Сущность и своеобразие педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

егодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями. Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами - практиками и т.д. Психологи проявляли интерес с точки зрения выяснения внутренних механизмов успешности педагогической деятельности. Работы В.С. Мерлина, Е.И. Климова в своих исследованиях показали, что профессиональные параметры связаны с биологическими

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия педагогической профессии
1. Сущность и особенности педагогической профессии, её развитие
2. Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура
3. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему
4. Профессиональное творчество в педагогической деятельности педагога
5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
ГЛАВА II. Изучение особенностей профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности.
Анализ опыта работы по проблеме самовоспитания учителей начальных классов школы
Исследование профессиональной направленности учителей начальных классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

реферат1.rtf

— 714.17 Кб (Скачать)
 

     2-е заседание - НОЯБРЬ

     
Содержание Литература Форма проведения Ответственные
1. Теоретические обеспечение орфографической деятельности младших школьников «Начальная школа»

№ 3-04 с. 103

доклад Кукарекина Л.П.
2. Почему не каждому дается грамота? Дети-билингвины. «Начальная школа»

№ 4-05

с. 20, с. 30

Выступление Тетеревятникова А.В.
3. Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве общеобразовательного учреждения.

Физкультурно-познавательный компонент на уроках.

«Начальная школа»

№ 4-04 с. 3

№ 4-04, с.72

№ 7-04 с. 94

№ 6-05 с. 83

№ 9-04. с. 71 (математика)

Выступление, опыт работы Тазуркаева Х.Н.

Шерстобитова О. В.

4. Регионализация образования младших школьников. «Начальная школа»

№ 7-04. с. 83

Выступление Винникова Е.П.
5. Нравственное развитие ребенка, Гражданское воспитание. «Начальная школа»

№ 7-04 с. 83

№ 2-04 с. 39

Выступление Чаликова Т.Н.

 

      3-е заседание - ДЕКАБРЬ

     
Содержание Литература Форма проведения Ответственные
1. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности «Начальная школа»

№ 1-04 с. 6

Доклад Чаликова Т.Н.
2. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте «Начальная школа»

№ 6-04 с. 33

Доклад Орехова В.В.
3. Информатика в начальной школе «Начальная школа»

№ 11-04 с. 92

МП от 26.04.04 «Об организации обучения информатике к 4 классе».

Выступление Шерстобитова О.В.
4. Воспитание культуры толерантности. «Начальная школа»

№ 8-04 с. 76

Выступление Летунова А.Н.
5. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. «Начальная школа»

№ 5-04 с. 69

№ 2-04 с. 55

Выступление Калантарова Е.В.
6. Итоги первого полугодия. Анализ административных контрольных работ   Выступление Зам. директора по УВР
7. Планирование недели начальных классов     Руководитель МО
8. Подготовка к школьным олимпиадам     Руководитель МО
 

     4-е заседание - МАРТ

Содержание Литература Форма проведения Ответственные
1. О литературном произведении и проблемах связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению.

Обучение полноценному чтению детской литературы.

«Начальная школа»

№ 4-05 с. 8

№ 6-05 с. 41, с. 38

Доклад Винникова Е.П.
2. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике «Начальная школа»

№ 4-04 с. 60

Выступление Кукарекина Л.П.
3. Современные формы организации совместной деятельности младших школьников. «Начальная школа»

№ 1-04 с. 15,

№ 11-04 с. 49 (Игры)

Опыт Тазуркаева Х.Н.
4. Особенности обучения детей по программе «Гармония». Разнообразие традиционных систем обучения   Опыт. Выступление Хуцинашвили Н.А.
5. Изучение методических писем     Руководитель МО
6. Тестирование о пройденным темам, разноуровневые контрольные работ. Анализ результатов контрольных срезов. Современные подходы к оценке качества знаний.     Заместитель директора по УВР

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

     Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов)

     Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

     а) наверно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

     б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

     Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответов, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».

     Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

     Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (а, б).

     Трудные задания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б).

     Должны люди больше, чем сейчас, придерживаться законов морали? (а, б).

     Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б).

     Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом (а, б).

     Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б).

     Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет (а, б).

     Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б).

      Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б).

      Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б).

      Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б).

      Большинство моих друзей - люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б).

      Я подолгу анализирую свое поведение (а, б).

      Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б).

      В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б).

      Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения (а, б).

      Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю прочитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б).

      Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б).

      Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б).

      Мне нравится принимать гостей и развлекать их (а, б).

      Я редко выступаю в разрез с мнением коллектива (а, б).

      Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личности качеств (а, б).

      Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б).

      Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б).

      Худшее наказание для меня - быть в одиночестве (а, б).

      Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (а, б).

      В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литература (а, б).

      Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б).

      У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б).

      Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б).

      Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б).

      Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б).

      Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б).

      Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б).

      Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б).

      Если есть выбор, то предпочту организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б).

     Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету (а, б).

     Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б).

      Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б).

      Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть (а, б).

      Думаю, мне понравилась бы ответственная работа, работа, связанная с административной деятельностью (а, б).

      Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б).

      Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б).

      Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б).

      Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б).

      Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б).

     Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету (а, б).

      Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б).

      Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (а, б).

     Обработка

     Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответом испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

     ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

     ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

     Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

     Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в этом случае, есть ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемые стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

     Код опросника

     Общительность - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

     Организованность - 2а, 7а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а

     Направленность на предмет - 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

     Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а

     Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

     Каждое из направлений профессиональной  направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным - при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Информация о работе Сущность и своеобразие педагогической профессии