Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
- Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально – педагогическую проблему.
- Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
- Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
- Описать опыт работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения подростков.
Введение
Глава 1.Теоретическей аспекты девиантного поведения подростков.
1.1 Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
1.2 Формы проявления девиантного поведения подростка.
1.3 Методы и формы работы социального педагога по профилактике деиантного поведения.
Глава 2.Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в общеобразовательном учереждении.
2.1 Описание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
Заключение
Список литературы
Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности.
Профилактическая работа
социального педагога с подростками,
демонстрирующими отклонения в поведении,
ориентирована на социальное оздоровление
внутреннего мира подростка. Социальный
педагог должен владеть приемами
экстренной диагностики ситуации, в
которую попал данный ребенок - в
семье, школе, коллективе; выявления
причин возникновения социально-
По мнению М.А. Галагузовой социальный педагог должен знать следующие категории детей, которые подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия [22, 215].
Итак, работа социального
педагога требует учитывать не только
предпосылки девиантного
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательном учереждении.
2.1 Описание опыта работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения
Деятельность социального педагога МОУ СОШ № ** по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних учащихся осуществляется по программе, которая была создана с целью формирования высокой сопротивляемости подростков негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний, навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения.
Неотъемлемой частью программы является создание спокойной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, в которой новые навыки изучаются, апробируются на практике и применяются в жизни, т.е. внутренне перерабатываются и проверяются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений и поведения.
Выделяются этапы: подготовительный, диагностический, профилактический (основной), аналитический (заключительный).
Разработка задач работы
социального педагога по профилактике
девиантного поведения
1) способствовать осознанию
и усвоению подростками
2) обучить подростков
способам решения жизненных
3) информировать подростков
о психоэмоциональных, физиологических,
соматических и социальных
4) формировать у подростков
умения и навыки: критически мыслить,
эффективного общения,
5) сформировать установку на здоровый образ жизни;
6) повысить самооценку подростков.
В соответствии со
спецификой девиантного
- комплексности (организация
воздействия на различных
- адресности (учет возрастных,
половых и социально-
- массовости (приоритет групповых форм работы),
- позитивности информации,
- минимизации негативных последствий,
- личностной заинтересованности и ответственности участников,
- устремленности в будущее
(оценка последствий поведения,
Кратко раскроем содержание данной работы по профилактике в ОУ:
Блок 1. Теоретический.
Цель: ознакомить подростков с последствием курения, алкоголя и употребления наркотических веществ и их влияния на здоровье человека.
Тема 1. «Последствия влияния курения на организм подростков».
Тема 2. «Последствия злоупотребления алкогольной продукции на организм подростков».
Тема 3. «Здоровый образ жизни».
Тема 4. «Экономические и социальные последствия употребления наркотиков».
Тема 5. «Почему мы говорим НЕТ наркотикам».
Тема 6. «Молодежь против преступности. Мы хотим жить в безопасном мире».
Тема 7. «Успешная карьера в рамках закона».
Блок 2. Практический.
Занятие 1. Знакомство.
Упражнения на взаимодействие.
Упражнения на
Занятие 2 и 3. «Правильный выбор – Нет курению! Нет алкоголю!»
Упражнение «Выход из конфликта».
Упражнение: «Вырази свое чувство» (ключевая фраза: «Я . . .»).
Упражнение: «Установить событие, какое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза: «Я... потому что...»).
Упражнение: «Объясни, которое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза: «Когда ты..., то я почувствовал...»).
Упражнение. «Учимся говорить «Нет!»
Упражнение. «Человек в трудной ситуации»
Упражнение «Конфликт».
Упражнение. «Антиреклама».
Занятие 4. «Нет наркотикам!»
Упражнение: «Статистика»:
Занятие 5. «Мое будущее!»
Упражнение. «Планируем карьеру до 30 лет».
Упражнение. «Преодоление препятствий».
Упражнение. «Мы говорим НЕТ наркотикам и алкоголю и говорим - ДА своему будущему» .
Целесообразность
Заключение
В работе было рассмотрено понятие девиантного поведения, обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и делинквентному поведению, проанализирован ролевой блок личности трудных подростков, дана типология агрессивного поведения современных подростков, изучены факторы риска, способствующие употреблению подростками наркотиков, токсических веществ и алкоголя.
Применение разноплановых
методик для исследования личности
девиантных подростков показало, что
многостороннее исследование личности
«трудных» и «нетрудных»
В работе было показано, что
личностные черты подростков существенно
отличают их от взрослого человека.
Это повышенная чувствительность и
возбудимость, неуравновешенность, раздражительность,
сочетание стеснительности, стыдливости
с заносчивостью и
Нарушения формирования личности
подростка обладают тенденцией к
переходу в более или менее
стойкие патологические изменения
характера и личности и возникают
в ответ на воздействие различных
психотравмирующих факторов. Проблемы
в общении у девиантных подростков
в равной мере проявляется в отношении
с родителями, учителями и сверстниками.
Особенности поведения
Подростковый возраст - один
из кризисных этапов в становлении
личности человека. Он характеризуется
рядом специфических
Список литературы
1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002.
2. Алемаскин М.А.
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003.
4. Загвязинский В.И., Зайцев
М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А.,
Строков Ю.П. Основы
5. Закатова И. Н. Система
работы с «трудными»
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). -М. : Академия, 2003.
7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
8. Иванцова А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000 .-№8.
9. Кудрявцев В.Н., Нересянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Наука, 1998.
10. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – С.-Пб, 2002.
11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 1999.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
15. Подросток: проблемы
социальной адаптации.
16. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика,1987.
17. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
18. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш – С-Пб., 2001
19. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
20. Селецкий А.И. Тарарухин
С.А. Несовершеннолетние с
21. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
22. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.