Технология формирования исследовательских умений посредством исторических документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Охарактеризовать технологию формирования умений работы с историческими документами на основе специальной литературы.
Задачи:
1. Охарактеризовать исследовательские умения школьников.
2. Охарактеризовать технологию формирования исследовательских умений школьников посредством работы с историческими документами.
3. Рассмотреть использование исторических документов на уроках истории

Содержание

Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории…..
Исследовательские умения у школьников………………………….
Глава II Приемы работы с историческими документами
§1 Технология формирования исследовательских умений у школьников……
§2 Возможность использования исторических документов на уроках истории…

Работа содержит 1 файл

М.Л..формирование умений и навыков работы с историческими документамиКУРС3.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

      Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и  следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Вяземский и Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов:

      документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных  деятелей, протоколы государственных  мероприятий и т.д.

      документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

      документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

      документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

      документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

      документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее.

      Ученые  полагают, что документ для урока должен:

      соответствовать целям задачам обучения истории;

      отражать  основные, наиболее типичные факты  и события эпохи;

      быть  органически связанным с программным  материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно  было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

      быть  доступным ученикам по содержанию и  объему, интересным;

      содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

      обладать  литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для  развития познавательной самостоятельности  и заинтересованности, совершенствования  приемов умственного труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:  

            1. Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г. М., 1984г.

            2. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939г.

            3.Ваганов Ю.В. Памятки на уроках истории // ПИШ, 1989 г. № 4

            4. Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959г.

            5. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003г.

            6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000г.

            7. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988г.

            8. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г. № 4

            9. Ларина Л.И., Гевуркова Е.А., Клокова Г.В. Что показал Единый государственный экзамен по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №10

            10. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5

            11. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3

            12. Словарь педагога // ПИШ, 2004 г. № 9

            13. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). // ПИШ, 2004г. № 8

            14. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004г.

            15. Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. // ПИШ., 1996. № 2

            16. Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования. М., 1999г.  

Информация о работе Технология формирования исследовательских умений посредством исторических документов