Сущность и своеобразие педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

егодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями. Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами - практиками и т.д. Психологи проявляли интерес с точки зрения выяснения внутренних механизмов успешности педагогической деятельности. Работы В.С. Мерлина, Е.И. Климова в своих исследованиях показали, что профессиональные параметры связаны с биологическими

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия педагогической профессии
1. Сущность и особенности педагогической профессии, её развитие
2. Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура
3. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему
4. Профессиональное творчество в педагогической деятельности педагога
5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
ГЛАВА II. Изучение особенностей профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности.
Анализ опыта работы по проблеме самовоспитания учителей начальных классов школы
Исследование профессиональной направленности учителей начальных классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

реферат1.rtf

— 714.17 Кб (Скачать)

     Результаты изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности.

     Учитель № 1 имеет средний, нормальный уровень самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности. Это положительные качества. Отрицательные качества, которыми обладает учитель также равен среднему нормальному уровню самооценке.

     Учитель № 2 имеет коэффициент среднего уровня самооценки положительных и отрицательных качеств. Коэффициент по положительному множеству не переоценивает и не недооценивает себя. Учитель пригоден к педагогической деятельности.

     Учитель № 3 обладает средним уровнем положительных качеств и способностей. Учитель имеет и некоторые отрицательные качества личности, которые не мешают в работе с учащимися, так как занимается самовоспитание.

     Отсюда следует, что компетентность и профессионализм учителя позволяют своевременно оказывать помощь детям в самых различных ситуациях. Таким образом, учитель пригоден к педагогической деятельности

     При изучении самооценки профессиональной пригодности учителя № 4 можно сделать вывод, что по отрицательному множеству качеств личности учитель обладает средним уровнем самооценки. Что не мешает ему работать с учащимися. По положительному множеству коэффициент (0,5) также равен среднему, нормальному уровню самооценки. Учитель пригоден к педагогической деятельности. Такие учителя характеризуются и такими качествами как положительная внутренняя эмоционально окрашенная, мотивационная позиция по отношению к детям: их интересы направлены на личность учащихся, они стремятся быть полезными им.

     В процессе воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог влияет на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров.

     Для школьников, учитель является наиболее значимым, референтным лицом. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависит от стиля общения учителя. Изучая влияние личности учителя на школьников, психологи пришли к выводу, что авторитетные педагоги характеризуются такими качествами, как положительная внутренняя, личностная эмоционально окрашенная, мотивированная позиция по отношению к детям: их интересы направлены на личность учащихся, они стремятся быть полезными им.

     Высокая компетентность и профессионализм позволяют своевременно оказывать помощь детям в самых различных ситуациях. Даже при разном темпераменте таких педагогов отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личных качеств, уважительное отношение к детям, понимание их неповторимости, своеобразия и чистоты, признание и уважение чувства их собственного достоинства независимо от показателей их игровой или учебной деятельности, поведения и личных проявлений. Отсюда следует, что учителю необходимо знать свои личностные качества как положительные, так и отрицательные. Поэтому целесообразно проводить такие методики как оценка профессиональной направленности учителя или методика изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности. Такие методики дают возможность учителю заниматься самовоспитанием. Зная какие качества у него развиты недостаточно, учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подготовку в той или иной профессиональной области. Однако все, чем владеет учитель как профессионал, реализуется и проецируется на детей через нашу личность. Лишь справившись с личностными проблемами, учитель сможет адекватно рефлексировать любую ситуацию, всю свою деятельность и менять ее в нужном направлении.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     По содержанию данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

     1. В отличии от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Для успешного осуществления исследователями педагогической деятельности выделяются следующие три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

     Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, основы которых он преподаёт. Он должен также быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, выделять ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

     Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определенных социальных полей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

     3. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимных и дополняющих друг друга: общегражданские качества, качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Учитель не только профессия, суть которой трансформировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность:

     > Любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

     > Высокий профессионализм, инновационный стиль научно - педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

     > Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

     > Физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

     4. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладеет ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

     Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

     Планирование: выбирать средства и способы, действия и приёмы саморазвития;

     Самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результата саморазвития с тем, что намечалось;

     Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

     Рекомендации:

     Данная выпускная квалификационная работа может быть использована учителями, воспитателям, заместителями директоров по учебной работе.

     Продолжением данной работы может быть дальнейшее исследование профессиональной компетентности личности учителя, а так же разработка программы самовоспитания педагога.

 

      ЛИТЕРАТУРА 

Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет - М: Педагогика 1986г.-947с.

Баженова И. Н. Педагогический поиск - М: Педагогика 1989г.-560с.

Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни - М: Просв. 1990г.-288с.

Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства - М: Просв. 1989г.-512с.

Канн-Калик В. А. Педагогическое творчество - М: Просв. 1990г.-207с.

Лихачёв Б. Т. Педагогика - М: Прометей Юр. 1998г.-464с.

Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя - М: Просв. 1987г.-187с.

Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию - Новосит. 1994г.-178с.

Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение - М: Просв. 1986г.-187с.

Иванихин В. В. Почему у Ильина читают всё? - М: Просв. 1990г.-160с.

Подласый И. П. Педагогика - М: изд. Владос. 1996г.-432с.

Писаренко В. И. Педагогическая этика - Минск народ. Асвента 1996г.-240с.

Рогов Е. И. Личность учителя: Теория и практика - Изд. Феникс Ростов-на-Дону 1996г.-312с.

Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко - М. Просв. 1988г.-189с.

Сластёнин В. А. Педагогика - М: Шк. Пресс 1988г.-512с.

Смирнов С. А. Педагогика - М: изд. Академ. 1999г.-512с.

Сластёнин В. А. Профессиональная культура учителя М. Шк. Пресс. 1995г.-212с.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям М. Педаг. 1983г.-318с.

Сухомлинский В. А. Учитель - методист - наставник М. Просв. 1988г.-289с.

Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. М. Просв. 1991г.-288с.

Ушинский К.Д. - Педагогика М: 1951г. 4с.

Харламов И. Ф. Педагогика - Мн. Университет 2000г.-560с.

Чернышёв А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. 1998г.-188с.

 Чернышёв А.С. Психологический анализ поступков учителя М. Просв. 1991г.-126с.

Рыбакова Н. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М. Просв. 1991г.-128с.

Чепиков В.Т. Педагогическая практика в начальных классах / серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов на Дону «Феникс», 2002 г. - 288 с.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     План работы методического объединения учителей начальных классов  

     1-е заседание СЕНТЯБРЬ

     
Содержание Литература Форма проведения Ответственные
1. Отчет о работе МО начальных классов за 2004-2005 учебный год   доклад Руководитель МО
2. Утверждение плана МО на новый 2005-2006 учебный год   отчет Руководитель МО
3. Утверждение учебных планов на 2005-2006 учебный год на основе базисного плана     Зам. директора по УВР
4. Утверждение календарно-тематических планов по предметам     Зам. директора по УВР
5. Правильность оформления школьной документации (журналы, журнал ГПД, личные дела, дневники учащихся)   рекомендации Зам. директора по УВР
6. Система контроля и оценивание деятельности учащихся- персональная ответственность за качество процесса обучения.

Сущность контроля и оценка результатов обучения в начальной школе;

Виды контроля и формы организации;

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников;

Особенности контроля и оценка по предметам.

МП

МОПОРФ

№ 1561/14-15 от 19.11.98

«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

«Начальная школа»

№ 1-04 с. 27 (русский язык и литературное чтение)

выступление Руководитель МО
7. Соблюдение и выполнение единого орфографического режима Изучение нормативных документов выступление Орехова В.В.
8. К проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе. «Детский сад-школа» «Начальная школа»

№ 2-04 с. 29

«Завуч начальной школы»

Выступление, рекомендации Калантарова Е.В.,

Руководитель МО гуманитарного цикла Васильева Н.Т.

9. Распределение тем по формированию, обобщению педагогического опыта     Руководитель МО
10. Ознакомление учителей с Положением об аттестации учителей. Представление аттестующихся учителей «Вестник образования» № 12-05 г. Выступление, рекомендации Заместитель директора по УВР

Информация о работе Сущность и своеобразие педагогической профессии