Сущность процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Сущность процесса воспитания. Виды воспитания……………………….5
Вывод ………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

педогогика.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

  Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

Как правило, человек ощущает  на себе ситуативные акты воспитательного  влияния, которые носят кратковременный  характер. Варианты целенаправленного  воспитательного взаимодействия воспитателя  и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

  Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

  Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

 Систему методов, приемов  и средств, применяемую в соответствии  с конкретной логикой достижения  целей и принципами действия  воспитателя, определяют как технологию.

  Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

  Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными  способами.

 Эффективность решения  воспитательной задачи зависит  от многих факторов, но в первую  очередь от:

 • логики совокупного  применения методов, приемов и  воспитательных средств;

 • индивидуально-личностных  особенностей воспитанника и  воспитателя;

 • условий и обстоятельств,  в которых осуществлялся воспитательный  акт.

  На самом деле методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

 К основным понятиям, используемым для понимания способов  воспитательного воздействия на  человека и приемов взаимодействия  воспитателя и воспитанника, относят  методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и  технологию воспитания.

В истории развития педагогических традиций каждого народа имеются  характерные особенности, которые  определяют неповторимость соответствующих  тенденций в каждой стране. Также  на процессы воспитания и образования  оказывают влияние факторы повседневной жизни, культуры и цивилизации, исторической ситуации в стране. Россия, обогатившись культурно-образовательными традициями Запада и Востока, создала свои традиции воспитания и образования человека

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 2007.
  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2005.
  3. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебник для студ. непедагог. вузов / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – М., 2010.
  4. Педагогика: Уч. пос.для студентов высших учеб. завед., обучающихся по непедагогич. специальностям / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 3 кн. – М., 2007. – Кн.1: Общие основы. - 527с. Кн.2: Теория и технологии обучения. - 574с. Кн.3: Теория и технологии воспитания. - 463с.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – Иваново, 2008. - 566с.

 


Информация о работе Сущность процесса воспитания