Технология формирования исследовательских умений посредством исторических документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Охарактеризовать технологию формирования умений работы с историческими документами на основе специальной литературы.
Задачи:
1. Охарактеризовать исследовательские умения школьников.
2. Охарактеризовать технологию формирования исследовательских умений школьников посредством работы с историческими документами.
3. Рассмотреть использование исторических документов на уроках истории

Содержание

Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории…..
Исследовательские умения у школьников………………………….
Глава II Приемы работы с историческими документами
§1 Технология формирования исследовательских умений у школьников……
§2 Возможность использования исторических документов на уроках истории…

Работа содержит 1 файл

М.Л..формирование умений и навыков работы с историческими документамиКУРС3.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 

Технология  формирования исследовательских  умений посредством  исторических документов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории…..

Исследовательские умения у школьников………………………….

Глава II Приемы работы с историческими документами

§1 Технология формирования исследовательских умений у школьников……

§2 Возможность использования исторических документов на уроках истории…………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.

      Объект: Технология формирование исследовательских умений у школьников

          Предмет: Технология формирования исследовательских  умений школьников посредством исторических документов.

      Цель  работы: Охарактеризовать технологию формирования умений работы с историческими документами на основе специальной литературы.

      Задачи:

      1.    Охарактеризовать исследовательские умения школьников.

      2. Охарактеризовать технологию формирования исследовательских умений школьников посредством работы с историческими документами.

      3. Рассмотреть использование исторических документов на уроках истории

      В школе в процессе изучения истории  учителями немного времени уделяется  методике работы с историческими  документами. В современных учебниках по истории наряду с текстами параграфов даются фрагменты исторических документов. Нередко учителя истории не уделяют особого внимания данным документам. Хотя каждый преподаватель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Учителю очень важно мотивировать ученика к познавательной деятельности. Результаты обучения напрямую связанны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Исследовательские умения школьников 

     Развитие  умений школьников составляет часть  содержания образования, в том числе  исторического. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и  учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя.

      Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Целенаправленно  формируя у учащихся умения, учитель  стремится к оптимальному развитию их познавательной самостоятельности, учит учиться и пополнять свои знания, готовит к творческому труду. Умения школьников основываются на знании приема учебной работы (составление плана ответа, сравнительной таблицы), которому соответствуют определенные приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение).1

      Приемы  учебной работы, по мнению П.В. Горы, это те способы, которыми она может  быть выполнена и которые можно  выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно – письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть. Допускаемые ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминание.

     Способность перенести усвоенный прием в  новые условия: применить его  в работе с принципиально иным содержанием.

      У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева считают, что умения – это сознательное владение каким – либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма – это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умения, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

      Другая  точка зрения принадлежит психологу  Е.Н. Кабановой – Меллер. Умением  она считает владение знанием  о способе деятельности, начальную  ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся.

      Н.И. Запорожец считает, что умение –  это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность  сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке.

      Предъявляя  требования к умениям школьников в соответствии с перечнем в программе, необходимо помнить, что в формировании каждого из них имеются общие  этапы:

      Начальный этап: Школьники получают знания о  приеме учебной работы, узнают, из каких действий он складывается, с какой последовательностью выполняется: от действий по образцу (под руководством учителя) они постепенно переходят к более самостоятельной деятельности в аналогичной ситуации.

     Промежуточный этап: Знакомый прием используется в новых условиях, когда осваивается иной учебный материал или иные по своему характеру источники знаний. Учитель объясняет школьникам новые действия, входящие в уже известный прием, и требует их осознанного выполнения.

      Заключительный  этап: Ученики усваивают все действия, составляющие прием, в результате его многократного повторения и переноса на новые объекты: таким образом, у них вырабатывается прочное умение.

      Освоение  каждого приема учебной работы, основной логической операции продолжается, как правило, несколько лет. Отдельные умения сформировываются лишь к концу седьмого и восьмого года обучения. К ним относятся умения: составлять хронологические и синхронистические таблицы, сравнивать исторические явления по существенным сопоставляемым признакам и д.

      Н.И. Запорожец называет ряд общих  условий успешности формирования умений учащихся, апробированных в результате многолетнего эксперимента:

      1) Осознание учителем цели и  содержания работы;

      2) Систематическое, целенаправленное  развитие умений школьников в процессе обучения истории:

      а) объяснение цели, сущности и практического  значения каждого приема учебной  деятельности;

      б) выполнение учениками системы обучающих  и тренировочных заданий возрастающей сложности, помогающих закреплению  каждого приема в качестве умения;

      в) создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих применение тех или  иных способов учебной деятельности;

      г) применение инструктивных указаний (памяток) с перечнем действий, которые  должны выполнять школьники для  усвоения той или иной логической операции, приема учебной деятельности;

      д) систематическое рецензирование ответов  школьников (учителем или самими учениками);

      е) регулярный анализ достигнутых результатов(на основе сопоставления с начальным  уровнем умений учащихся).

      ж) выделение в ряде роков времени  для развернутого объяснения и закрепления  способов учебной деятельности (составления  планов, рецензирование докладов и  др.);

      Систематическое использование и координирование  межпредметных связей в развитии общих учебных умений школьников, в том числе мыслительных и речевых.

      Студеникин  М.Т. выделяет четыре этапа в формировании умений при обучении истории:

      Формирование  ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план – памятка выполнения операции.

      Первичное применение учащимися операции при  самостоятельном выполнении заданий.

      Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

      Применения  умения по типу все более отдаленного  переноса.2

      У обоих авторов немаловажную роль в процессе формировании умений играют памятки.

     Подобные  памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовывать изучение истории  только на основе памяток – это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результат.

      Вот, например, Ваганов В.Ю. в своей  статье говорит о том, что он активно  использует памятки. В его кабинете хранятся подборки памяток, извлеченных из различных источников. Некоторые из них, несколько видоизмененные, скорректированные с учетом результатов практической работы, он предлагает читателям журнала. Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории многолика:

во –  первых, их формирование является одной  из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности;

во - вторых, познавательные умения – органичная часть содержания, которой обязаны  овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений;

      в – третьих, познавательные умения –  это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного  отношения к прошлому;

      в – четвертых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.

      В связи с задачей “повышения активности и самостоятельности учащихся в  обучении истории” методисты 70 – 80 годов  разрабатывали методики: обучение учащихся приемам познавательной деятельности (П.В. Гора), формирование мыслительных умений и развитие речи в 4 - 8 классах (Н.И. Запорожец). С 1980 по 1992г. в усовершенствованные программы по истории обязательным компонентом содержания входили перечни основных умений, а авторы курсовых методических пособий предлагали учителям практические рекомендации (О.И. Бахтина, Г.И. Годер, Г.М. Донскй и др.).

     Познавательные  умения, подобно историческим фактам, можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к  их делению на элементарные, простые  и сложные, что помогает выделить этапы, соблюсти последовательность и преемственность в формировании учебных действий.

Информация о работе Технология формирования исследовательских умений посредством исторических документов