Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, реферат
Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
Введение ……………………………………………………………………..3
Сущность процесса воспитания. Виды воспитания……………………….5
Вывод ………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18
Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.
Как правило, человек ощущает
на себе ситуативные акты воспитательного
влияния, которые носят кратковременный
характер. Варианты целенаправленного
воспитательного взаимодействия воспитателя
и воспитанника могут иметь разную
форму, продолжительность и
Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.
Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.
Систему методов, приемов
и средств, применяемую в
Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.
Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
Вывод
Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами.
Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от:
• логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;
• условий и обстоятельств,
в которых осуществлялся
На самом деле методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.
К основным понятиям,
используемым для понимания
В истории развития педагогических
традиций каждого народа имеются
характерные особенности, которые
определяют неповторимость соответствующих
тенденций в каждой стране. Также
на процессы воспитания и образования
оказывают влияние факторы
Список литературы: