Способы формирование толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей

Работа содержит 1 файл

Способы формирование толерантности у подростков.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     1. Членам группы раздаются отрезанные  куски ниток. Команду образуют  участники, которым достались  нити одного цвета. Они начинают  связывать узлами свои куски  в одну длинную нитку. Каждый  раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы:

     а) Какой опыт принес я с собой  в группу?

     б) Что я умею делать?

     в) Как я могу способствовать общей работе?

     Постепенно  из отдельных нитей образуется длинная  «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.

     2. Когда отрезки нитей в маленьких  группах уже сделаны, начинается  следующий этап игры. Получившиеся  «ленты»поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.

     3. Теперь каждый участник рассказывает  группе о том, что он хочет  внести как свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.

     4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяются друг с другом. 

     Упражнение  №6. Настройка на группу. «Передача ритма».10 мин.

     1. Группа усаживается в тесный  кружок на полу или на стульях.

     2. Участники легко держат друг  друга за руки.

     3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

     4. Дается инструкция: «Сжатые руки  – сигнал, который мы будем  использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего  соседа справа. Когда он почувствует  пожатие, то должен передать  направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

     5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

     6. В заключении участники должны  сильно сжать руки обоим своим  соседям и потом открыть глаза.

     Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться. 

     Упражнение  №7. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия». 10 мин.

     Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону  и освободите место для игры.

     1. Группа выстраивается в большой  круг. Участникам предлагается закрыть  глаза, а руки держать на  уровне груди ладонями наружу.

     2. Участники должны одновременно  медленно перейти с одной стороны  круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет  порядочная толкотня, но если  каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание.  Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

     3. Когда группа успешно справится  с заданием, участники могут повторить  эксперимент, попытавшись двигаться  немного быстрее. Чем быстрее  они идут, тем осторожнее приходится  быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

     Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе  не обязательно во что бы то ни стало  пробиваться, расталкивая всех на своем  пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.  

     Упражнение  №8. Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. «Картина» на спине». 10 мин.

     1. Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

     2. Если А с легкостью отгадывает  буквы, игрок Б может писать  простые слова и даже короткие  фразы. Игроку А необходимо  сконцентрироваться. Он может попросить  партнера, чтобы тот, когда слово  заканчивается нажимал чуть сильнее.  На выполнение задания отводится 5 минут.

     3. В следующем раунде игроки  меняются ролями.

     4. В конце игры партнеры обсуждают  следующие вопросы:

     а) Насколько каждый был доволен  «художником»?

     б) Удалось ли настроиться на совместную работу?

     в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?

     Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими  фигурами, которые будут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и  озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков. 

     Упражнение  №9. Акклиматизация в группе. «Мастер». 15 мин.

     Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

     1. Члены группы расходятся по  игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером.

     2. Тренер стоит с открытыми глазами  и следит за безопасностью  участников.

     3. Все члены группы закрывают  глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладет одному из участников руку на плечо , не говоря при этом ни слова. Таким образом, он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать о открывать глаза.

     4. Все идут с закрытыми глазами  друг мимо друга, держа руки  перед собой ладонями наружу.

     5. Когда два игрока встречаются,  они спрашивают друг друга:  «Мастер?». Они знают, однако, что  Мастер молчит. Поэтому когда  какой-нибудь игрок встречает  Мастера и задает вопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открыть глаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедший Мастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все ученики, идущие за Мастером, также должны молчать.

     6. Через некоторое время за Мастером  идет толпа учеников. Каждый ученик  кладет руку на плечо стоящего  перед ним. Игра заканчивается,  когда все окажутся в одной  цепочке. 

     Упражнение  №10. Диагностика достигнутого уровня доверия в группе. «Тест на доверие». 15 мин.

     1. На середину круга ложится  какой-либо предмет, например, ваза  или книга. Группе объясняется,  что сейчас начнется игра, которая  делает невидимое зримым. Каждый  должен встать на определенном  расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает, вплотную к нему, то тем самым говорит о высокой, по его мнению, степенью доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние.

     2. Тренер просит участников поэксперементировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.

     3. Когда все найдут свои места,  тренер предлагает всем оглядеться  и оценить сложившуюся ситуацию.

     4. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.

     5. В заключении можно подытожить  результаты игры: доверие в группе  – не постоянная величина, а  некий процесс. Никто не может  принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и связанно с конкретным опытом. С другой, доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей. 

     2.2. Диагностика формирования  толерантного поведения  подростков. 

     Для диагностики толерантного поведения  мы считаем уместным проводить исследование не только с помощью методик, определяющих толерантность, но и методик выявляющих различные составляющие толерантности. Это дало возможность составить батарею тестов, выявляющих толерантное поведение подростков. К ним мы отнесли следующие методики:

     1. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций7. Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Она предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентации старшеклассников. Авторы предлагают две основные группы ценностей: терминальные ценности (Т-ценности – основные цели человека, отражающие долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем) и инструментальные ценности (И-ценности – отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни). В данной методике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизма дифференциации ценностей, с другой — характер выбора тех или иных ценностей как актуальных для школьников 8-10-х классов.

     Методика  представляет собой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк  I и бланк II), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе (см. приложение №1). В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого.

     Указанные в данной методике ценности расположены  произвольно, и каждый исследователь  может установить свой порядок их расположения. Процедура проведения исследования состоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки I с терминальными ценностями (приложение № 1).

     Испытуемых нужно особо предупредить, что работа должна вестись ими индивидуально, без советов друг с другом, списывания и т. п. Экспериментатор в процессе работы все время должен следить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать на заполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийся действительно не знает, какой балл ему поставить для той иной ценности. При выполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк I у них отбирается и дается бланк II. После заполнения он также отбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится эксперимент. Работу можно проводить как с целым школьным классом, и с группами учащихся.

     Обработка и интерпретации данных. Прежде всего  следует определить степень сформированности психологического механизма ЦО, т. е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированности у них психологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только «4» и «5») свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится на начальной стадии своего формирования. Если испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, что дифференциация психологический механизм ЦО у этих учащихся еще не сформировалась

     Таким образом, по степени сформированности этого психологического механизма  все испытуемые могут быть распределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная струи ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО.

Информация о работе Способы формирование толерантности у подростков