Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить важность организации социальным педагогом свободного времени подростков.
Объектом курсовой работы является свободное время подростков. Предметом курсовой работы является свободное время подростков, как предмет социально-педагогической деятельности.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2.Теоретические аспекты проблемы свободного времени в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………….5
2.1. Концепции свободного времени в отечественной
социологии ХХ века…………………………………………………………………....6
3. Свободное время подростков ……………………………………………….10
4. Свободное время, как социально педагогическая проблема ……...............15
5. Заключение……………………………………………………………………20
6. Список использованной литературы……………………………………..…22
Подросток уходит "на улицу", чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. В итоге - наиболее распространенный ответ на вопрос о месте встречи - "когда как, где придется", и как результат - проведение времени в подвале, на чердаке, в лесу. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи. Наркомафия активно привлекает к своей деятельности праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных семей, живущих часто впроголодь, не имеющих карманных денег [22, с. 95].
Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Причина образования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют свои особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не руководил. Во-вторых, внутри таких групп срабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи (компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они чувствуют обязанность исполнять их и связанны с ними. В-третьих, между уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.
Подросток, независимо от своего опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие специфические психические проявления, как стремление к самостоятельности (реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования) [23, c. 64].
Таким образом, телевидение для подростков – один из источников информации, дающий в образной форме модели поведения, стереотипы восприятия жизни. В связи с этим обратим внимание на интерес подростков к рекламе. Лишь незначительная часть подростков равнодушна к рекламе. Таким образом, реклама формирует стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывает серьёзное влияние на язык подростков. Телевидение мало предлагает серьёзных фильмов, в основном на экране лёгкие, развлекательные, полицейские криминальные фильмы, фильмы ужасов, фантастика, эротика, мистика.
Хотя выбор форм отдыха у подростков ограничен, они не говорят, что они не довольны своим досугом. У них сужается кругозор и уровень потребностей. Они привыкают к этому, и даже кажется, не хотят ничего другого. Им доступны только дешёвые формы отдыха, что связано с низким уровнем доходов родителей.
Сфера интеллектуального досуга всё более сокращается. Чтение книг и журналов занимает всё меньше и меньше места в жизни молодых людей. Возможно, Россия уже перестала быть «самой читающей страной». Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития, для интеллектуального роста. Даже у студентов среди форм проведения досуга преобладают пассивные. Такие виды отдыха, как посещение выставок, театров, музеев и т.п., перестают быть популярными, а новые, такие, как компьютер, общение через интернет, пока еще доступны очень немногим. Если же компьютер доступен, он занимает основную часть досуга молодежи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации.
Свободного времени у студентов немного, но если проводить его бессмысленно, деградирует не только досуг, но и сам человек, который так проводит своё время.[14,c. 81].
4.Свободное время, как социально педагогическая проблема
Свободное время - важное социальное педагогическое явление и понятие, охватывающее большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умений, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру в целом.
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.
Также, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.
Бессмысленное времяпрепровождение, пустые, а порой, и антигуманные увлечения молодого поколения стали обычным явлением современного общества. Причин много: социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров; недостаточность руководства (и контроля) досугом детей со стороны взрослых; снижение роли родителей в воспитании и социализации детей; платные, а потому недоступные для многих, клубы, секции; отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов, увлечений и т.д.
Целями организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном микрорайоне (городе, поселке, селе) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:
социально-педагогическая защита подростков: предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;
формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
увеличение степени самостоятельности подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
адаптация детей и подростков в обществе;
компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами [19, с. 96].
Л.В. Мардахаев говорит, что личность подростка находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов, это, прежде всего, - особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п. С одной стороны, государство и общественные институты влияют непосредственно на личность подростка, формируя ее ценностные ориентации, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития личности подростка в свободное время.
Важным элементом структуры личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций личности. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. А от того, направлена ли досуговая деятельность подростка на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности. [18, c. 93].
Также, во многих семьях также недостаточно внимания уделяется развитию детей. В последнее десятилетие функции воспитания все больше возлагаются родителями на официальные институты образования - школу, учреждения внешкольного образования, а собственная роль в развитии ребенка ими недооценивается. Неорганизованность досуга в семье, при школе, а также отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются на улице. Важная роль здесь принадлежит окружению подростка - молодежной компании, субкультуре, ценности которой он разделяет.
Анализируя статистическую картину досуга подростков за последнее десятилетие, В.И. Волков приводит нас к следующему выводу: досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность, а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности [6, c. 127].
Здесь вырисовывается одно из важных противоречий. Теоретически свободное время представляет собой ресурс развития личности и общества. Однако в действительности этот ресурс, как мы видим, остается лишь потенциальной возможностью развития. Свободное время, если рассматривать его с позиции реального поведения подростка, содержит в себе также и путь к деградации личности.
Проблема неразвитости досуга подростков распадается на две социально значимых части - проблему организации отдыха для детей и социальную ответственность за свободное время самих детей и подростков. Речь идет не только о возможной деградации личности подростка. Противоправное поведение, развитие алкоголизма и наркомании в молодежной среде приводит к снижению уровня общественного развития - расширению криминальных структур, росту преступности, ухудшению физического и морального здоровья общества. [6, c. 135].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время свободное время подростков представляет собой огромную проблему в современном обществе. Неорганизованность, равнодушие, безответственность, безучастность и многое другое в первую очередь, со стороны взрослых приводит к плачевным результатам, которые мы наблюдаем сейчас в нашем обществе. Социальный педагог, семья, государство, помощью должны уделить этому вопросу особое внимание.
5.Заключение
Целью нашей работы было изучить важность организации социальным педагогом свободного времени подростков, показать значимость и актуальность данной проблемы в современном обществе.
Реализуя данную задачу, мы рассмотрели и раскрыли такие понятия, как «досуг», «отдых», «свободное время», «рекреация», изучили точки зрения различных исследователей, относительно данных понятий и определили сущность свободного времени подростков и рассмотрели их последствия.
Исследуя проблему свободного времени подростков, мы пришли к выводу, что данная проблема достаточно актуальна в нашем обществе. Проблема неразвитости досуга подростков распадается на две социально значимых части - проблему организации отдыха для детей и социальную ответственность за свободное время самих детей и подростков.
Так как подростковый период является одним из наиболее важных периодов в жизни человека, в данном возрасте формируются и закладываются основные ценности, выявляются жизненные ориентиры. Социальному педагогу стоит уделить данному контингенту детей наиболее серьёзное внимание. Организуя и контролируя свободное время подростков, уберечь их от неправильного выбора, тем самым, оградить от негативных последствий.
В наше время именно социальный педагог ответственнен за свободное время подростков. Ознакомившись в нашей работе ситуацию в современном обществе, мы пришли к выводу, что чаще всего, в семье подросток проводит наименьшее количество времени, предпочитая уличные компании, чаще асоциального поведения. Это приводит к печальным последствиям и негативному опыту в жизни подростка.
Также, даже если подросток изъявляет желание посещать какой-либо кружок иди секцию, соответствующие его интересам, это не всегда оказывается возможным из-за неспособности родителей оплачивать посещение данного учреждения.
В итоге, подросток опять же находит себе какое-либо занятие сам, которое не всегда является положительным и что не менее важно, полезным для него, в том числе для его здоровья.
Таким образом, задачей социального педагога является помощь подростку в организации своего свободное время с пользой.
Всё это говорит о том, что в настоящее время свободное время подростков представляет собой огромную проблему в современном обществе. Свободное время - важное социальное педагогическое явление и понятие, охватывающее большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умений, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру в целом.
Информация о работе Свободное время подростков, как предмет социально- педагогической деятельности