Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:46, реферат
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы
Введение ……………………………………………………………………3
Понятие «личность»…………………………………………………….4-7
Эго психология…………………………………………………………..8-10
Эпигенетический принцип………………………………………………11-13
Развитие личности:психосоциальные стадии………………………….14-20
Младенчество:базальное доверие/базальное недоверие……………...14
Раннее детство: автономия / стыд и сомнение…………………………15
Возраст игры: инициативность / вина…………………………………..15-16
Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность…………………..16
Юность: эго - идентичность / ролевое смешение………………………16-17
Молодость: достижение близости / изоляция…………………………..18
Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………18-19
Старость: целостность эго / отчаяние……………………………………19-20
Заключение…………………………………………………………………21
Осуществляется стихийный
Ритуализация становится импровизационной.
Кроме того, в ней вычленяется
идеологический аспект. Согласно Эриксону,
идеология — это неосознанный
набор ценностей и посылок, отражающий
религиозное, научное и политическое
мышление той или иной культуры.
Идеология предоставляет
Резкие социальные, политические и
технологические изменения, неудовлетворенность
общепринятыми социальными
Причиной этого может быть и
чрезмерная идентификация с популярными
героями (кинозвездами, суператлетами,
рок-музыкантами) или представителями
контркультуры (революционные лидеры,
«бритоголовые», делинквентные личности),
вырывающая «расцветающую идентичность»
из ее социального окружения, тем
самым подавляющая и
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
4.6. Молодость: достижение близости / изоляция.
Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Эриксон использует термин интимность
(достижение близости) как многоплановый,
но главное при этом — поддержание
взаимности в отношениях, слияние
с идентичностью другого
Главная опасность на этой психосоциальной
стадии заключается в излишней поглощенности
собой или в избегании
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
4.7. Зрелость: продуктивность / инертность.
Седьмая стадия приходится
на средние годы жизни (от 26
до 64 лет); ее основная проблема
— выбор между продуктивностью
и инертностъю. Продуктивность
выступает как забота более
старшего поколения о тех, кто
придет им на смену, — о
том, как помочь им упрочиться
в жизни и выбрать верное
направление. Хороший пример в
данном случае — чувство
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Те взрослые люди, кому не удается
стать продуктивными, постепенно переходят
в состояние поглощенности
4.8. Старость: целостность эго / отчаяние.
Последняя психосоциальная
стадия (от 65 лет до смерти) завершает
жизнь человека. Практически во
всех культурах этот период
знаменует начало старости, когда
человека одолевают
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
В книге «Жизненная вовлеченность
в старости» (1986), написанной в соавторстве,
Эриксон рассуждает о путях оказания
помощи пожилым людям в достижении
чувства эго-интеграции. Книга основана
на изучении историй многих людей
в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон
прослеживал истории их жизни, анализировал,
как они справлялись с
5.Заключение.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической
концепцией жизненного пути личности.
Как известно, эпигенетический принцип
используется при изучении эмбрионального
развития. Согласно этому принципу,
все, что растет, имеет общий план.
Исходя из этого общего плана, развиваются
отдельные части. Причем каждая из них
имеет наиболее благоприятный период
для преимущественного
Оценивая осуществленную работу, Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности. По. его мнению, это лишь ключ к построению такой теории.
Диагональ эриксоновской схемы (см. табл. 1) указывает последовательность стадий развития личности, но, по его собственным словам, она оставляет пространство для вариаций в темпе и интенсивности. "Эпигенетическая диаграмма перечисляет систему стадий, зависящих друг от друга, и хотя индивидуальные стадии могут быть исследованы более или менее тщательно или же названы более или менее соответствующим образом, наша диаграмма подсказывает исследователю, что их изучение достигнет намеченной цели только тогда, когда он будет иметь в виду всю систему стадий в целом... Диаграмма побуждает к осмыслению всех ее пустых квадратов". Таким образом,по словам Э. Эриксона, "схема эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и размышления, которая оставляет детали методологии и фразеологии открытыми для дальнейшего изучения".
Завершить изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа Кьеркегора: "Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала".
6.Список литературы.
1.Л.Хьелл, Д.Зиглер. «Теории личности», 3-е международное издание , СПб:Питер,2003 г. -608 стр.
2.Л.Ф.Обухова
«Детская(возрастная)
3.Э.Эриксон «Детство и общество», перевод с англ., СПб:»Ленато»,»АСТ»,Фонд университетская книга,1996
4.А.М.Столяренко
«Психология и педагогика»,
5. Р.Фрейджер,Д.Фэйдимен. «Теории личности и личностный рост» М.: Юнити-Дана, 2002 -690стр.