Свободное время подростков, как предмет социально- педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить важность организации социальным педагогом свободного времени подростков.
Объектом курсовой работы является свободное время подростков. Предметом курсовой работы является свободное время подростков, как предмет социально-педагогической деятельности.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2.Теоретические аспекты проблемы свободного времени в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………….5
2.1. Концепции свободного времени в отечественной
социологии ХХ века…………………………………………………………………....6
3. Свободное время подростков ……………………………………………….10
4. Свободное время, как социально педагогическая проблема ……...............15
5. Заключение……………………………………………………………………20
6. Список использованной литературы……………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

Свободное время подростков, как предмет социально- педагогической деятельности.doc

— 112.00 Кб (Скачать)


 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №12»

 

 

 

 

 

 

«Свободное время подростков, как предмет социально- педагогической деятельности»

                                               курсовая работа

 

 

                                                        Выполнила :

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

2008

 

Свободное время подростков как предмет социально-педагогической деятельности

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………….3

2.Теоретические аспекты проблемы свободного времени в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………….5

2.1. Концепции свободного времени в отечественной
социологии ХХ века…………………………………………………………………....6

3. Свободное время подростков ……………………………………………….10

4. Свободное время, как социально педагогическая проблема ……...............15

5. Заключение……………………………………………………………………20

6. Список использованной литературы……………………………………..…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

     В настоящее время свободное время подростков является наиболее актуальной проблемой современного общества. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

    Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний. Поэтому мы считаем, что социальный педагог должен уделить этому аспекту своей деятельности особое внимание при работе с подростками.

     Целью данной курсовой работы является изучить важность организации социальным педагогом свободного времени подростков.

     Объектом курсовой работы является свободное время  подростков.

     Предметом курсовой работы является свободное время подростков, как предмет социально-педагогической деятельности.

     Для реализации поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты проблемы свободного времени в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2. Раскрыть понятие «свободное время подростков», как социально-педагогическую проблему.

3. Определить сущность свободного времени подростков и рассмотреть их последствия.

     Таким образом, эта проблема является актуальной в работе социального педагога, так свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время - все это формирует определенные социальные качества и потому влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества. В этом смысле организация свободного времени выступает фактором развития личности, социальных институтов и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические аспекты проблемы свободного времени в трудах отечественных и зарубежных исследователей

    Свободное время как предмет теоретического и эмпирического изучения лежит в нескольких областях знания. Обозначим основные этапы и назовем ведущих отечественных исследователей феномена свободного времени.

     Первые обследования бюджетов времени различных категорий населения были осуществлены в 1920-х годах академиком С.Г. Струмилиным. Наряду с работами С.Г.Струмилина имеют значение работы: А.Гастева, Л.Н.Брагинского, В.Михеева.

     Значительное число исследований по использованию свободного времени, содержанию досуга разных групп населения, в том числе и молодежи, было проведено в 2000 г. под руководством Б.Грушина, которое явилось первой попыткой социологического анализа проблем свободного времени применительно ко всем основным группам городского населения [11, с. 8-9].

     Среди других исследований важное значение имеют проводившиеся в 1990-1999 гг. в районах Западной и Восточной Сибири исследования под руководством Г.А. Пруденского и В.Д.Патрушева, а также исследование в г. Пскове, ставшее новой ступенью в развитии теории, методологии и организации социологических исследований. Результаты этих исследований нашли отражение во многих публикациях: "Внерабочее время трудящихся,"Статистика бюджетов времени трудящихся" ,"Бюджет времени городского населения социалистических и капиталистических стран" , "Методические вопросы изучения бюджетов времени"[2, с. 55].

     В работах по исследованию свободного времени упоминалась структура свободного времени молодежи, подростков, но без учета специфики данной группы, без учета формирования личности подростка и опасности возможной деградации личности в период досуга. Свободное время трактовалось достаточно узко и связывалось с определенным кругом занятий, направленных на развитие личности, а мотивы и ценностные ориентации подростков изучались с точки зрения проблемы рационального использования учеником своего свободного времени и формирования общественной направленности личности [5, с. 187].

     С этим связана и другая проблема. В научном знании и на практике в нашей стране долгое время постулировалось совпадение государственных и групповых интересов, и мало изучались реальные интересы и ценностные ориентации молодежи [9, с. 412].

Также, значимы труды И.С.Кона , В.Т.Лисовского, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова, и др. Эти исследователи изучали влияние различных общественных институтов на молодежь и ее поведение в различных сферах общественной жизни. Было исследовано свободное время молодежи и указаны разрушительные для личности стороны досуговой деятельности, девиантное поведение подростков в свободное время. И.С.Кон, В.Т.Лисовский впервые обратили внимание на то, что "юность - не пассивный объект обучения и воспитания, а самостоятельный субъект деятельности, подход к ней может быть только личностным..." [25, c.5].

 

2.1.Концепции свободного времени в отечественной
социологии ХХ века

     Понятия "свободное время", "отдых", "досуг", а также связанные с ними понятия "рекреация", "релаксация", "труд", "работа" и др. трактовались исследователями по-разному. Однако, концепции свободного времени не противоречат друг другу, отражая лишь взгляды исследователей на содержание тех или иных понятий. В сущности же, явления, называемые данными понятиями, сходны, а понятия определяют их границы, значимость, угол, под которым анализируются эти явления.

     Рассмотрим понятия "отдых" и "досуг" в концепции А.С.Орлова.

     А.С.Орлов дает наиболее общие, традиционные значения понятий. Понятие "досуг" несет в себе два оттенка и обозначает: 1) отрезок свободного от работы (занятий) времени и 2) период отдыха человека. Понятие "отдых" традиционно употребляется также в двух значениях: 1) состояние покоя (процесс отдыха) и 2) свободное от работы время, необходимое для восстановления сил [20, с. 73]. Таким образом,  "досуг" определяется через понятия "времени" и "периода", а "отдых" - через "состояние" и "восстановление сил". Это дает исследователю почву для разграничения данных понятий, описывающих, по мнению А.С. Орлова, разные стороны, и разные ступени одного процесса - процесса физического и духовного развития человека.

     Как видно из определений, отдых, в основном, происходит во время досуга, однако не ограничивается этим периодом. Досуг же представляет собой отрезок времени, имеющий определенную структуру. Это результат распределения свободного от работы времени между различными видами деятельности. Отдых - это, прежде всего, внутреннее состояние и субъективное переживание той или иной деятельности. То же можно сказать про труд и работу. Работа, не являясь внутренне обусловленной, связана с определенным периодом рабочего времени и оценивается внешне лишь как определенная структура деятельности, называемой рабочей (или трудовой, в обычном понимании) деятельностью. Труд же - это некое усилие, к которому человека побуждает внутренний мотив.

     А.С. Орлов различает в своей концепции досуг и отдых. В момент усилия индивид концентрирует все внимание на своей деятельности. Чтобы восстановить эти затраты организм должен биологически и психологически расслабиться, отдохнуть. При этом досуг определяется, как правило, внешними (психологическими) источниками релаксации, а отдых - внутренними (физиологическими) [20, с. 55].

     Так, понятие "отдых" А.С. Орлов фактически заменяет термином "рекреация", а суть отдыха отражается в понятии "рекреационного эффекта". Слово "рекреация" в переводе с латинского означает "воссоздание", "восстановление". Воссоздание может характеризоваться с физиологической стороны - восстановление сил, снятие усталости, но может быть и моральным восстановлением индивида, развитием его личностных черт. То есть, А.С. Орлов говорит о том, что восприятие какой-либо деятельности в качестве отдыха зависит от моральных установок и ориентаций индивида. И деятельность, воспринимаемая в качестве отдыха, обладает субъективной ценностью.

     С этой точки зрения, любая деятельность, в том числе и направленная на разрушение личности, может рассматриваться в качестве отдыха - все зависит от восприятия индивидом этой деятельности, в соответствии с его ожиданиями, потребностями, установками. Досуг же - это внешняя структура деятельности, выделяющаяся в соответствии с объективными ценностями и нормами. Говоря о том, как общество смотрит на развитие личности, можно судить о "досуговой деятельности", о ее пассивной форме (ничегонеделанье, принятие наркотиков, алкоголя, курение) и активной форме (занятия спортом, творческая и общественная активность, посещение театров, выставок и др.). Это объективный, независимый от субъективного восприятия индивида, взгляд на структуру отдыха.

     Само по себе понятие "досуг" не несет в себе оценочного характера, но можно сказать, что досуг - это организация отдыха в соответствии с объективными ценностями развития. И в этом смысле досуг социально детерминирован, т.е. имеет некую внешнюю установку общества на развитие личности. Исследователь обращает внимание, что "социально детерминированный и внешне мотивированный досуг является низшей ступенью отдыха, который, в свою очередь, отличается внутренней мотивацией, поэтому ощущением свободы, увлеченностью самими рекреационными процессами, наиболее полным рекреационным эффектом" [20, с. 55].

Таким образом, А.С. Орлов высказывает мысль о том, что отдых является высшей ступенью досуга, если он внутренне направлен на развитие личности.

 

 

 

3. Свободное время подростков

     Свободное время подростков: семья, школа, улица. За последнее десятилетие в России произошло изменение условий для воспитания и отдыха детей. Препятствием для физического развития и овладения детьми важными культурно-досуговыми навыками стало закрытие многих спортивных и музыкальных школ либо их недоступность в силу повышения платы за занятия. Неорганизованность досуга в семье, при школе, а также отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются на улице. Важная роль здесь принадлежит окружению подростка - молодежной компании, субкультуре, ценности которой он разделяет. Подросток уходит "на улицу", чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. Подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи. Наркомафия активно привлекает к своей деятельности праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных семей, живущих часто впроголодь, не имеющих карманных денег. Свободное время молодежи, характер и направленность его проведения в современном российском обществе, судя по личным педагогическим наблюдениям авторов, прессе и литературе, в целом вызывает тревогу. Это относится и к такой, казалось бы, благополучной социальной группе, как студенты вузов, в том числе педагогических. Среди мест массового использования оказалась улица. Вряд ли стоит расценивать это как показатель распущенности или отсутствия интересов у молодежи. Более веской причиной является недоступность более подходящих мест для компаний. Не имея большого выбора мест для проведения досуга, подросток попадает в такие места, где может столкнуться с людьми, потребляющими наркотики. Большое опасение вызывают совсем не подходящие для подросткового возраста места встреч с друзьями - "В ночном клубе, кафе, баре", "В подъездах, подвалах". Такие места, где исключается контроль, и где зачастую можно без проблем достать и употребить наркотики, являются зоной повышенной опасности не только для физического здоровья, но и духовного мира детей. К сожалению, в нашей современной культуре более широкое распространение получили не истинные ценности, а процветают, так называемые, моды и причуды, пропагандирующие самые шокирующие ценности. Изощренными и немыслимыми способами в неокрепшее мировоззрение детей врываются те качества образа жизни, которые связаны с алкоголем, табаком и наркотиками. Ежедневно средства массовой информации  пропагандирует гидонестический образ жизни. Для некоторых молодежных групп принимать наркотики стало модным, престижным, почти обязательным. Большинство родителей наркоманов, видимо, пытаясь хоть как-то реабилитировать себя в собственных глазах, убеждены, что их ребенок стал употреблять наркотики под воздействием сверстников или торговцев этим зельем. Вместе с тем дети часто заявляют, что стали употреблять наркотики по целому ряду иных причин: чтобы избавиться от скуки, почувствовать себя хорошо, забыть о своих проблемах и расслабиться, повеселиться, удовлетворить свое любопытство, рискнуть, ослабить боль, почувствовать себя взрослым, показать свою независимость, продемонстрировать принадлежность к определенной группе и т.д. [27, с. 91].

Информация о работе Свободное время подростков, как предмет социально- педагогической деятельности