Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 20:55, курсовая работа
Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи единственно целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив даёт им то, что они в нём ищут - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности.
Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность учащихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.
Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология полуребенка, полувзрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает рост и в нем черпает силу и отвагу, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.
Но в это же время подросток уже не ребенок. У него уже имеется довольно большой жизненный опыт. Иногда опыт довольно суровый. Он не может уже жить теми иллюзиями, которыми живет ребенок, у него совершенно иные интересы, интересы взрослого человека.
Молодежь
в этом возрасте способна на безответственное
увлечение, на самый горячий энтузиазм.
Только это увлечение, этот энтузиазм
быстро гаснут, если они не могут
вылиться в какое-либо действие, претвориться
в живую, захватывающую умственную,
духовную, но и деятельность чисто
физическую.
1.1.3.Методы и средства формирования ученического коллектива.
Ученический
коллектив является мощным фактором
влияния на отдельных
В этом
случае обычно имеется в виду более
или менее дружный
Воспитательный
коллектив, по Макаренко, - это научная
организация воспитательного
Методы:
1.Метод
формирования сознания
2.Метод организации деятельности: игры, воспитывающие ситуации.
3. Метод мотивации и стимулирования: примеры,поощерение.
Средства– это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.
Средства
1.Групповые:
проведение конкурсов,
2.Массовые: диспут, выезд загород.
3.Индивидуальные:
конкретное поручение каждому
учащемуся, участие в олимпиадах.
1.2.Годовой план воспитательной работы классного руководителя
Цель: формирование коллектива в учебной группе.
№ п/п | Название воспитательного мероприятия | Задачи его проведения | Сроки выполнения | Ответственный |
1 | Классный час «Давайте познакомимся» | 1.Знакомство
преподавателя с группой.
2.Знакомство учащихся между собой. |
1 сентября | Классный руководитель. |
2 | Диспут на тему «Зачем нужен коллектив» | 1.Формирование представления о коллективной работе. | 2 октября | Классный руководитель. |
3 | Выезд загород | 1.Общение между
учащимися в непринужденной 2. формирование умения контролировать себя |
10 ноября | Классный руководитель, завуч по воспитательной работе |
4 | Проведение викторины «Я и современные технологии» | 1.научить распределять
роли в команде.
2.научить объектвно разрешать ситуацию |
1 декабря | Классный руководитель, учебная группа. |
5 | Концерт посвященный Новому году | 1.Рзвитие коллективного чувства | 25 декабря | Классный руководитель
Актив курса |
6 | Реферат на тему «Моя роль в группе» | 1.Озознание своей роли в коллективе | 15 января | Классный руководитель, |
7 | Концерт посвященный 8 марта | 1Развитие коллективного чувства | 5 марта | Актив группы |
8 | Олимпиада по русскому языку | 1.Осознание трудности и легкости работы в одиночку. | 9апреля | Классный руководитель |
9 | Игра «Я и моя команда» | Коллективные эмоциональные переживания | 14 мая | Классный руководитель, актив группы |
1.3.Фрагмент
плана воспитательной
работы по системно-ролевой
модели.
Социальная роль личности. Основные задачи воспитания и самовоспитания | Направленность на развитие личностных качеств. Методы и средства воспитания |
| |
Формирование умений и навыков работы в обществе. | Активное стремление учавствовать в общественной жизни»Обучение студентов давать психологическое обоснование ситуации. Разработка в помощь советам самоуправления методических и научных рекомендаций по профилактике конфликтов в группе, тематике бесед, лекций. |
| |
Геосоциальная и интернациональная. | Формирование гордости за достижения человечества: формирование потребности сохранения памятников культуры. Экология земли, заповедников и т.д. усвоение предварительных навыков и правил общения с зарубежными друзьями с достоинством и уважением. Привлечение студентов, преподавателей, родителей к участию в международных акциях «Чистый город». Посещение музеев, театров, заповедников; занятие художественным творчеством. Установление связи с учеными, библиотеками, станциями юных техников. Создание «банка идей». Проведение десантов, рейдов по охране природы, организация работы факультативов («Этика и эстетика», «Окружающий мир», «Человек и общество», «Права ребенка»). Теле- и радио по экологической тематике. Проведение туристических слетов совместно с советом самоуправления. |
1.4. Психолого-педагогическая характеристика учебной групп.
1)В данном разделе мы рассмотрим учебную группу ПК-1-08 профессионально-технического училища №97,обучающихся по специальности «Повар-кондитер».В этой группе обучается 24 человека,из них 11 девушек и 13 юношей.Возраст учащихся примерно одинаков 17-18 лет.По национальности преимущественно все ребята русские,но есть 2 жителя ближнего зарубежья:таджик-Гаямов Баходур Ахмедович и Черней Валерьян Валерьянович,но на взаимоотношение в группе это не влияет,не смотря на то что среди молодежи часто встречается межнациональная вражда.
Учащиеся по происхождению из семей рабочих, несмотря на это чувствуется разделение в группе на мелкие коалиции, так как чьи-то родители преуспели больше других. Не все дети из полных семей.Четверо ребят воспитываются без отца: Белова Екатерина Витальевна, Таранов Петр Яковлевич, Иванова Ольга Петровна, Ермакова Евгения Геннадьевна.В основном в руппе учаться ребята из г.Можайска,но есть и из Можайского района.
2)Успеваемость
в группе хорошая.По итогам
прошедшей сессии в группе
насчитывается 4 отличника-Петрова
Ольга Игоревна, Таранов Петр
Яковлевич, Яблочков Евгений
Все занятия проходят продуктивно,ребята помагают друг другу,с энтузиазмом беруться за новые задания.
3)Некоторые
ребята посещают спортивные
4)Группа
в большинстве своем очень
дружная, но безусловно есть
мелкие разделения об этом
писалось выше, ребята более успешных
родителей немного отдалены
от основной массы. Так же
наблюдается что ребята
5)
В целом группа очень хорошая,
несмотря на деление группа
очень дружная и активная, такую
группу можно назвать
Практическая часть
2.1. Сценарий воспитательного мероприятия и методика его проведения в группе.
Цель занятия: создание доверительных отношений.
1. Приветствие.
2. «Японская бабочка».
Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски «птица». Все остальные - «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в круг, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна бабочка.
3. «Воображаемый мяч».
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг. Группе объясните, что успех игры зависит от того, насколько они смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую инициативу и проявить собственную активность. Назначьте кого-нибудь из участников игроком №1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать упражнение игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как воображаемого мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2 , произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».
4. «Считаем до 10».
Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от 1 до 10. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например,4 и 5), но в ходе игры каждый участник может назвать более одного числа. Если несколько игроков назвали одновременно одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они чувствовали себя напряженно. Игра продолжается до тех пор, пока группа получает удовольствие.
Информация о работе Технология формирования коллектива в учебной группе