Технологии повышения качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута гипотеза: мониторинг выступит средством повышения качества образования в Сахалинской области, если:
- предложена технология применения мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования;
- разработаны критерии и показатели мониторинга качества образования, учитывающие особенности конкретного региона;
- определена процедура применения технологии мониторинга как средства повышения качества образования в регионе;
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие ЗАДАЧИ исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт региона, касающегося оценки качества образования;
- проанализировать современное состояние проблемы мониторинга качества образования в философской, психологической и педагогической литературе;
- разработать и обосновать критерии, показатели качества образования с учетом региональной специфики и технологию применения мониторинга как средства его повышения;

Работа содержит 1 файл

курсовая_07_05_12[1].docx

— 74.71 Кб (Скачать)

 Еще одним стимулом  должна стать аттестация педагогических  и управленческих кадров - периодическое  подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим  перед школой. Принципиально обновлены  квалификационные требования и  квалификационные характеристики  учителей, центральное место в  них занимают профессиональные  педагогические компетентности. Не  должно быть никаких бюрократических  препятствий для учителей, в том  числе молодых, желающих подтвердить  высокий уровень квалификации  ранее установленных сроков.

    Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей.

 

 

4. Изменение школьной  инфраструктуры

    Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2013году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

 С помощью архитектурного  конкурса будут выбраны новые  проекты строительства и реконструкции  школьных зданий, которые используются повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.

Предстоит обновить нормы  проектирования и строительства  школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению  школьной безопасности. Системы отопления  и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру  в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и  душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы  подвоза учащихся, в том числе  требования к школьным автобусам.

Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации  школьного питания, коммунального  обслуживания, ремонтных и строительных работ. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия  в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

 

6. Расширение самостоятельности  школ

Школа должна стать более  самостоятельной как в составлении  индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получили школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

   Мы законодательно  закрепим равенство государственных  и частных общеобразовательных  учреждений, предоставив семьям  более широкие возможности выбора  школы. Целесообразно также развитие  концессионных механизмов для  привлечения к управлению школами  частных инвесторов.

   Ключевыми механизмами  реализации инициативы должны  стать как проектные, так и  программные методы работы. Направления  деятельности будут осуществляться  в рамках приоритетного национального  проекта "Образование", Федеральной  целевой программы развития образования  и Федеральной целевой программы  Научные и научно-педагогические  кадры инновационной России.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет  система отношений школы и  общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать  общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих  поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать  делом всего нашего общества.

 

 

1.2 Понятие  «качество образования» ,основные критерии  оценки и технологии  повышения качества  ее.

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся  гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники  и культуры, а также общественными  отношениями.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные  сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного  общества. 1

В соответствии с Национальной доктриной образования (2010) и Концепцией модернизации российского образования  на период до 2025 г. главной задачей  российской образовательной политики провозглашено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

  Понятие «качество  образования»- для более полного понимания рассмотрим три, на наш взгляд, подходящих определения.  

Качество образования - ряд  системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.

Качество образования - восстребованность  полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и восстребованностью в  работе после окончания обучения.

Под качеством образования  понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень  соответствия реальных достигаемых  образовательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования  определяется, прежде всего, качеством  носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик  обучающимся. В зависимости от фундаментальности  полученных знаний обучающиеся могут:

- выдержать конкурсные  экзамены при поступлении на  обучение;

- пройти конкурсный отбор  при устройстве на работу;

- более успешно осваивать  учебные дисциплины, базирующиеся  на знаниях базовых дисциплин,  изученных на предыдущих стадиях  образовательного процесса.2

    Проблема оценки качества образования является, в настоящее время, одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Стратегия развития образования  в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта  «Образование», Федеральной целевой  программы развития образования в 2012г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

К основным задачам системы  оценки качества образования относятся:

1.Оценка уровня образовательных  достижений обучающихся образовательных  учреждений для их итоговой  аттестации и отбора для поступления  на следующую ступень обучения.

2.Оценка качества образования  на различных ступенях обучения  в рамках мониторинговых исследований  качества образования (федеральных  и международных).

3.Формирование системы  измерителей для различных пользователей,  позволяющей эффективно реализовывать  основные цели системы оценки  качества образования.3

Основным документом, определяющим систему оценки качества образования  образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной  частью данной программы является комплексная  программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:

1. Информационно-аналитическое  обоснование программы.

2. Научно-теоретические основы  управления качеством.

3. Основные направления  программы.

4. Структура управления  качеством образования. Механизм  управления качеством образования.

5. Технологическая карта  мониторинга.

6. Этапы реализации комплексной  программы «Качество».

Для оценки качества образования  Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2012 определены критерии.

Качество образования  складывается из трех частей: качество информации, качество преподавания, качество усвоения.

Критерии качества информации.

Информация может считаться  качественной только тогда, когда она  отвечает следующим критериям: истинность, полнота, своевременность.

Критерии качества преподавания.

Качественную информацию преподаватель должен подать так, чтобы  ученик мог и хотел её взять. Для  этого, преподавание должно быть: целенаправленным, интенсивным.

Критерии качества усвоения.

К критериям качества усвоения молодым человеком учебного материала  отнесем: скорость, прочность, системность.

Технологии  повышения  качества  образования.

    Одной из целей современного образовательного пространства является его информатизация. Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности.

Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования -  это не дань моде, а  необходимость, т.к. они способствуют  совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее  организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс  обучения; повышают интерес, как к  урокам, так и к надпредметным  занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.

  Цели внедрения и использования  информационных технологий в  образовании (ИТО), как правило,  связываются с созданием новых  (ранее отсутствовавших или непроявленных)  возможностей в образовательных  системах для всех ее участников (тех, кто получает образование;  тех, кто обучает и воспитывает;  тех, кто организует и управляет  образованием) и их взаимодействия.

В большинстве  случаев, благодаря внедрению ИТО, такие новые возможности определяются как 

  • сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и учащимися (студентами);  
  • ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;
  • высвобождение дополнительного времени у учащихся для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов (при соответствующей организации их деятельности; на совершенствовании и развитие образовательного процесса;
  • ускорение в достижении обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования и др.

- использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных учебников можно производить достаточно часто; датчик случайных чисел ЭВМ позволяет сделать элемент непредсказуемости реальным, даже для самого преподавателя;    К следующим  технологиям  можно   также отнести:

анализ диагностических  работ  по математике и русскому  языку  в  4-5  классах

аттестация  педагогических работников, очень важно  повысить  их  уровень квалификации

аккредитация  и лицензирование учебного   образовательного заведения

независимая государственная  итоговая  аттестация (ГИЭ) учащихся( ЕГЭ,ТЭК)

Таким образом, оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования  понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень  соответствия реальных достигаемых  образовательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования  дает нам полное представление о  динамике развития образовательной  системы и, как следствие, о степени  эффективности учебных процессов.

Информация о работе Технологии повышения качества образования