Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
- Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально – педагогическую проблему.
- Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
- Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
- Описать опыт работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения подростков.
Введение
Глава 1.Теоретическей аспекты девиантного поведения подростков.
1.1 Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
1.2 Формы проявления девиантного поведения подростка.
1.3 Методы и формы работы социального педагога по профилактике деиантного поведения.
Глава 2.Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в общеобразовательном учереждении.
2.1 Описание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
Заключение
Список литературы
- Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга.
- Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора.
- Анализ причин повышения
раздражительности, повышенной
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.
Гомосексуальность является
выражением личностной сущности, часто
формирующейся в результате врожденной
предрасположенности. Обнаружение
у себя подростком атипичного влечения
приводит к кризису личности, депрессиям,
невротическому состоянию, массивной
алкоголизации, неоправданному приему
лекарств. Количество самоубийств в
5-7 раз выше среди несовершеннолетних
гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных
лиц. Часто дети и подростки втянуты
в гомосексуальные отношения
посредством обмана или насилия.
В таких случаях речь идет о
развращении
Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе. [21, 412]
В роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Оградить пострадавшего от излишнего любопытства. Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по содержанию и преодолению проявления агрессии и насилия. Создаются кризисные центры, телефонное и очное консультирование пострадавших от насилия, работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.
Итак, назрела реальная необходимость
осуществления
1.3 Методы и формы работы социального педагога по профилактике деиантного поведения
Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека [17,64].
Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. А.И.Селецкий и С.А.Тарарухин все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим мероприятиям относятся: политические (направленные на борьбу за власть и влияние на людей) и социально-экономические (направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности). Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.
Профилактика девиантных форм поведения должна основываться на принципах системности, научности, социальной активности и, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер. Этиологичность профилактики заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию девиантного поведения.
Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика девиантных форм поведения - задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций .
Профилактика девиантных
форм поведения должна проводиться
дифференцированно в отношении
детей, подростков и взрослых, учащихся
и родителей, быть различной для
школьников и учащихся ПТУ, студентов
и других групп молодежи, а также
учитывать, направлены ли эти меры на
здоровых людей или на лиц, неустойчивых
в нервно-психическом
Согласно терминологии Всемирная
Организация Здравоохранения, выделяют
первичную, вторичную и третичную
профилактику. Первичная профилактика
является наиболее массовой и эффективной.
Мероприятия первичной
Главная задача вторичной профилактики - раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», то есть подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию.
Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения [4, 7].
В педагогике отмечается, что профилактика девиантного поведения должна строиться прежде всего с учётом психологических особенностей, мотивации интересов подростка [13,27]. Как правило, в основе девиантного поведения лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Девиантное поведение чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения девиантного поведения во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
Основные усилия профилактической деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения.
Для решения этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления [22,76]:
-выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
-анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики;
-создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.
Формирование личности школьников,
их социальной компетентности, коррекцию
их негативных поведенческих проявлений
важно начинать с развития у них
позитивного образа «Я», чувства
самоуважения, развитие способности
критически мыслить, умения ставить
социально значимые цели и принимать
ответственные решения. Для того
чтобы ребенок умел делать здоровый
выбор, его следует обучить умению
владеть эмоциями, справляться со
стрессами, тревожностью, конфликтами,
научить неагрессивным способам
реагирования на критику, самозащиты,
сопротивления давлению со стороны
других людей, умению противостоять
вредным привычкам, одновременно формируя
у него ценности, позволяющие делать
здоровый выбор и решать возникающие
проблемы социально-позитивными
К важнейшим факторам профилактической
работы следует также отнести
особенности общения
Работа социального педагога
с подростками, демонстрирующими девиантное
поведение, ориентирована на социальное
оздоровление внутреннего мира подростка.
Социальный педагог должен владеть
приемами экстренной диагностики ситуации,
в которую попал данный ребенок
- в семье, школе, коллективе; выявления
причин возникновения социально-
Основными видами деятельности
являются: индивидуальное консультирование;
включение подростков в тренинговые
группы с целью коррекции негативных
эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная
работа с системой ценностей ребенка;
обучение социальным навыкам, способам
эффективного общения, конструктивному
поведению в конфликтных
Наиболее эффективными формами
психологической профилактики являются
групповые занятия с
Согласно С.В.Березину и
К.С.Лисецкому, предупреждение отклонений
в поведении подростков требует
их обучения навыкам социального
поведения, умению делать здоровый выбор,
чтобы стать социально-
Формирование социально
позитивно ориентированной
Противоалкогольное, антинаркотическое воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических установок, установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные задачи санитарно-гигиенического воспитания: повышение санитарной грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни; искоренение вредных для здоровья привычек [12,20].
Социально-педагогическая деятельность,
направленная на создание условий, нейтрализующих
и корректирующих негативные воздействия
среды, может включать следующие
направления: выявление распространённости
различных типов и форм девиантного
поведения детей и подростков,
провоцирующих их факторов, а также
изучение потребностей учащихся и их
родителей в образовании и
воспитании; анализ результатов изучения
мнений учеников, родителей и разработка
на их основе программы по коррекции
отклонений в развитии личности и
поведении учащихся с учётом выявленной
специфики; создание в школе психолого-