Технология формирования коллектива в учебной группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи единственно целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив даёт им то, что они в нём ищут - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (мвр).docx

— 34.80 Кб (Скачать)

   Для сплочения  ученического коллектива очень важно  совместное переживание ребят в  ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные  переживания, сопровождающие различную  общественную деятельность учащихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость  другого.

   Специфическая особенность психологии переходного  возраста заключается в том, что  это психология полуребенка, полувзрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно  впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает  рост и в нем черпает силу и  отвагу, но не знает еще меры своих  сил, должен еще их попробовать.

   Но  в это же время подросток уже  не ребенок. У него уже имеется  довольно большой жизненный опыт. Иногда опыт довольно суровый. Он не может  уже жить теми иллюзиями, которыми живет  ребенок, у него совершенно иные интересы, интересы взрослого человека.

   Молодежь  в этом возрасте способна на безответственное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Только это увлечение, этот энтузиазм  быстро гаснут, если они не могут  вылиться в какое-либо действие, претвориться в живую, захватывающую умственную, духовную, но и деятельность чисто  физическую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.1.3.Методы и средства формирования ученического коллектива.

   Ученический коллектив является мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учащихся, помогает в проведении мероприятий  воспитательного характера, в организации  общественной работы, помощи отстающим  учащимся и т.п.

   В этом случае обычно имеется в виду более  или менее дружный организованный опытным воспитателем коллектив, и  эта сплоченность рассматривается  как важный воспитательный фактор. Но такого типа коллектив учащихся не есть еще воспитательный коллектив.

   Воспитательный  коллектив, по Макаренко, - это научная  организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый  лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной  деятельной той или иной объединенной группы людей, а специально с педагогическими  целями научно организованный воспитательный коллектив.

   Методы:

   1.Метод  формирования сознания личности: подготовка реферата на тему  « Я в коллективе», беседа  на тему «Лидер группы».

   2.Метод  организации деятельности: игры, воспитывающие  ситуации.

   3. Метод  мотивации и стимулирования: примеры,поощерение.

   Средства– это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.

   Средства

   1.Групповые:  проведение конкурсов, викторин.

   2.Массовые: диспут, выезд загород.

    3.Индивидуальные: конкретное поручение каждому  учащемуся, участие в олимпиадах. 

1.2.Годовой  план воспитательной  работы классного  руководителя

     Цель: формирование коллектива в учебной  группе.

№ п/п Название воспитательного  мероприятия Задачи его  проведения Сроки выполнения Ответственный
1 Классный час  «Давайте познакомимся» 1.Знакомство  преподавателя с группой.

2.Знакомство  учащихся между собой. 

1 сентября Классный руководитель.
2 Диспут на тему «Зачем нужен коллектив» 1.Формирование  представления о коллективной  работе. 2 октября Классный руководитель.
3 Выезд загород 1.Общение между  учащимися в непринужденной обстановке

2. формирование  умения контролировать себя

10 ноября Классный руководитель, завуч по воспитательной работе
4 Проведение  викторины «Я и  современные технологии» 1.научить распределять  роли в команде.

2.научить  объектвно разрешать ситуацию

1 декабря Классный руководитель, учебная группа.
5 Концерт посвященный  Новому году 1.Рзвитие коллективного  чувства 25 декабря Классный руководитель

Актив курса

6 Реферат на тему «Моя роль в группе» 1.Озознание  своей роли в коллективе 15 января Классный руководитель,
7 Концерт посвященный 8 марта 1Развитие коллективного  чувства 5 марта Актив группы
8 Олимпиада по русскому языку 1.Осознание  трудности и легкости работы  в одиночку. 9апреля Классный руководитель
9 Игра «Я и  моя команда» Коллективные  эмоциональные переживания 14 мая Классный руководитель, актив группы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.Фрагмент  плана воспитательной  работы по системно-ролевой  модели. 

Социальная  роль личности. Основные задачи воспитания и самовоспитания Направленность  на развитие личностных качеств. Методы и средства воспитания
                                            «Я и общество»
Формирование  умений и навыков работы в обществе. Активное стремление учавствовать в общественной жизни»Обучение студентов давать психологическое  обоснование ситуации. Разработка в  помощь советам самоуправления методических и научных рекомендаций по профилактике конфликтов в группе, тематике бесед, лекций.
                                               «Я и мир»
Геосоциальная и интернациональная. Формирование  гордости  за достижения человечества: формирование потребности сохранения памятников культуры. Экология земли, заповедников и т.д. усвоение предварительных  навыков и правил общения с  зарубежными друзьями с достоинством и уважением. Привлечение студентов, преподавателей, родителей к участию  в международных акциях «Чистый  город». Посещение музеев, театров, заповедников; занятие художественным творчеством. Установление связи с  учеными, библиотеками, станциями юных техников. Создание «банка идей». Проведение десантов, рейдов по охране природы, организация работы факультативов («Этика и эстетика», «Окружающий мир», «Человек и общество», «Права ребенка»). Теле- и радио по экологической тематике. Проведение туристических слетов совместно с советом самоуправления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Психолого-педагогическая характеристика учебной групп.

     1)В  данном разделе мы рассмотрим  учебную группу  ПК-1-08 профессионально-технического училища №97,обучающихся по специальности «Повар-кондитер».В этой группе обучается 24 человека,из них 11 девушек и 13 юношей.Возраст учащихся примерно одинаков 17-18 лет.По национальности преимущественно все ребята русские,но есть 2 жителя ближнего зарубежья:таджик-Гаямов Баходур Ахмедович и Черней Валерьян Валерьянович,но на взаимоотношение в группе это не влияет,не смотря на то что среди молодежи часто встречается межнациональная вражда.

     Учащиеся  по происхождению из семей рабочих, несмотря на это чувствуется разделение в группе на мелкие коалиции, так как чьи-то родители преуспели больше других. Не все дети из полных семей.Четверо ребят воспитываются без отца: Белова Екатерина Витальевна, Таранов Петр Яковлевич, Иванова Ольга Петровна, Ермакова Евгения Геннадьевна.В основном в руппе учаться ребята из г.Можайска,но есть и из Можайского района.

      2)Успеваемость  в группе хорошая.По итогам  прошедшей сессии в группе  насчитывается 4 отличника-Петрова  Ольга Игоревна, Таранов Петр  Яковлевич, Яблочков Евгений Олегович, Кузнецова Ирина Павловна; 8 хорошистов  –Вафина Анна Михайловна, Босяченко  Валентин Николаевич, Левкина Татьяна  Юрьевна, Зверев Дмитрий Алексадрович, Вериютина Нина Николаевна, Быковский  Сергей Александрович, Кудряшова Татьяна Сергеевна, Гаямов Баходур Ахмедович; 2 человека имевших неудовлетворительные оценки по итогам сессии-Черней Валерьян Валерьянович и Сиворонов Сергей Николаевич; остальные закрыли сессию на удовлетворительно- Семкова Ольга Васильевна, Сеченова Екатерина Викторовна, Красиков Александр Петрович, Белова Екатерина Витальевна, Иванова Ольга Петровна, Ермакова Евгения Геннадьевна, Лазарев Владимир Ильич, Сайгаков Тимофей Егорович, Варфоломеев Роман Дмитриевич, Ключников Роман Игоревич.

      Все занятия проходят продуктивно,ребята помагают друг другу,с энтузиазмом  беруться за новые задания.

      3)Некоторые  ребята посещают спортивные секции (футбол и волейбол):Ключников  Роман Игоревич,Лазарев Владимир  Ильич, Быковский Сергей Александрович,  Вериютина Нина Николаевна, Петрова  Ольга Викторовна.Все учащиеся  активно принимают участие в  театральном кружке училища.Так  же ребята часто ездят на  соревнования,посещают музеи,ходят  в походы.

     4)Группа  в большинстве своем очень  дружная, но безусловно есть  мелкие разделения об этом  писалось выше, ребята более успешных  родителей  немного отдалены  от основной массы. Так же  наблюдается что ребята которые  живут ближе друг другу общаются  между собой больше чем с  другими. Все учащиеся с большим  уважением относятся к своему  классному руководителю,  у них  достаточно теплые и дружеские  взаимоотношения. Классный руководитель  всегда поможет решить вопросы  и выслушает каждого, нет деления  на любимчиков. Преподаватели хвалят  эту группу, но нельзя сказать  что относятся к ней с большой  любовью ,каждый стремиться дать  не больше чем должен, то есть  только по предмету, у некоторых  учеников бывают конфликты с  преподавателями. У администрации  колледжа жалоб на данную группу  нет.

     5) В целом группа очень хорошая,  несмотря на деление  группа  очень дружная и активная, такую  группу можно назвать гордостью  образовательного учреждения. 

Практическая  часть

     2.1. Сценарий воспитательного  мероприятия и  методика его проведения  в группе.

   Цель  занятия: создание доверительных отношений.

   1. Приветствие.

   2. «Японская бабочка».

   Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски  «птица». Все остальные - «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами  и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают  вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек  останавливается перед Тори и  слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как  только Бабочка поймана, она тоже становится в круг, закрывает глаза  и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники  дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе  не останется только одна бабочка.

   3. «Воображаемый мяч».

   Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы  участники могли свободно встать в круг. Группе объясните, что успех  игры зависит от того, насколько  они смогут сосредоточиться, настроиться  на других, поддержать чужую инициативу и проявить собственную активность. Назначьте кого-нибудь из участников игроком №1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать упражнение игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как воображаемого мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2 , произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».

   4. «Считаем до 10».

   Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате  и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от 1 до 10. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два  числа подряд (например,4 и 5), но в  ходе игры каждый участник может назвать  более одного числа. Если несколько  игроков назвали одновременно одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они чувствовали себя напряженно. Игра продолжается до тех пор, пока группа получает удовольствие.

Информация о работе Технология формирования коллектива в учебной группе