Создание ситуации успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Ситуация успеха – целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

 

1. Индивидуальные особенности учащихся.

 

2. Учебно-материальная база.

 

3. Творческий проект должен содержать в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.

 

4. Следует учитывать межпредметные связи.

 

5. Возрастные и физиологические возможности школьников

 

6. Общественно–полезную или личностную значимость проекта.

 

7. Возможность социализации учащихся.

Таким образом, концепция, основанная на личностно-ориентированном подходе к ученику, дает возможность:

добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать ее практически значимой;

обеспечить индивидуальный подход к учащимся;

способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребенка;

развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;

создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.

 

 

 

Приемы управления успехом в образовательных технологиях

 

Приемы управления успехом в образовательных технологиях:

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными.

Необоснованная похвала, случайные оценки также создают ощущение успеха. Нужно видеть реальные успехи ребенка, реальные сдвиги, сколь малы они бы не были.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание различных методов – это важные компоненты успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль в уроке.

Учитель должен любить детей.Но нельзя высказывать чувство восторга общения с одними детьми, заставляя страдать других.

Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности, чтобы в нужную минуту помочь им.

Начало урока выступает как момент, от которого зависит успех всего урока.

80% успеха детей зависит от того, как учитель дает домашнее задание. Оно должно быть красивым, интересным, творческим, оригинальным, доступным, разноуровневым, учитывающим способности и особенности детей.

Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься после уроков.

Учитель должен уметь вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность.

 

 

Пример: Тема «Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха в образовательном процессе».

 

Целью эксперимента является совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика, его позитивное отношение к школе, а также возможность полноценного участия в общественной и профессиональной жизни в процессе обучения и после окончания школы.

Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые разрешающие условия для самореализации и самоутверждения подростка в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, оказывает стимулирующее влияние на потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы его личности, вызывая к жизни всё новые и новые потребности в позитивном успехе в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, увеличивая стремление самореализовать себя в классном коллективе и окружающей социальной среде. Достижение подростком успеха, радости способствует формированию аналогичного состояния и у педагога, как результата его профессионально-творческой деятельности. Осознание учителем реального успеха своего воспитанника в ходе анализа педагогических ситуаций - важное условие повышение мотивации к успеху в его профессиональной работе.

Если представить школу в образе яхты, паруса будут надуваться 3 ветрами:

успех ученика;

успех учителя;

успех семьи ученика и семьи учителя.

Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха. Огромное значение в создании условий ситуации успеха имеет сложившаяся в школе воспитательная система, богатая традициями, многообразием содержания и форм воспитательной работы.

В этом году вся воспитательная работа в школе строится на основе реализации программы развития воспитательной системы «Путь к успеху». Цель данной программы – воспитание модели успешного ученика.

 

Что же помогает нам создавать ситуации успеха?

 

I блок.Традиции УО.

Школьный праздник – путь к успеху в развитии личности подростка. В нашей школе работает высокопрофессиональный, неравнодушный коллектив единомышленников. Когда готовится общешкольный праздник, педагогический коллектив просто бурлит и горит, и это состояние передается детям.

В зрительном зале вместе с учащимися всегда присутствуют воспитатели и учителя, которые принимают самое активное участие в происходящем: поют вместе с участниками, отвечают на вопросы, поддерживают выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале. Традиционным стало и непосредственное участие педагогов в концертах и мероприятиях. Мы как бы говорим детям: мы с вами вместе, мы также волнуемся, боимся забыть текст, но вместе мы преодолеем все трудности. И действительно преодолеваем. Интересно и радостно наблюдать, как во время репетиций меняются подростки, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, учатся взаимопониманию и взаимоуважению, стараются помочь тем, у кого не все еще хорошо получается.

II блок. Кружки и спортивные секции.

Этому также способствует работа школьных кружков и секций различной направленности, а также кружков ДДТ, которые охватывают до 80% учащихся школы.

Один из существенных признаков дополнительного образования – свободный выбор деятельности. Учитывая желания детей, школа обращает внимание на развитие тех личностных качеств, важность которых для своей будущей жизни ученик сознаёт сам. Но самое главное для кружковцев – это продемонстрировать то, чему он научился (на конкурсах, концертах, в музыкальных гостиных, на выставках, в спортивных соревнованиях). План деятельности коллектива насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя, каждому ребенку. Далеко не все они отличены высокими наградами, грамотами. Иногда это вообще и не конкурс, а просто фестиваль. Пусть ребёнок спел песню на классном часе, и все его слушали и кричали: «Браво!» - это уже его маленький успех, это награда и одобрение его одноклассников, единомышленников.

III блок.Органы самоуправления.

Неотъемлемой составляющей школьной жизни в наши дни является ученическое самоуправление. Очевидно, что именно эта сфера деятельности учащихся получила широкую популярность. Сам факт быть избранным в орган ученического самоуправления – это уже большое достижение, а побывать в роли президента, мэра класса стремятся все - значит, все хотят стать лучше, ведь, основа органов самоуправления – развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности.

IV блок.Часы общения, конференции, интеллектуальные игры, круглые столы.

В этом направлении деятельности самым главным является научить учащихся отстаивать свою точку зрения, которое может в корне отличаться от мнения учителя, от мнения товарищей.

V блок. Деятельность классных коллективов.

Развитие личности и её самореализация являются главными объектами внимания в работе классных руководителей. Ведь именно ему в первую очередь дано разглядеть личность, все её скрытые возможности и направить всё своё умение, применить различные методы и приёмы воспитания с целью правильной организации жизни класса, чтобы постулат «Ребёнок – это неповторимая индивидуальность» стал бы для педагога, как главным девизом в повседневной работе. И вот наступает момент истины для педагога-воспитателя: он включает всевозможные рычаги для создания ситуации успеха для вех членов коллектива, несмотря на рейтинг успеваемости.

VI блок.Реализация программ каникулярного отдыха профильных смен пришкольного оздоровительного лагеря, где воспитанники могут найти себе дело по душе, реализовать себя и самосовершенствовать.

Конечно, не все учащиеся школы достигли уровня успешной самоактуализации, есть недостатки и трудности в плане организации и проведения отдельных коллективных дел, не все ещё классные руководители и учителя – предметники достигли высокого уровня профессионализма в плане воспитательной работы, и наконец, не все дети испытывают потребность в проявлении своего «Я», в реализации своего потенциала. Здесь нам оказывает помощь социально-психологическая служба. Результаты психологических исследований учащихся становятся объектом приватной беседы психологов и педагогов, психологов и родителей. Очень часто эти исследования и помогают найти педагогу и родителям ниточки, за которые следует подёргать, чтобы ребёнок начал бы совершенствоваться там, где были бесконечные неудачи. Выступая перед пед. коллективом, родителями наши психологи постоянно произносят следующую фразу: «Любите и принимайте личность ребёнка такой, какой она есть; найдите что-то хорошее в ней и научите поверить в себя, в свою успешность, даже если в данный момент до этого ещё очень далеко».

Подводя общий итог можно отметить следующие составляющие позитивной роли успеха:

повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и более широком социуме;

улучшение социального самочувствия подростков и приобретение опыта целесообразного саморегулирования.



Информация о работе Создание ситуации успеха