Связь педагогики и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно-го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием дошкольника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание педагогом физиологических процессов развития дошкольника, ведет к глубокому про-никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к дошкольному образованию

Содержание

Введение
Содержание системы педагогических наук.
Отрасли психологии
Взаимосвязь психологии и педагогики.
Понятие и взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

связь психологии и педагогики.docx

— 44.48 Кб (Скачать)

Психофизиология (изучающая психические функции мозга) и бионика (рассматривающая нервно-психическую деятельность мозга как саморегулирующейся системы) изучают человека прежде всего как биологический индивид, существование которого зависит от функционирования мозга. Психофизиология сосредоточена на физиологических основаниях психической деятельности, а дифференциальная психология — на индивидуально-психических различиях людей.

Юридическая психология касается психологических особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения и формирования личности преступника, военная психология — поведения человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается изучением потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей, чтобы создать спрос на подлежащий сбыту продукт. Экологическая психология связана с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает взаимовлияние природы и человека.

Таким образом, для современной  психологии характерен процесс дифференциации, приводящей к ее разделению на отрасли, которые порой очень далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий  предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным  процессом интеграции, в результате которой она сближается со всеми  науками (через инженерную психологию — с техническими, через педагогическую — с педагогикой, через социальную — с общественными и социальными  науками и т. д.).

 

Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Ж. Годфруа выделяет следующие-сдециальности психолгов-практиков: клинический, школьный, промышленный педагогический психолог-эргономист, психолог-консультант.

Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, боязнь ездить в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган «ведет себя» как больной), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни, Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы в беседе с пациентом или при психологическом обследовании, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

 

Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», который организуют различные центры по предупреждению самоубийств, борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами чего, как правило, оказываются женщины и дети, Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»); например, семейный занимается проблемами супругов и взаимоотношений родителей и детей; детский — помогает в разрешении проблем, связанных с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

 

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям, Школьный психолог также оказывает поддержку тем учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает разрешить их проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы выпускаемой предприятием продукции. Педагогический психолог разрабатывает наиболее эффективные методы обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог-эргономист, основываясь на накопленных знаниях о поведении и психических возможностях людей, дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

Психология связана со многими другими науками и  оказывает содействие их развитию. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, мышления, воображения, памяти), она способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильно  определить содержание учебного материала, необходимого для усвоения тех или  иных знаний, навыков и умений. Выявляя  закономерности формирования личности, психология помогает педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Психология интегрирует  данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью  человекознания. Ее следует рассматривать  как научное исследование поведения  и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности  человеческой души и личности.

.

Историческая миссия психологии сейчас заключается в том, чтобы  интегрировать все сферы человекознания и стать основным средством построения его общей теории. Это объединение  естественных и общественных наук, изучающих человека, в одну концепцию.

3.Взаимосвязь психологии и педагогики

 

Психология органично  связана с педагогикой, между  ними существует несколько "узлов" связи 

Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Второй  узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Третий  узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).

 

5. Понятие и взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии

 

Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п.

 

Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе  возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой "проекцию" общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.

В последнее время возрастная психология приобретает все большее  значение как фундамент для педагогической психологии.

Возрастная  психология - это теория развития психики в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми

Возраст характеризуется  не соотношением отдельных психических  функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые  приняты и решаются человеком, а  также возрастными новообразованиями.

Исходя из этого, В.В. Давыдовым был сформулирован ряд принципов возрастной психологии:

  • Каждый возрастной период должен изучаться не изолированно, а с точки зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего возраста.
  • Каждый возраст имеет свои резервы развития, которые могут быть мобилизованы в ходе развития особым образом организованной активности ребенка по отношению к окружающей действительности и к своей деятельности.
  • Особенности возраста не являются статичными, а определены общественно-историческими факторами, так называемым социальным заказом общества и др. Все эти и другие принципы возрастной психологии имеют огромное значение при создании психологической теории усвоения социокультурного опыта в рамках педагогической психологии. Например, на их основе можно выделить следующие принципы педагогической психологии (на примере ее раздела - психологии обучения):
  • Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на "завтрашний день" развития.
  • Обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
  • Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др.

Идея психофизиологического  исследования ребенка и использования  его результатов в педагогической практике получила подкрепление в обосновании  возможности изучения психических  явлений экспериментальным путем. Использование эксперимента в условиях обучения, предпринятое И.А. Сикорским  в 1879 г., вначале не получило широкого отклика в науке. Но с образованием психологических лабораторий, начиная  с середины 80-х гг., эксперимент  стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно  новую науку о воспитании и  обучении.

Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной  стороны, у педагогов-практиков, и  с другой стороны, у философов  и психологов, ранее не занимавшихся вопросами школьного образования. Педагоги почувствовали явную необходимость  в прочных психологических знаниях, а психологи поняли, как много  интересного и поучительного  содержится в школьной жизни. Состояние  науки и практики ясно показало, что школа и наука должны пойти  навстречу друг другу.

Так, в 1954 г. Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации; в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой - соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и других о проблемном характере мышления, его фазности, начале возникновения мысли в проблемной ситуации (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн).

В 1957-1958 гг. появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов - Н.Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В то же время в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова разрабатывалась теория развивающего обучения, возникшая в 70-х гг. на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной системе Л.В. Занкова.

Заслуживает внимания возникновение  принципиально нового направления  в педагогической психологии - суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60-70-е гг. прошлого столетия), основой которого является управление педагогом неосознаваемыми учащимся его психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии. На этой основе разработаны методы активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А.В. Петровский, Л.А. Карпенко).

Информация о работе Связь педагогики и психологии