Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа
Цель работы: Охарактеризовать технологию формирования умений работы с историческими документами на основе специальной литературы.
Задачи:
1. Охарактеризовать исследовательские умения школьников.
2. Охарактеризовать технологию формирования исследовательских умений школьников посредством работы с историческими документами.
3. Рассмотреть использование исторических документов на уроках истории
Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории…..
Исследовательские умения у школьников………………………….
Глава II Приемы работы с историческими документами
§1 Технология формирования исследовательских умений у школьников……
§2 Возможность использования исторических документов на уроках истории…
Технология
формирования исследовательских
умений посредством
исторических документов
Введение:
Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории…..
Исследовательские умения у школьников………………………….
Глава II Приемы работы с историческими документами
§1 Технология формирования исследовательских умений у школьников……
§2 Возможность использования
исторических документов на уроках истории………….
Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.
Объект: Технология формирование исследовательских умений у школьников
Предмет: Технология формирования исследовательских умений школьников посредством исторических документов.
Цель работы: Охарактеризовать технологию формирования умений работы с историческими документами на основе специальной литературы.
Задачи:
1. Охарактеризовать исследовательские умения школьников.
2. Охарактеризовать технологию формирования исследовательских умений школьников посредством работы с историческими документами.
3. Рассмотреть использование исторических документов на уроках истории
В
школе в процессе изучения истории
учителями немного времени
Глава I. Исследовательские
умения школьников
Развитие умений школьников составляет часть содержания образования, в том числе исторического. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя.
Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Целенаправленно формируя у учащихся умения, учитель стремится к оптимальному развитию их познавательной самостоятельности, учит учиться и пополнять свои знания, готовит к творческому труду. Умения школьников основываются на знании приема учебной работы (составление плана ответа, сравнительной таблицы), которому соответствуют определенные приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение).1
Приемы учебной работы, по мнению П.В. Горы, это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно – письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть. Допускаемые ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминание.
Способность перенести усвоенный прием в новые условия: применить его в работе с принципиально иным содержанием.
У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева считают, что умения – это сознательное владение каким – либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма – это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умения, надо знать способ деятельности, надо упражняться.
Другая точка зрения принадлежит психологу Е.Н. Кабановой – Меллер. Умением она считает владение знанием о способе деятельности, начальную ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся.
Н.И.
Запорожец считает, что умение –
это подготовленность к сознательным,
точным действиям или способность
сознательно достигать
Предъявляя требования к умениям школьников в соответствии с перечнем в программе, необходимо помнить, что в формировании каждого из них имеются общие этапы:
Начальный этап: Школьники получают знания о приеме учебной работы, узнают, из каких действий он складывается, с какой последовательностью выполняется: от действий по образцу (под руководством учителя) они постепенно переходят к более самостоятельной деятельности в аналогичной ситуации.
Промежуточный этап: Знакомый прием используется в новых условиях, когда осваивается иной учебный материал или иные по своему характеру источники знаний. Учитель объясняет школьникам новые действия, входящие в уже известный прием, и требует их осознанного выполнения.
Заключительный этап: Ученики усваивают все действия, составляющие прием, в результате его многократного повторения и переноса на новые объекты: таким образом, у них вырабатывается прочное умение.
Освоение каждого приема учебной работы, основной логической операции продолжается, как правило, несколько лет. Отдельные умения сформировываются лишь к концу седьмого и восьмого года обучения. К ним относятся умения: составлять хронологические и синхронистические таблицы, сравнивать исторические явления по существенным сопоставляемым признакам и д.
Н.И. Запорожец называет ряд общих условий успешности формирования умений учащихся, апробированных в результате многолетнего эксперимента:
1) Осознание учителем цели и содержания работы;
2)
Систематическое,
а) объяснение цели, сущности и практического значения каждого приема учебной деятельности;
б)
выполнение учениками системы обучающих
и тренировочных заданий
в) создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих применение тех или иных способов учебной деятельности;
г) применение инструктивных указаний (памяток) с перечнем действий, которые должны выполнять школьники для усвоения той или иной логической операции, приема учебной деятельности;
д) систематическое рецензирование ответов школьников (учителем или самими учениками);
е) регулярный анализ достигнутых результатов(на основе сопоставления с начальным уровнем умений учащихся).
ж) выделение в ряде роков времени для развернутого объяснения и закрепления способов учебной деятельности (составления планов, рецензирование докладов и др.);
Систематическое
использование и
Студеникин М.Т. выделяет четыре этапа в формировании умений при обучении истории:
Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план – памятка выполнения операции.
Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.
Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.
Применения умения по типу все более отдаленного переноса.2
У обоих авторов немаловажную роль в процессе формировании умений играют памятки.
Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовывать изучение истории только на основе памяток – это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результат.
Вот, например, Ваганов В.Ю. в своей статье говорит о том, что он активно использует памятки. В его кабинете хранятся подборки памяток, извлеченных из различных источников. Некоторые из них, несколько видоизмененные, скорректированные с учетом результатов практической работы, он предлагает читателям журнала. Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории многолика:
во – первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности;
во - вторых, познавательные умения – органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений;
в – третьих, познавательные умения – это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому;
в – четвертых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.
В связи с задачей “повышения активности и самостоятельности учащихся в обучении истории” методисты 70 – 80 годов разрабатывали методики: обучение учащихся приемам познавательной деятельности (П.В. Гора), формирование мыслительных умений и развитие речи в 4 - 8 классах (Н.И. Запорожец). С 1980 по 1992г. в усовершенствованные программы по истории обязательным компонентом содержания входили перечни основных умений, а авторы курсовых методических пособий предлагали учителям практические рекомендации (О.И. Бахтина, Г.И. Годер, Г.М. Донскй и др.).
Познавательные умения, подобно историческим фактам, можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к их делению на элементарные, простые и сложные, что помогает выделить этапы, соблюсти последовательность и преемственность в формировании учебных действий.