал двумя независимыми свойствами нервной системы.
Сила
возбуждения отражает работоспособность
нервной клетки. Она проявляется
в функциональной выносливости, т.е.
в способности выдерживать
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Третье свойство нервной системы - подвижность возбудительного и тормозного процессов - проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой.
2.2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность.
В жизни нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность людей. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Каждому отдельному типу темперамента свойственны свои характерные особенности.
Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить.
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, "стопор", растерянность, "стресс кролика". Именно поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
3. Личность
3.1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"
Слово "личность" первоначально относилось к актерским маскам, которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. Таким образом, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.