Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
- Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально – педагогическую проблему.
- Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
- Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
- Описать опыт работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения подростков.
Введение
Глава 1.Теоретическей аспекты девиантного поведения подростков.
1.1 Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
1.2 Формы проявления девиантного поведения подростка.
1.3 Методы и формы работы социального педагога по профилактике деиантного поведения.
Глава 2.Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в общеобразовательном учереждении.
2.1 Описание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГБОУ ВПО «АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОТДЕЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
| |
ВЫСКУБ АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ | |
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
| |
Допускается к защите: дата 17.12.2011 |
Научный руководитель: Паатова Мария Эдуардовна |
Зав. кафедрой: |
|
г. Майкоп, 2011г. |
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретическей аспекты девиантного поведения подростков.
1.1 Девиантное поведение подростков
как социально-педагогическая
1.2 Формы проявления девиантного поведения подростка.
1.3 Методы и формы работы социального педагога по профилактике деиантного поведения.
Глава 2.Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в общеобразовательном учереждении.
2.1 Описание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
Заключение
Список литературы
Введение
Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа детей, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирующих девиантное поведение, остающихся без надзора взрослых.
За прошедшие пять лет количество несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, выросло на 28,5% и перешагнуло миллионный рубеж (с 940,7 до 1117,2 тыс.). В общем количестве доставленных почти треть составляют дети, не достигшие 14-летнего возраста, причем в течение анализируемого периода доля именно этой возрастной группы среди доставленных возрастала наиболее стремительно - на 33,2% (с 244,4 до 325,5 тысячи) [15, 81]. Таким образом, проблема нарушений поведения данной категории детей является актуальной.
Объектом данной работы является процесс профилактики девиантного поведения подростков.
Предметом данной работы буду выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
- Проанализировать явление
девиантного поведения
- Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
- Проанализировать методы
и формы работы социального
педагога по профилактике
- Описать опыт работы социального педагога МОУ СОШ №** по профилактике девиантного поведения подростков.
Глава 1. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков.
1.1 Девиантное поведение подростков
как социально-педагогическая
Нарушения поведения - это
отклонение от нормы внешне наблюдаемых
действий (поступков), в которых реализуется
внутреннее побуждение человека. Они
могут проявляться как в
Е.В. Змановская отмечает, что
девиантное поведение - понятие социально-
Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
Патологические ситуационно-
Девиантное поведение
– не соответствует общепринятым
нормам. Норма может носить культурный,
профессиональный, ситуационный, возрастной
и иной характер. Таким образом, факт
отклонения в поведении зависит
от культурных, территориальных и
других особенностей среды и ситуации,
в которых поведение
М.А. Галагузова считает, что
понятиям «девиантное поведение» подростков
и «отклоняющееся поведение» синонимичны
«трудные» или «
М.А.Алемаскин нарушения
поведения у подростков делит
на три группы: реактивно обусловленные
(побеги, суициды); вызванные низким
морально-этическим уровнем
В.Т.Кондрашенко, исходя из социально-психологических критериев, выделяет четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные .
В.Н.Кудрявцев, по признаку целевой
направленности и мотивам все
виды девиантного поведения делят
на три группы: отклонения корыстной
ориентации; отклонения агрессивной
ориентации, вызванные мотивами мести,
неприязни, вражды, неуважения к человеку;
отклонения социально-пассивного типа,
связанные с психологией
Современные исследования в области психологии и социальной педагогики [14,81] указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление девиантного поведения, В.В.Ковалевым выделяются такие, как:
- индивидуальный фактор,
действующий на уровне
- психолого-педагогический
фактор, проявляющийся в дефектах
школьного и семейного
- социально-психологический
фактор, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия
- личностный фактор, который,
прежде всего, проявляется в
активно-избирательном
- социальный фактор, определяющийся
социальными и социально-
Т.А. Шишковец указывает на следующие причины девиаций [23, 106-107].
Во-первых, отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера).
Во-вторых, нарушения в
сфере межличностных
В-третьих, ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).
В четвертых, ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.
В-пятых, социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).
В-шестых, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
По мнению Л.В. Мардахаева к таким группам факторов девиантного поведения подростков и их составляющих следует отнести следующие [12,117].
Во-первых, несоответствие воспитательного
воздействия своеобразию
Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (переходный возраст). Данный факт указывает на необходимость более подробного рассмотрения особенностей подросткового возраста.
В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала вырастания из него.
К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят [12, 124]:
1) кризисные явления,
2) обострения взаимоотношений
со взрослыми, родителями, учителями,
выражающиеся в «конфликте»
3) стремления заменить
отношения с позиции «морали
подчинения» на «мораль
4) повышенная критичность
оценочных суждений и
5) изменения в характере
взаимоотношений со
Во-вторых, отклонения
в психическом и