Стадии развития личности по Э.Эриксону

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Понятие «личность»…………………………………………………….4-7
Эго психология…………………………………………………………..8-10
Эпигенетический принцип………………………………………………11-13
Развитие личности:психосоциальные стадии………………………….14-20
Младенчество:базальное доверие/базальное недоверие……………...14
Раннее детство: автономия / стыд и сомнение…………………………15
Возраст игры: инициативность / вина…………………………………..15-16
Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность…………………..16
Юность: эго - идентичность / ролевое смешение………………………16-17
Молодость: достижение близости / изоляция…………………………..18
Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………18-19
Старость: целостность эго / отчаяние……………………………………19-20
Заключение…………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Реферат стадии развития личности по ЭЭриксону.doc

— 45.62 Кб (Скачать)

Пока мы касались только основных теоретических расхождений  между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и  вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика  сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок  их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические  и сексуальные основы всех более  поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает  фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические  посылки Эриксона отличаются от таковых  в классическом психоанализе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Эпигенетический  принцип.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение  о том, что человек в течение  жизни проходит через несколько  универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество, в принципе, устроено так, что  развитие социальных возможностей  человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать  сохранению этой тенденции, а  также поддерживать как надлежащий  темп, так и правильную последовательность  развития» (Erikson, 1963a, р. 270).

В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных  стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов  человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом  эпигенетически развертывающегося  «плана личности», который наследуется  генетически. Эпигенетическая концепция  развития (по-гречески «επι» означает «после», a «γενεσιζ» — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (Erikson, 1968, р. 286).

Каждый психосоциальный  кризис, если рассматривать его с  точки зрения оценки, содержит и  позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось  новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый  позитивный компонент (например, базальное  доверие и автономию), и это  гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям (Erikson, 1964a). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической  теории Эриксона представлены в табл.1. В крайнем левом столбце перечислены  стадии; во втором столбце указан приблизительный  возраст их наступления; в третьем  противопоставлены позитивные и  негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены  сильные стороны эго или его  достоинства, приобретаемые благодаря  успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных  конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в  той или иной степени имеют  место с самого начала постнатального периода жизни человека и для  каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически  обусловленной последовательности развития.

 

Таблица 1. Восемь стадий психосоциального развития

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

 

1. Орально-сенсорная

Рождение — 1 год

Базальное доверие — базальное  недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

1—3 года

Автономия — стыд и сомнение

Сила воли

3. Локомоторно-генитальная

3—6 лет

Инициативность — вина

Цель

4. Латентная

6—12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12—19 лет

Эго-идентичность — ролевое смешение

Верность

6. Ранняя зрелость

20—25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

7. Средняя зрелость

26—64 года

Продуктивность — застой

Забота

8. Поздняя зрелость

65 лет — смерть

Эго-интеграция — отчаяние

Мудрость


 

 

 

Полагая, что  перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность  человеческого развития, Эриксон  указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует  и по форме проведения, и по влиянию  на человека. Более того, Эриксон  считает, что в каждой культуре наличествует «решающая координация» между развитием  индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом  жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся  личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда  она особенно в этом нуждается. Таким  образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений  переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями  отражена в его концепции взаимозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Развитие личности:психосоциальные  стадии.

 

Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с  помощью описания отличительных  особенностей восьми стадий психосоциального развития.

 

4.1. Младенчество:базальное доверие/базальное  недоверие.

Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого  года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются  основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней  определенности». Главным условием выработки чувства доверия к  людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность  матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и  тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может  усилиться тогда, когда ребенок  перестает быть для матери центром  ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или  подозрительности в разных культурах  не совпадают, но универсален сам  принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в  младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется  всю последующую жизнь и пронизывает  все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это  первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного  разрешения конфликта «доверие —  недоверие».

 

 

 

 

 

 

4.2 Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.

Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления  новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки  зрения Эриксона, столкновение ребенка  с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении  ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности  самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я —  то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки  или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его  возможностей, у него возникает переживание  стыда, сомнение и неуверенность  в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая  ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

4.3. Возраст игры: инициативность / вина.

В дошкольном периоде, который Эриксон  называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между  инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми  занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и  домашних животных. Это возраст, когда  главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью  которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением  «атаковать» задачу, испытывая радость  от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается  обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в  результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает  новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и  самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу  выбора, чрезмерно контролирующие и  наказывающие детей, вызывают у них  слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

    1. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность.

         Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к  работе» отражает основную тему данного  периода, дети в это время поглощены  тем, что стремятся узнать, что  из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются  к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал —  совершенство исполнения. Опасность  этого периода состоит в появлении  чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или  в статусе среди сверстников.

4.5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение.

 Юность, пятая стадия в схеме  жизненного цикла Эриксона, считается  самым важным периодом в психосоциальном  развитии человека: «Юность —  это возраст окончательного установления  доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

Информация о работе Стадии развития личности по Э.Эриксону