Способы формирование толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей

Работа содержит 1 файл

Способы формирование толерантности у подростков.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     Негативные  личный опыт общения  с окружающими

     Данный  компонент установки показывает, в какой мере вам повезло в  жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 — да (5); 10 — да (5); 15 — да (5); 20 — да (4); 25 — да (1). Максимально возможное число баллов — 20.

     Показатели  негативных коммуникативных установок 

Показатели  Максимум баллов Полученные  вами баллы Процент от максимума  баллов
Завуалированная жестокость 20    
Открытая  жесткость 45    
Обоснованный  негативизм 5    
Брюзжание 10    
Негативный  опыт общения 20    
ВСЕГО: 100    
 

 

      Приложение № 2. 

     Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко)

     Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или  «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

     Опросник

  1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
  2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
  3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
  4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
  5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
  6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
  7. Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.
  8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.
  9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
  10. В моей жизни часто встречались циничные люди.
  11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
  12. Добро должно быть с кулаками.
  13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
  14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
  15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
  16. Я очень доверчивый человек.
  17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
  18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
  19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
  20. Воспитанность в моем окружении на работе — редкое качество.
  21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
  22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
  23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
  24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.
  25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

     3. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми.

     Испытуемым  раздают бланки с тестовыми заданиями  и читают инструкцию (приложение № 3). После им предлагается оценить  свое поведение в предложенных ситуациях по данной шкале:

     0 баллов - совсем неверно,

     1 - верно в некоторой степени (несильно),

     2 - верно в значительной степени (значительно),

  1. - верно в высшей степени (очень сильно).

     Обработка и интерпретация данных

     Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать - 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнёров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:

     руководители  медицинских учреждений и подразделений - 40 баллов,

     медсестры - 43 балла,

     воспитатели - 31 балл.

     Сравните  свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной  толерантности.

     Обратите  внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у  вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь Основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.

 

      Приложение № 3. 

     Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

     Инструкция. Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Свои ответы следует проставлять («V» или «+») в одной из четырех колонок.

     Проверьте себя, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам:

     0 баллов - совсем неверно,

     1 - верно в некоторой степени (несильно),

     2 - верно в значительной степени (значительно),

  1. - верно в высшей степени (очень сильно).
 
    Баллы
1 Медлительные  люди обычно действуют мне на нервы  
2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.  
3 Шумные детские игры переношу с трудом.  
4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.  
5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.  
  ВСЕГО:  
 

     Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3. 

    Баллы
1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный  собеседник.  
2 Меня раздражают любители поговорить.  
3 Я тяготился  бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.  
4 Я тяготился  бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.  
5 Мне трудно найти  общий язык с партнерами иного  интеллектуального уровня, чем у меня.  
  ВСЕГО:  
 

     Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих. 

    Баллы
1 Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим  внешним видом (прическа, косметика, наряды).  
2 Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.  
3 Представители некоторых национальностей в  моем окружении откровенно несимпатичны мне.  
4 Есть тип  мужчин (женщин), который я не выношу.  
5 Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем  
  ВСЕГО:  
 

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).  

    Баллы
1 Считаю, что  на грубость надо отвечать тем же.  
2 Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен  
3 Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.  
4 Мне неприятны  самоуверенные люди.  
5 Обычно мне  трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.  
  ВСЕГО:  
 

     Проверьте себя, есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов). 

    Баллы
1 Я имею привычку поучать окружающих.  
2 Невоспитанные люди возмущают меня.  
3 Я часто ловлю  себя на том, что пытаюсь воспитывать  кого-либо.  
4 Я по привычке постоянно  делаю кому-либо замечания.  
5 Я люблю командовать  близкими.  
  ВСЕГО:  
 

     Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов). 

    Баллы
1 Меня раздражают старики, когда они в час пик  оказываются в городском транспорте или в магазинах.  
2 Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.  
3 Когда партнер  не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это  раздражает меня.  
4 Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.  
5 Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.  
  ВСЕГО:  
 

     Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов). 

    Баллы
1 Обычно я  надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.  
2 Меня часто  упрекают в ворчливости.  
3 Я долго помню  обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.  
4 Нельзя прощать  сослуживцам бестактные шутки.  
5 Если деловой  партнер непреднамеренно заденет  мое самолюбие, то я на него тем  не менее обижусь.  
  ВСЕГО:  
 

     Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов). 

    Баллы
1 Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.  
2 Внутренне я  не одобряю коллег (приятелей), которые  при удобном случае рассказывают о своих болезнях.  
3 Я стараюсь уходить  от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.  
4 Обычно я  без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).  
5 Иногда мне  нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.  
  ВСЕГО:  

Информация о работе Способы формирование толерантности у подростков