Технологии повышения качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута гипотеза: мониторинг выступит средством повышения качества образования в Сахалинской области, если:
- предложена технология применения мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования;
- разработаны критерии и показатели мониторинга качества образования, учитывающие особенности конкретного региона;
- определена процедура применения технологии мониторинга как средства повышения качества образования в регионе;
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие ЗАДАЧИ исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт региона, касающегося оценки качества образования;
- проанализировать современное состояние проблемы мониторинга качества образования в философской, психологической и педагогической литературе;
- разработать и обосновать критерии, показатели качества образования с учетом региональной специфики и технологию применения мониторинга как средства его повышения;

Работа содержит 1 файл

курсовая_07_05_12[1].docx

— 74.71 Кб (Скачать)

В 2011 году федеральная субсидия была направлена на возмещение произведенных в 2011 году расходов бюджета Сахалинской области, связанных с исполнением расходных обязательств, связанных с пополнением фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

 

Организационная структура  управления комплексом мер направлена на достижение поставленных целей посредством  распределения ответственности, полномочий и прав при реализации Комплекса  мер.

В целях общей координации  проекта создан межведомственный совет  при Правительстве Сахалинской  области по вопросам реализации проекта  по модернизации системы общего образования  Сахалинской области (далее –  Совет).

В состав Совета включены: заместитель  председателя Сахалинской областной  Думы, секретарь регионального отделения  политического совета Сахалинского регионального отделения Всероссийской  политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»  Кислицин Александр Степанович, представители  областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, системы общего образования, общественных организаций, представляющих интересы педагогического сообщества.

Ответственное лицо за реализацию проекта в Сахалинской области - заместитель председателя Правительства  Сахалинской области Ирина Ивановна Трутнева, председатель Совета.

Уполномоченным органом  исполнительной власти Сахалинской  области по реализации Комплекса  мер распоряжением Правительства  Сахалинской области определено министерство образования Сахалинской  области.

В целях практической реализации проекта, мониторинга, координации  и оперативного контроля за ходом  выполнения Комплекса мер в министерстве образования Сахалинской области  сформирована и утверждена рабочая  группа под руководством министра образования  Сахалинской области Евгения  Александровича Сафонова.

В соответствии с правовым актом министерства образования  Сахалинской области региональным оператором реализации Комплекса мер  определено государственное образовательное  учреждение дополнительного профессионального  образования «Институт развития образования Сахалинской области» (ректор - Шевченко Андрей Николаевич). Оператор проекта обеспечивает организацию  и проведение электронного мониторинга  хода реализации проекта как системы  мер контроля  непрерывного отслеживания результатов (промежуточных и итоговых), соблюдения нормативных процедур его  проведения и достижения целей проекта, а также осуществляет методическое сопровождение проекта «Институт развития образования Сахалинской области».4

 

2.2. Внедрение новых образовательных  технологий, как элемент повышения качества образования.

Решение стратегической задачи совершенствования  технологий повышения  качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий  по следующим направлениям:

1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе.

Реализацию настоящих  мероприятий осуществляют департамент  образования  Сахалинской области  и администрации муниципальных  образований Сахалинской области.

В рамках мероприятия планируется: развитие механизмов конкурсной поддержки  образовательных учреждений, обеспечивающих формирование инновационных образовательных  программ и использование новых  технологий обучения.

Результатом реализации данных мероприятий станет существенное улучшение  условий обучения,  развитие  и  совершенствование      инновационных  педагогических практик. Будут созданы  условия для обеспечения внедрения  эффективных образовательных технологий.

2) расширение использования современных образовательных технологий, в том числе информационных и коммуникационных. Широко внедряются в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии. Сегодня в школах находится  
4 996 единиц компьютерной техники, из которых 3 775 используется в учебном процессе, из них 2 033 находится в предметных кабинетах. На одно автоматизированное рабочее место (АРМ) ученика приходится 11 обучающихся. В школах 101 компьютерных класса, более 200 мультимедийных проекторов, 170 интерактивных досок и др.

С 2009 года поэтапно внедряется единая система автоматизации управления образованием области NetSchool «Сетевой Город. Образование» в рамках реализации областной целевой программы «Электронный Сахалин».

В городе началась работа по созданию региональной сети ресурсных  центров, которые являются ключевым инструментом развития информационно-коммуникационной структуры, обеспечивающей переход  сферы сахалинского образования  на современные технологии обучения. Это абсолютно новое для Сахалинской  области направление. Пять школ - победителей  приоритетного национального проекта  «Образование» оборудованы аппаратно-программными комплексами «Лаборатория «Архимед», основная задача которых - организация  сетевого взаимодействия и экспериментальной  деятельности старшеклассников.

Реализацию настоящих  мероприятий осуществляют департамент  образования  Сахалинской области, администрации муниципальных образований  Сахалинской области, Сахалинский  областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров, подведомственные образовательные  учреждения.

Мероприятия направлены на создание условий для дальнейшего  развития информационной образовательной  среды Сахалинской области, внедрение  в учебный процесс современных  электронных средств поддержки  и сопровождения учебного процесса.

3) обновление структуры и содержания образования на основе вводимых стандартов общего и профессионального образования, оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей.

.

В рамках направления планируется: создание условий для внедрения  государственных образовательных  стандартов нового поколения; разработка программно- учебно -методических комплексов для реализации профильного обучения и индивидуальных образовательных  программ; разработка и издание  учебно-методических пособий по предметам. 

Результатом реализации данных мероприятий станет творческая реализация базисного учебного плана образовательных  учреждений, отражающего нормативы  государственного образовательного стандарта, его региональной составляющей, позволяющей  удовлетворять запросы населения  в образовательных услугах посредством  личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения.

4) развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей.

Мероприятия направлены на усиление влияния образования на социализацию и гражданскую идентификацию  личности, ее профессиональное самоопределение, формирование способности и готовности к самореализации.

Результатом реализации данных мероприятий  станет создание сетевого взаимодействия профильных классов и   школ, углубление вариативности и индивидуализации образования, расширение доступности  качественного образования для  выпускников отдаленных и сельских школ.

5) формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Мероприятия направлены на  обеспечение образовательных потребностей одаренных детей с целью воспроизводства  интеллектуального потенциала области.

В рамках направления планируется: обновление практики деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; расширение системы олимпиад, соревнований и  иных творческих испытаний школьников; развитие модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся; проведение областных мероприятий  предметной направленности; спартакиады  школьников и обучающихся учреждений профессионального образования; слеты, акции.

 6) Обеспечение здоровья школьников.

Мероприятия направлены на  обеспечение здоровья школьников, формирование здорового образа жизни.

В рамках направления планируется: внедрение новых технологий и  методики здоровье сберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного  отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; разработка  и реализация рекомендаций по организации  питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся; организация  внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; формирование и развитие механизмов взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.

         Результатом реализации данных  мероприятий  станет переход  от одинаковых для всех требований  к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных  занятий к индивидуальному мониторингу  и программам развития здоровья  школьников;  улучшение здоровья  школьников.

 

2.3. Мониторинг качества  образования ,как элемент механизма контроля за реализацией ПНП « образование» на территории  муниципального образования г. Южно-Сахалинска.

1. Мониторинг может выступить средством повышения качества образования в регионе, если он представляет собой процедуру выявления и описания количественных и качественных показателей в соотнесении с федеральными и региональными требованиями к оценке качества образования, а его результаты являются информационной основой для корректировки, прогнозирования, планирования мероприятий, направленных на достижение качества образования в соответствии со спецификой конкретного региона

2. Использование мониторинга  как средства повышения качества  образования в регионе возможно  при наличии критериев и показателей  оценки образования, отражающих особенности региона; а также разработке технологии проведения мониторинга с учетом региональной специфики.

3. Показатели качества  образования в конкретном регионе  могут быть разбиты на две  группы: инвариантную и вариативную. Инвариантные показатели позволяют оценить качество дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. Вариативные показатели позволяют учесть региональную специфику образования.

4. Процедура применения  мониторинга как средства повышения  качества образования включает  следующие этапы: 

- подготовительный (сбор информации в регионе о качестве образования с использованием инвариантных и вариативных показателей);

- аналитический (систематизация  и обобщение полученных данных, выявление наиболее острых проблем,  снижающих качество образования  региона);

- практический (разработка  на основе данных мониторинга  ряда мероприятий (управленческого,  педагогического, методического, организационного характера), направленных на внесение корректив в различные направления деятельности образовательных учреждений региона с целью повышения качества образования и механизм использования мониторинга как средства повышения качества образования в регионе предполагает наличие взаимосвязанных (прямых и обратных) действий руководителей образования всех уровней (регион, муниципалитет,) и специалистов всех видов.

Вместе с тем мониторинг может выступать не только как  процедура оценки качества образования, но и как средство его повышения. Этот аспект практически не исследован. В большинстве работ по проблемам  качества образования мониторинг рассматривается  в рамках деятельности федеральных  органов управления (К.Ю. Белая, Н.А.Виноградова, Л.И. Фалюшина и др.), с помощью которого оценивается качество реализации государственных стандартов и основных образовательных программ образования на уровне региональных, муниципальных образований. Мониторинг часто проводится без учета региональной специфики образования, не используются возможности мониторинга как средства повышения качества образования, не вполне отработан системный механизм использования результатов мониторинга на различных уровнях управления (регион, муниципалитет, администрация образовательного учреждения), а также в деятельности педагогов образовательных учреждений. Вместе с тем именно на уровне региона и муниципалитета доходит до конкретного гражданина образовательная политика государства, удовлетворяются образовательные потребности населения, живущего на конкретной территории региона, имеющего политическую, экономическую, культурную, социальную, национальную специфику. Данная специфика требует помимо учета федеральных требований к процедуре мониторинга разработки дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий.

Оценка качества образования в г.Южно-Сахалинске позволила установить следующие региональные проблемы: недостаточное материально-техническое обеспечение; неблагополучные тенденции показателей здоровья детей; нарушения норм предельной наполняемости в группах дошкольного образования, классах в школах ; слабое программно-методическое обеспечение ; низкий уровень кадрового обеспечения . Использование мониторинга как средства повышения качества образования в муниципальном образовании возможно при условии разработки технологии оценки качества образования с учетом региональных особенностей образования.

Информация о работе Технологии повышения качества образования