Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие педагогического общения
1.2 Функции и стили педагогического общения
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть
2.1 Особенности педагогического общения в вузе
2.2 Анализ применения моделей педагогического общения (на материале ОмГАУ)
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 57.15 Кб (Скачать)

Такой стиль общения  отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему  взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать  как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений  педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко  утверждал, что педагог, с одной  стороны, должен быть старшим товарищем  и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как  определенный тон в отношениях педагога с коллективом. [15; 24 с.]

Размышляя о вариантах  взаимоотношений педагога с детьми, А.С. Макаренко отмечал: "Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми". [15; 27 с.]

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий  характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что  дружественность, как и любое  эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это  отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко  на такой путь начинающего учителя  толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность  должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе  взаимоотношений педагога с детьми. [16; 124 с.]

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения  используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается  в том, что в системе взаимоотношений  педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь  нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического  общения резко снижает общий  творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет  к утверждению авторитарного  принципа в системе взаимоотношений  педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". [8; 256 с.]

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко  считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как  педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как  средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в  большинстве случаев использование  этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоевываться  не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно  найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к  человеку.

Общение-дистанция  в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. [8; 269 с.]

6. Общение - устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении  общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так  как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение  дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. [20; 624 с.]

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый  авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения  вызвано, с одной стороны, стремлением  молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться  классу, а с другой стороны - отсутствием  необходимой общепедагогической и  коммуникативной культуры, умений и  навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной  деятельности. [11; 249 с.]

А.С. Макаренко резко  осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в  воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым  воспитателем. Я лично никогда  не добивался детской любви и  считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением.

Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю  и воспитанию. Я убедил себя и  своих товарищей, что этого привеска. не должно быть в нашей жизни.

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред. ." [15; 294 с.]

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает  в результате: а) непонимания педагогом  стоящих перед ним ответственных  педагогических задач; б) отсутствия навыков  общения; в) боязни общения с классом  и одновременно желания наладить контакт с учениками. [17; 231 с.]

В чистом виде стили  не существуют. Да и перечисленные  варианты не исчерпывают все богатство  самопроизвольно выработанных в  длительной практике стилей общения. В  его спектре возможны самые различные  нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие  взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается  совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется  индивидуальность личности.

 
Выводы по первой главе

Для продуктивной коммуникативной  деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю  систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Специфика педагогического  общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными  позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель  прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом  обучения и воспитания. Стиль общения  и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности  развития личности и формирования межличностных  отношений в учебной группе. [7; 323 с.]

Можно выделить следующие  характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

общая сложившаяся  система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);

система общения, характерная  для конкретного этапа педагогической деятельности;

ситуативная система  общения, возникающая при решении  конкретной педагогической и коммуникативной  задачи.

 
Глава 2. Практическая часть 2.1 Особенности  педагогического общения в вузе

Вуз отличается от школы содержанием обучения и  воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель - студент" качественно  отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:

·  взаимоотношения ведомый - ведущий;

·  взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Пример: Лекция: преподаватель  читает новый материал, который студент  не знал, в данной ситуации студент  вынужден выслушать педагога, чтоб освоить данный материал.

Основные требования к отношениям "преподаватель - студент", "студент - студент" можно сформулировать следующим образом:

·  взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

·  формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;

·  ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;

·  использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Использование следующих  требований может привести к качественному  воспитанию будущих специалистов.

Такой стиль формируется  под влиянием двух активных факторов:

·  увлеченности наукой, предметом;

·  стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

Высшая школа  предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом  в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального  стиля общения со студентами связано  с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения  со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:

·  Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;

·  Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;

·  Совместная научно-исследовательская работа

·  Совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

·  Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, "круглые столы").

Педагогическое  воздействие должно быть систематическим  и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение:

·  особенности коммуникативных возможностей педагога;

·  достигнутый уровень взаимоотношений;

·  творческая индивидуальность педагога;

·  особенности студенческого коллектива.

Этапы педагогического  общения.

1.  Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

·  педагогическим целям и задачам;

·  общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

·  творческой индивидуальности самого педагога;

·  индивидуальным особенностям студентов;

·  предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Данный этап является важным в процессе обучения, т.к. здесь  педагог планирует пошагово свою деятельность на занятии.

2.  Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:

·  конкретизация спланированной модели общения;

·  уточнение условий и структуры предстоящего общения;

·  осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

3.  Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:

·  становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами;

·  разработка психологически обоснованной партитуры лекции;

·  создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;

·  управление познавательной деятельностью студентов;

·  единство делового и личностного аспектов;

·  целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов.

4.  Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

2.2 Анализ применения  моделей педагогического общения  (на материале ОмГАУ)

Информация о работе Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе