Стадии развития личности по Э.Эриксону

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Понятие «личность»…………………………………………………….4-7
Эго психология…………………………………………………………..8-10
Эпигенетический принцип………………………………………………11-13
Развитие личности:психосоциальные стадии………………………….14-20
Младенчество:базальное доверие/базальное недоверие……………...14
Раннее детство: автономия / стыд и сомнение…………………………15
Возраст игры: инициативность / вина…………………………………..15-16
Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность…………………..16
Юность: эго - идентичность / ролевое смешение………………………16-17
Молодость: достижение близости / изоляция…………………………..18
Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………18-19
Старость: целостность эго / отчаяние……………………………………19-20
Заключение…………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Реферат стадии развития личности по ЭЭриксону.doc

— 45.62 Кб (Скачать)

Осуществляется стихийный поиск  новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду?», «Кем я  хочу стать?». Задача подростка состоит  в том, чтобы собрать воедино  все имеющиеся к этому времени  знания о самих себе (какие они  сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать  единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком  должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется  идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым  людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с  конфликтом идентичности.

Резкие социальные, политические и  технологические изменения, неудовлетворенность  общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя  возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с  миром. Подростки испытывают пронзительное  чувство своей бесполезности, душевного  разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая  спутанность, приводит к неспособности  выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям  в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и  чрезмерная идентификация с популярными  героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями  контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность»  из ее социального окружения, тем  самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное  с успешным выходом из кризиса  периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и  придерживаться их.

 

4.6. Молодость: достижение близости / изоляция.

Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание  взаимности в отношениях, слияние  с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон  рассматривает как необходимое  условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной  стадии заключается в излишней поглощенности  собой или в избегании межличностных  отношений. Неспособность устанавливать  спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству  одиночества, социального вакуума  и изоляции.

Положительное качество, которое связано  с нормальным выходом из кризиса  «интимность / изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и  близость шире — как способность  вверять себя другому человеку и  оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или  самоотречения, готовность разделить  с ним все трудности. Этот тип  любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности  за другого человека.

4.7. Зрелость: продуктивность / инертность.

 Седьмая стадия приходится  на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема  — выбор между продуктивностью  и инертностъю. Продуктивность  выступает как забота более  старшего поколения о тех, кто  придет им на смену, — о  том, как помочь им упрочиться  в жизни и выбрать верное  направление. Хороший пример в  данном случае — чувство самореализации  у человека, связанное с достижениями  его потомков.

Если у взрослых людей способность  к продуктивной деятельности настолько  выражена, что преобладает над  инертностью, то проявляется положительное  качество данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается  стать продуктивными, постепенно переходят  в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы —  их собственные, личные потребности  и удобства. Эти люди не заботятся  ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой  продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена  общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные  отношения. Это явление — «кризис  старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности  жизни.

4.8. Старость: целостность эго / отчаяние.

 Последняя психосоциальная  стадия (от 65 лет до смерти) завершает  жизнь человека. Практически во  всех культурах этот период  знаменует начало старости, когда  человека одолевают многочисленные  нужды: приходится приспосабливаться  к тому, что убывает физическая  сила и ухудшается здоровье, привыкать  к более скромному материальному  положению и уединенному образу  жизни, адаптироваться к смерти  супруга и близких друзей, а  также к установлению отношений  с людьми своего возраста. В  это время фокус внимания человека  сдвигается от забот о будущем  к прошлому опыту, люди оглядываются  назад и пересматривают свои  жизненные решения, вспоминают  о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя  борьба, этот внутренний процесс  переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный  кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах  и людях, кто переживал триумфы  и поражения в жизни, кто был  вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения  для этого, чем эго-интеграция (целостность)».

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю  свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку  такие люди видят продолжение  себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что  только в старости приходит настоящая  зрелость и полезное чувство «мудрости  прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности  всех знаний, приобретенных человеком  на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание  безусловного значения самой жизни  перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся  люди, относящиеся к своей жизни  как к череде нереализованных  возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком  поздно начинать все сначала или  искать какие-то новые пути, чтобы  ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется  у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости  и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два  преобладающих типа настроения у  раздраженных и негодующих пожилых  людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

В книге «Жизненная вовлеченность  в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей  в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон  прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые  люди должны участвовать в таких  видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные  физкультурные программы, если они  хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и  психических способностей. Коротко  говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической  концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип  используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются  отдельные части. Причем каждая из них  имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все  части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетические концепции  в биологии подчеркивают роль внешних  факторов в возникновении новых  форм и структур и тем самым  противостоят преформ истеки м учениям. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий -- результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все  эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.

Оценивая осуществленную работу, Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности. По. его мнению, это лишь ключ к построению такой теории.

Диагональ эриксоновской схемы (см. табл. 1) указывает последовательность стадий развития личности, но, по его собственным словам, она оставляет пространство для вариаций в темпе и интенсивности. "Эпигенетическая диаграмма перечисляет систему стадий, зависящих друг от друга, и хотя индивидуальные стадии могут быть исследованы более или менее тщательно или же названы более или менее соответствующим образом, наша диаграмма подсказывает исследователю, что их изучение достигнет намеченной цели только тогда, когда он будет иметь в виду всю систему стадий в целом... Диаграмма побуждает к осмыслению всех ее пустых квадратов". Таким образом,по словам Э. Эриксона, "схема эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и размышления, которая оставляет детали методологии и фразеологии открытыми для дальнейшего изучения".

Завершить изложение концепции  Э. Эриксона можно словами его  любимого философа Кьеркегора: "Жизнь  может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала".

 

 

 

6.Список литературы.

1.Л.Хьелл, Д.Зиглер. «Теории личности», 3-е международное издание , СПб:Питер,2003 г. -608 стр.

2.Л.Ф.Обухова  «Детская(возрастная)психология», учебник,М:Российское  педагогическое агентство,1996-374 стр.

3.Э.Эриксон  «Детство и общество», перевод  с англ., СПб:»Ленато»,»АСТ»,Фонд  университетская книга,1996

4.А.М.Столяренко  «Психология и педагогика»,учебное  пособие для вузов,М:Юнити-Дана,2001-423 стр.

5. Р.Фрейджер,Д.Фэйдимен. «Теории личности и личностный рост» М.: Юнити-Дана, 2002 -690стр.

 

 




Информация о работе Стадии развития личности по Э.Эриксону