Технология формирования исследовательских умений посредством исторических документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Охарактеризовать технологию формирования умений работы с историческими документами на основе специальной литературы.
Задачи:
1. Охарактеризовать исследовательские умения школьников.
2. Охарактеризовать технологию формирования исследовательских умений школьников посредством работы с историческими документами.
3. Рассмотреть использование исторических документов на уроках истории

Содержание

Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории…..
Исследовательские умения у школьников………………………….
Глава II Приемы работы с историческими документами
§1 Технология формирования исследовательских умений у школьников……
§2 Возможность использования исторических документов на уроках истории…

Работа содержит 1 файл

М.Л..формирование умений и навыков работы с историческими документамиКУРС3.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Более сложной является классификация  познавательных умений по их содержанию. В самом общем виде их можно  разделить на общеучебные и специфические. К первой группе относятся те умения, которые формируются и применяются при изучении всех или большинства предметов.

      Общие умения можно разделить на четыре группы:

     учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим  дня);

      речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

      учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);

      учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).

      К специфическим умениям относятся  только те, которые необходимы в  обучении конкретному предмету. Внутри этой категории методисты – историки также выделяют несколько видов. Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения. Они присутствуют в каждой методической классификации, в то время как другие виды варьируются в зависимости от целей школьного исторического образования.

      Так, в советские годы выделяли особую группу умений – исторические мышления, которые помогали школьникам “ в  свете марксистско-ленинского учения осознать развитие человеческого общества как закономерный процесс и на этой основе воссоздать целостную картину события, процесса,

формации, оценивать факты прошлого и современности  с классовых позиций”.  

Идеологизация исторического образования отразилась на критериях познавательных умений, в их основу были положены особенности действий с учебным историческим материалом. В группу образных умений вошли, в частности, умения образно описывать исторические факты, воссоздавать образы и картины прошлого, рассказывать о ярких и знаменательных событиях. В группу логических умений – умения выявлять причинно – следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения и т.п. В группу оценочных умений – умения давать аргументированные оценки историческим фактам, раскрывать своеобразие событий и явлений, выявлять иерархию причин и следствий, а также новизну в развитии социально-экономических, политических и культурных процессах.

      Виды  деятельности и умения, которые должны стать одним из значимых итогов школьного  исторического образования, разделены  на 5 групп:

      1) хронологические; 2) работа с источниками; 3) описание; 4) анализ, объяснение; 5) версии  и оценки.

      Этот  вариант ярче других демонстрирует, как в соответствии с целями обучения меняется не только содержательная сторона исторического образования, но и деятельностная.

      В начале каждого учебного года методисты  советуют учителям проводить в классах  специальные самостоятельные работы диагностирующие уровень владения ведущими познавательными приемами. По их результатам определяются и планируются основные направления в формировании у учащихся новых познавательных умений и совершенствовании уже освоенных.  

      Систематическое развитие необходимых школьникам умений и навыков и их исторического мышления стимулирует активную переработку знаний и в конечном итоге – правильное понимание явлений общественной жизни. Выявляя сущность отдельных исторических событий, школьники учатся глубже проникать в сущность процесса общественного развития. Повышается эффективность обучения и воспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Приемы работы с историческими документами

     §1 Технология формирования исследовательских умений у школьников

К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

      Еще в 1863г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического  развития учащихся гораздо большее  значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического  знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестоматии “ История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых”.

      Ученые, методисты (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, Н.А. Рожков) стали призывать к организации лабораторных занятий по истории – самостоятельных занятий учащихся на основе исторических документов. Историю Московского государства XVI в. Н.А. Рожков предлагал изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками “итоги писцовой книги о Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576-1578гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят, что около двух третей всей территории стана было под поместьями монастырскими землями… этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утверждений”. Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.1

     Однако  большинство методистов все же считали, что нежелательно строить все занятия в школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать лишь как вспомогательное средство к основным источникам исторических знаний учащихся – рассказу учителя и учебнику. “Документ призван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретаемым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно знакомить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке”. Высказывалось также мнение, что документ нужен не для расширения школьного курса истории, а для его конкретизации, углубления и уточнения.

      По  роли документа определялось его  место на уроке. Сторонники лабораторного  метода полагали, что изучение документа  должно предварять работу с учебником. Методисты, придерживающиеся метода документации, предлагали использовать документы лишь после чтения учениками соответствующего параграфа учебника.

      В чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется  принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Посредством документа у учащихся формируется  интерес к истории. Привлечение  новых фактов позволяет им почувствовать  дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажутся ученикам князья, пишущие свои завещания “целым своим умом, в своем здоровьи”, распределяющие свои пояса, коробки сердоликовые, чепи, вместе с конями, селами слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка формы мысли, каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений.1

      При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и  воображения, что способствует более  плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видя в них след деятельности когда-то живших людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      §2 Возможность использования исторических документов на уроках истории

       К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

      Еще в 1863г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестоматии “ История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых”.

      Ученые, методисты (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, Н.А. Рожков) стали призывать к организации лабораторных занятий по истории – самостоятельных занятий учащихся на основе исторических документов. Историю Московского государства XVI в. Н.А. Рожков предлагал изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками “итоги писцовой книги о Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576-1578гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят, что около двух третей всей территории стана было под поместьями монастырскими землями… этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утверждений”. Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.

     Однако  большинство методистов все же считали, что нежелательно строить все  занятия в школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать лишь как вспомогательное средство к основным источникам исторических знаний учащихся – рассказу учителя и учебнику. “Документ призван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретаемым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно знакомить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке”. Высказывалось также мнение, что документ нужен не для расширения школьного курса истории, а для его конкретизации, углубления и уточнения.

      По  роли документа определялось его  место на уроке. Сторонники лабораторного  метода полагали, что изучение документа  должно предварять работу с учебником. Методисты, придерживающиеся метода документации, предлагали использовать документы лишь после чтения учениками соответствующего параграфа учебника.

      В чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется  принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

      Насколько колоритно, например, письмо Петра I к своей матери: “Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице, недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати желаю…” Или же первая строка из письма супруги Петра Евдокии Лопухиной: “Женишка твоя Дунька челом бьет…”

      Посредством документа у учащихся формируется  интерес к истории. Привлечение  новых фактов позволяет им почувствовать  дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажутся ученикам князья, пишущие свои завещания “целым своим умом, в своем здоровьи”, распределяющие свои пояса, коробки сердоликовые, чепи, вместе с конями, селами слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка формы мысли, каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений.

      При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и  воображения, что способствует более  плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видя в них след деятельности когда-то живших людей.

      Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Информация о работе Технология формирования исследовательских умений посредством исторических документов