Связь педагогики и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно-го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием дошкольника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание педагогом физиологических процессов развития дошкольника, ведет к глубокому про-никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к дошкольному образованию

Содержание

Введение
Содержание системы педагогических наук.
Отрасли психологии
Взаимосвязь психологии и педагогики.
Понятие и взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

связь психологии и педагогики.docx

— 44.48 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Кафедра профессионального  педагогического

образования и  социального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «   »

Тема: Связь психологии и педагогики?.

психолого – педагогического  факультета

специальность «Педагогика  и психология дошкольная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Содержание системы педагогических наук.
  3. Отрасли психологии
  4. Взаимосвязь психологии и педагогики.
  5. Понятие и взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
  6. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Педагогика и психология переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая Психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить" [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть полинной наукой, способной помочь учителю.

В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие  психологического исследования. Знание закономеронстей протекания психических  процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка  в целом имеют сущесвенное  значение для решения фундаментальных  педагогических проблем, таких, как  определение содержания образования  на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью  воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д.

Педагогика органично  связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов  связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики  человека, педагогика разрабатывает  законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и  психологии. Многие научные инструменты  психологического поиска с успехом  служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и  др.)

О наличии взаимосвязи  педагогики и психологии свидетельствуют  и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в  педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим  знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических  диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно-го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием дошкольника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание педагогом физиологических процессов развития дошкольника, ведет к глубокому про-никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к дошкольному образованию.

  1. Содержание системы педагогических наук.

Об уровне развития любой  науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря  которому и возникают пограничные  научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая  основные закономерности воспитания.

2. История педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и воспитания в различные исторические  эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования  и развития образовательных и  воспитательных систем в различных  странах путем сопоставления  и нахождения сходства и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  человека на различных возрастных  этапах. В зависимости от возрастной  характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику  средней школы, педагогику среднего  специального образования, педагогику  высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

5. Специальная ( коррекционная) педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.

6. Методики преподавания  различных дисциплин содержат  специфические частные закономерности  обучения конкретным дисциплинам  (языку, физике, математике, химии,  истории и др.), накапливают технологический  инструментарий, позволяющий оптимальными  методами и средствами усваивать  содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной  деятельности, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогика  изучает закономерности, осуществляет  теоретическое обоснование, разрабатывает  принципы, технологии воспитания  и образования человека, ориентированного  на конкретно-профессиональную сферу  действительности. В зависимости  от профессиональной области  различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических  исследований являются базой для  решения педагогических проблем, связанных  с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как  целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в  область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Исходное значение для  педагогической науки имеет философское  знание. Оно является базой для  осмысления целей воспитания и образования  в современный период развития педагогического  знания. Теория познания позволяет  опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости  и случайности, общего, единичного и  особенного; законы взаимосвязи и  взаимозависимости, развития и его  движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.

Новые, дополнительные возможности  для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой  кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в  педагогических исследованиях активно  используются данные и многих других наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

 

2.Отрасли психологии

 

Сфера психологической науки  сейчас представляет собой весьма разветвленную  систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся вместе со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают  к формированию и развитию новых  психологических дисциплин, например таких, как инженерная психология, космическая  психология, педагогическая психология и т. п. (Таковы практические, эмпирические причины развития науки.) С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например использование физических техник привело к возникновению экспериментальной психологии, психофизики, а обращение к методам физиологии сформировало психофизиологию, внедрение математических подходов — математическую психологию, инженерную психологию, бионику. (Таковы познавательные, гносеологические причины разветвления психологических наук.) 

 

Общая психология выполняет ряд функций:

♦ теоретическую (обобщения): обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему; осуществляет опережающие разработки, помогающие в различных отраслях психологии по-новому осмыслить свойственные им исследовательские проблемы;

♦ методологическую: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы;

♦ учебную: обеспечивает фундаментальность образования в области психологии, что позволяет специалисту решать практические проблемы, связанные с разными областями и отраслями психологии.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности  психики животных изучает зоопсихология.  

 

Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). 

 

Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).  

 

Педагогическая  психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить целый ряд  научных отраслей, для которых  предмет исследования — психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Это и психология труда, рассматривающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; инженерная психология, изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Психология труда и  инженерная психология близки, но имеют  разное происхождение. Первая изучала  психологические закономерности, свойственные разным видам трудовой деятельности людей, развитию их трудового мастерства, интересовалась приспособлением человека к имеющейся технике. Вторая же возникла в связи с созданием новой  техники и системы «человек—машина», она изучает деятельность операторов автоматических систем управления, стремится  эффективно распределить функции между  человеком и техникой, создать  надежные системы такого рода, приспосабливая машину к возможностям человека и  человека к машине, содействуя профессиональному  отбору и обучению. 

Информация о работе Связь педагогики и психологии