Сущность процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Сущность процесса воспитания. Виды воспитания……………………….5
Вывод ………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

педогогика.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

  В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

  Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

  Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

  Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

 Для воспитания физически  здорового человека чрезвычайно  важно соблюдение элементов повседневного  режима: продолжительный сон, калорийное  питание, продуманное сочетание  различных видов деятельности.

 Гражданское воспитание  предполагает формирование у  человека ответственного отношения  к семье, к другим людям,  к своему народу и Отечеству.  Гражданин должен добросовестно  выполнять не только конституционные  законы, но и профессиональные  обязанности, вносить свой вклад  в процветание страны. В тоже  время он может чувствовать  ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

  Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

 Экологическое воспитание  основано на понимании непреходящей  ценности природы и всего живого  на Земле. Оно ориентирует человека  на бережное отношение к природе,  ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек  должен принять посильное участие  в предотвращении экологической  катастрофы.

 Правовое воспитание  предполагает знание своих прав  и обязанностей и ответственность  за их несоблюдение. Оно ориентировано  на воспитание уважительного  отношения к законам и Конституции,  правам человека и на критическое  отношение к тем, кто преступает  последние.

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки  понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли  с социализацией, что неправомерно.

 Итак, сегодня воспитание  понимают как:

 • передачу социального  опыта и мировой культуры;

 • воспитательное  воздействие на человека, группу  людей или коллектив (прямое  и косвенное, опосредованное);

 • организацию образа  жизни и деятельности воспитанника;

 • воспитательное  взаимодействие воспитателя и  воспитанника;

 • создание условий  для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи  и поддержки в случае семейных  проблем, трудностей в учебе,  общении или профессиональной  деятельности.

  Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

  В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

 Структура воспитательного  процесса раскрывается через  единство цели содержания способов  достижения результата.

  Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

  В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек—человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания.

 Историческая и мировая  практика показывают, что главная  цель воспитания определяется  как формирование всесторонне  и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной  жизни и деятельности в современном  обществе, способного разделять  и приумножать ценности последнего  в будущем.

 В целях гармоничного  и всестороннего развития человека  осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое  воспитание.

  В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.

  Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания  методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и  задач.

 Что понимают под  методами, приемами и средствами  воспитания?

 В качестве основы  для определения методов ориентируются  на позиции воспитателя в выборе  способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем  и воспитанником: способы влияния  на характер отношений воспитанника  к самому себе, к своей семье;  включение его в систему общения  со сверстниками, с сотрудниками  по работе; способы корректировки  мировоззрения, изменение ценностных  установок и стиля поведения.  То есть однозначного определения  методов воспитания не существует.

 «Не все одинаково  пригодно для всех».

 Проперций

  Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.

 Методы воспитания  проявляют свое содержание через:

 • непосредственное  влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения,  требования, приказа, угрозы, наказания,  поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

 • создание специальных  условий, ситуаций и обстоятельств,  которые вынуждают воспитанника  изменить собственное отношение,  выразить свою позицию, осуществить  поступок, проявить характер;

 • общественное мнение  референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному  для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

 • совместную деятельность  воспитателя с воспитанником,  общение, игру;

 • процессы обучения  и самообразования и передачи  информации, социального опыта в  кругу семьи, в процессе дружеского  и профессионального общения;

 • погружение в  мир народных традиций, фольклорного  творчества, чтение художественной  литературы.

 Воспитатель выбирает  и использует систему методов  соответственно поставленным целям.  Поскольку они являются «инструментами  прикосновения к личности» (А.  С. Макаренко), постольку при их  выборе необходимо учитывать  все тонкости и особенности  личности воспитанника. Не существует  хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных  задач зависит от многих факторов  и условий, а также от последовательности  и логики применения совокупности  методов.

Приведем примеры методов  воспитания, уточняя их отличительные  особенности.

  Педагогическое требование как метод воспитания может:

 • выражать нормы  поведения человека, которые необходимы  для обогащения социального опыта; 

 • выступать как  конкретная задача;

 • иметь стимулирующую  или «сковывающую» функцию в  виде указаний в начале и  конце работы, о переходе к  новым действиям, об оказании  помощи, о прекращении действий;

 • помочь воспитаннику  уяснить смысл, полезность или  необходимость действия, поступка.

 Как видно, возможности  метода разнообразны и на самом  деле не ограничиваются перечисленным  набором. Формы предъявления требования  к человеку подразделяются на  прямые (в виде приказа, указания  в деловом, решительном тоне, имеющие  инструктивный характер) и косвенные  (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать  у воспитанника соответствующее  переживание, интерес, мотив действия  или поступка).

 Приучение как метод  воспитания предполагает культивирование  у воспитанника способности к  организованным действиям и разумному  поведению как условию становления  основ нравственности и устойчивых  форм поведения.

 Приучение предполагает  демонстрацию воспитателем образца  или процесса правильного выполнения  действий. Воспитанник должен научиться  идеально копировать и систематически  поддерживать обретенное умение  или навык.

  Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.

  Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальную перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.

  Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

 Поощрение как метод  воспитания направлен на эмоциональное  утверждение успешно производимых  действий и нравственных поступков  человека и стимулирование к  новым.

 Наказание как метод  воспитания ориентирован на сдерживание  негативных действий человека  и «сковывающее» (тормозящее) влияние  в подобных ситуациях.

 Виды поощрений могут  быть самыми разнообразными: одобрение,  похвала, благодарность, награда,  ответственное поручение, поцелуй  близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

  Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Информация о работе Сущность процесса воспитания