Сущность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
- Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально – педагогическую проблему.
- Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
- Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
- Описать опыт работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения подростков.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретическей аспекты девиантного поведения подростков.
1.1 Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
1.2 Формы проявления девиантного поведения подростка.
1.3 Методы и формы работы социального педагога по профилактике деиантного поведения.
Глава 2.Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в общеобразовательном учереждении.
2.1 Описание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 57.87 Кб (Скачать)

Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный  по времени процесс оказания психологической  помощи ребенку и создания условий  для оптимизации развития личности.

Профилактическая работа социального педагога с подростками, демонстрирующими отклонения в поведении, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в  которую попал данный ребенок - в  семье, школе, коллективе; выявления  причин возникновения социально-личностно-эмоциональных  нарушений.

По мнению М.А. Галагузовой  социальный педагог должен знать  следующие категории детей, которые  подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики  и токсические средства; подростки  сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия [22, 215].

Итак, работа социального  педагога требует учитывать не только предпосылки девиантного поведения  в подростковом возрасте, его типы, формы, основные этапы становления, но и положительный педагогический опыт воспитания подрастающего поколения  и целенаправленной работы специалистов, который нашел отражение в  различных педагогических средствах  профилактики девиантного поведения  подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательном учереждении.

2.1  Описание опыта работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения

 

Деятельность социального  педагога МОУ СОШ № ** по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних учащихся осуществляется по программе, которая была создана с целью формирования высокой сопротивляемости подростков негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний, навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения.

Неотъемлемой частью программы  является создание спокойной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы  общения, в которой новые навыки изучаются, апробируются на практике и  применяются в жизни, т.е. внутренне  перерабатываются и проверяются  во взаимодействии со сверстниками и  другими значимыми лицами. Внутренняя переработка, также известная под  названием критического мышления, и  проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными  условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений  и поведения.

Выделяются этапы: подготовительный, диагностический, профилактический (основной), аналитический (заключительный).

Разработка задач работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков была осуществлена с учетом специфики  форм девиантного поведения, а именно: нарушение социальных норм, обычно сопровождается употреблением алкоголя, курением и игнорированием здорового  образа жизни, появлением других вредных  привычек. На этом основании были определены следующие задачи работы социального  педагога в рамках программы по профилактике девиантного поведения подростков:

1) способствовать осознанию  и усвоению подростками основных  человеческих ценностей; 

2) обучить подростков  способам решения жизненных проблем,  преодоления стресса и снятия  напряжения без нарушения социальных  норм и применения психоактивных  веществ;

3) информировать подростков  о психоэмоциональных, физиологических,  соматических и социальных последствиях  девиантного поведения подростков;

4) формировать у подростков  умения и навыки: критически мыслить,  эффективного общения, сопротивления  негативному влиянию сверстников,  управления эмоциями;

5) сформировать установку  на здоровый образ жизни;

6) повысить самооценку  подростков.

 В соответствии со  спецификой девиантного поведения  социально-педагогическая деятельность  основывается на следующих принципах  [5,16]:

- комплексности (организация  воздействия на различных уровнях  социального пространства, семьи  и личности),

- адресности (учет возрастных, половых и социально-психологических  характеристик),

- массовости (приоритет групповых  форм работы),

- позитивности информации,

- минимизации негативных  последствий,

- личностной заинтересованности  и ответственности участников,

- устремленности в будущее  (оценка последствий поведения,  актуализация позитивных ценностей  и целей, планирование будущего  без девиантного поведения).

Кратко раскроем содержание данной работы по профилактике в ОУ:

Блок 1. Теоретический.

Цель: ознакомить подростков с последствием курения, алкоголя и употребления наркотических веществ и их влияния на здоровье человека.

Тема 1. «Последствия влияния  курения на организм подростков».

Тема 2. «Последствия злоупотребления алкогольной продукции на организм подростков».

Тема 3. «Здоровый образ жизни».

Тема 4. «Экономические и социальные последствия употребления наркотиков».

Тема 5. «Почему мы говорим  НЕТ наркотикам».

Тема 6. «Молодежь против преступности. Мы хотим жить в безопасном мире».

Тема 7. «Успешная карьера  в рамках закона».

Блок 2. Практический.

Занятие 1. Знакомство.

Упражнения на взаимодействие.

Упражнения на

Занятие 2 и 3. «Правильный выбор – Нет курению!  Нет алкоголю!»

Упражнение «Выход из конфликта».

Упражнение: «Вырази свое чувство» (ключевая фраза: «Я . . .»).

Упражнение: «Установить  событие, какое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза: «Я... потому что...»).

Упражнение: «Объясни, которое  вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза: «Когда ты..., то я почувствовал...»).

Упражнение. «Учимся говорить «Нет!»

Упражнение. «Человек в трудной  ситуации»

Упражнение «Конфликт».

Упражнение. «Антиреклама».

Занятие 4. «Нет наркотикам!»

Упражнение: «Статистика»:

Занятие 5. «Мое будущее!» 

Упражнение.  «Планируем карьеру до 30 лет».

Упражнение. «Преодоление препятствий».

Упражнение. «Мы говорим  НЕТ наркотикам и алкоголю  и  говорим  - ДА своему будущему» .

Целесообразность использования  игротерапии в организации работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным  и органичным видом деятельности и общения. Во-вторых, здесь представлено единство психологической природы  игры и общения. В-третьих, в игре подросток может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и  фрустрации повседневной жизни. В-четвертых  игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психологического развития подростка, открывая ему возможность  для вступления в значимую личностную связь как со взрослым: психологом, педагогом, родителем, та к и со сверстником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе было рассмотрено  понятие девиантного поведения, обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и делинквентному поведению, проанализирован ролевой  блок личности трудных подростков, дана типология агрессивного поведения  современных подростков, изучены  факторы риска, способствующие употреблению подростками наркотиков, токсических  веществ и алкоголя.

Применение разноплановых  методик для исследования личности девиантных подростков показало, что  многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволило выявить  психологические причины их девиантного  поведения, неуспеваемости.

В работе было показано, что  личностные черты подростков существенно  отличают их от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и  возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости  с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход  к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность  ее индивидуального характера, влияние  ближайшего окружения. Эти особенности  отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением «трудности подросткового  периода».

Нарушения формирования личности подростка обладают тенденцией к  переходу в более или менее  стойкие патологические изменения  характера и личности и возникают  в ответ на воздействие различных  психотравмирующих факторов. Проблемы в общении у девиантных подростков в равной мере проявляется в отношении  с родителями, учителями и сверстниками. Особенности поведения девиантных подростков часто проявляются в  виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, а  также в виде преступных уголовно-наказуемых действий.  Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а  подчас ведущие к их росту и  распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой. При том  одно и то же противоречие может  лежать в основе как социально  не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так  и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении  личности человека. Он характеризуется  рядом специфических особенностей. подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; подростку  важно, чтобы его форма поведения  не была детской; «героем» подростка  является активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен  к мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа  физического развития создает дополнительные психологические трудности и  во многом определяет особенности психики  и поведения подростков, может  привести к нарушениям поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Алексеева И.А. Дети  риска. – С.-Пб., 2002.

2. Алемаскин М.А. Психологическая  характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с  отклонениями в поведении. - М.: 1998.

3. Воспитание трудного  ребенка: Дети с девиантным  поведением : Учебно-метод. пособие  / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003.

4. Загвязинский В.И., Зайцев  М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной  педагогики: Учебное пособие для  студентов педагогических вузов  и колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество  России, 2002.

5. Закатова И. Н. Система  работы с «трудными» подростками. - М. , 1996.

6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). -М. : Академия, 2003.

7. Иванов В.Н. Девиантное  поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.

8. Иванцова А.А. Социальный  педагог и инспектор по делам  несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000 .-№8.

9. Кудрявцев В.Н., Нересянц  В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные  отклонения. Введение в общую  теорию. - М.: Наука, 1998.

10. Латышев Г.В., Орлова  М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов  Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – С.-Пб, 2002.

11. Лэндрет Г.Л. Игровая  терапия: искусство отношений.  М., 1994.

12. Мардахаев Л.В. Социальная  педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

13. Мудрик А.В. Социальная  педагогика: - М., 1999.

14. Овчарова Р.В. Справочная  книга социального педагога. –  М.: ТЦ Сфера, 2005.

15. Подросток: проблемы  социальной адаптации. Документы  и материалы. / Под ред. А.Е.Личко  - М.: Просвещение, 1995.

16. Психология развивающейся  личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика,1987.

17. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

18. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш – С-Пб., 2001

19. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.

20. Селецкий А.И. Тарарухин  С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся  поведением. – Киев: Здоровье, 1997

21. Словарь-справочник по  СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.

22. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред.  М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Информация о работе Сущность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях