Сущность воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:48, реферат

Описание работы

Одна из главных характеристик воспитания — его целенаправленность. Целенаправленность предполагает проектирование результата.

Цель воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности» (СНОСКА: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 336).

Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...» (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).

Работа содержит 1 файл

Сущность воспитания в структуре образовательного процесса.docx

— 25.95 Кб (Скачать)

  И еще  об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников - разнолики, разноплановы, а достижение их происходит в едином процессе.

  Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники  называют (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь, счастье, высшее образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «свободно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.

  И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение  старшеклассницы Юли Феюровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:

  Что есть гармония души?

  И что  теряет проигравший?

  Мечты куда-то отошли,

  Остался он, все что-то ждавший.

  Путь  беспорядочен и прост,

  Но  что скрывается за этим?

  А то, что жизнь, как чистый холст,

  Что белизной своею светел.

  Он  чист, свободен от тревог,

  Печали, горя и заботы.

  Таким казаться каждый мог,

  Когда б нашелся этот кто-то.

  Но  человек есть человек,

  Он  тонет в грусти, в неудачах

  И мрачно доживает век

  В своих  поставленных задачах.

  Их  словно нет, они нигде -

  Роятся  в хаосе и бездне,

  И голова трещит от дел

  Пустых, никчемных, бесполезных.

  Создавший образ свой таким,

  Неусомнившийся в провале,

  Тот, мысли чьи неглубоки,

  Средь нас останется едва ли!

   Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы, организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь руководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель неблаговидна), выведет (если цель расплывчата и туманна}... к цели возвышенной, сформулированной самим педагогом. 

Информация о работе Сущность воспитания