Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:48, реферат
Одна из главных характеристик воспитания — его целенаправленность. Целенаправленность предполагает проектирование результата.
Цель воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности» (СНОСКА: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 336).
Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...» (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).
И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников - разнолики, разноплановы, а достижение их происходит в едином процессе.
Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называют (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь, счастье, высшее образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «свободно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.
И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Феюровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:
Что есть гармония души?
И что теряет проигравший?
Мечты куда-то отошли,
Остался он, все что-то ждавший.
Путь беспорядочен и прост,
Но что скрывается за этим?
А то, что жизнь, как чистый холст,
Что белизной своею светел.
Он чист, свободен от тревог,
Печали, горя и заботы.
Таким казаться каждый мог,
Когда б нашелся этот кто-то.
Но человек есть человек,
Он тонет в грусти, в неудачах
И мрачно доживает век
В своих поставленных задачах.
Их словно нет, они нигде -
Роятся в хаосе и бездне,
И голова трещит от дел
Пустых, никчемных, бесполезных.
Создавший образ свой таким,
Неусомнившийся в провале,
Тот, мысли чьи неглубоки,
Средь нас останется едва ли!
Мудрость
педагогическая, видимо, в том заключается,
чтобы, организуя жизнедеятельность детей
в воспитательном процессе школы, постепенно,
исподволь руководствуясь целью и задачами
воспитания, вводить в жизнь детей ценностные
ориентации, приобщение к которым переориентирует
(если цель неблаговидна), выведет (если
цель расплывчата и туманна}... к цели возвышенной,
сформулированной самим педагогом.