Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа
Ситуация успеха – целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.
2. Этика создания ситуации успеха и профилактика неконструктивных личностных новообразований
Практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Самый трудный для учащихся и педагогов вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничество. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам. Здесь можно выделить три фазы протекания педагогической ситуации:
1 ФАЗА – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.
2 ФАЗА – ответная реакция "соперника”, от формы и содержания которой зависит исход конфликта, и, самое главное, - последняя, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.
3 ФАЗА – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому – это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу(третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.
Дополнительные элементы педагогической технологии
Дополнительные элементы педагогической технологии.
1) Создание психологического климата. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Технологическое влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:
• установление личных контактов;
• подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
• этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;
• предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;
• аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;
• внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
2) Групповая деятельность. Групповая деятельность может рассматриваться не только, как внеклассное мероприятие, но и урок. Содержание групповой деятельности на уроке определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения. Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям.
Во-первых, учитель относится к ученикам, как к пассивным участникам образовательного процесса, наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой позиции: учитель – субъект деятельности на уроке, учащиеся выполняют роль объекта.
Во-вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта деятельности, организуемой на уроке. Если в первом варианте учитель, как правило, использует приказ, указание, распоряжение в качестве строгих требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосознания своих учеников.
Повышению результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя. Реализация данной функции на уроке диктует педагогу необходимость выстраивать деятельность по освоению знания таким образом, чтобы дети постигали не только голые факты науки, но и осознавали, ради чего надо постоянно стремиться идти по пути расширения своих представлений о мире и закономерностях, происходящих в нем. Такая технология влияет на развитие и формирование субъективности ученика, позволяя ему активнее включаться в деятельность, соизмеряя и реализуя свои возможности.
3) Создание ситуации успеха и неудачи. Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху. Неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе , к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.
Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка. Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком.
Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к себе становится тормозом для развития его личности.
Во-вторых, завышенная самооценка, что ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению его. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог – это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач.
4) Педагогическая реакция на поступок. Далеко не каждое действие ребенка можно назвать поступком. Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющего моральную оценку. Если же рассматривать поведение ученика как поступок, то выстраивать педагогическое воздействие так, чтобы способствовать развитию личности. Чтобы помочь ученику произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой , с культурным образом отношения к себе и другим.
5) Этическая защита. Этическая защита – одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической. Этическая защита выполняет три основных функции:
Сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;
Корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;
Сохранение достоинства партнера – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.
Кроме перечисленного, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психологических затрат.
Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности
3. Использование ситуации успеха в реализации социально-педагогических технологий.
Моделирование ситуации успеха.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из актуальнейших проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. Эмоциональный комфорт во многом зависит от ситуации личного успеха каждого ученика на уроке. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учетом многих факторов. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Можно отметить следующие позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся:
переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;
появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Успех сугубо индивидуален. Следовательно, необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности. А это значит, что его достижения должны быть оценены как более значимые.
Моделирование ситуации успеха через творческую деятельность
С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха, как основного способа развития познавательной активности, лежит творческая деятельность. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты:
творчество как процесс развлечения, игры;
творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
творчество как особая форма коммуникации.
Творческие задания помогают учащимся на уроке раскрепоститься, активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения. В процессе стимулирования творческого мышления детей используют следующие приемы:
предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
воздерживаться от резких и категоричных оценок;
обращать внимание детей на противоречия;
помогать видеть аналогии;
настраивать детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
учить преодолевать привычку обыденного взгляда на проблему;
призывать доверять интуиции;
рекомендовать рассматривать любую проблему с нескольких точек зрения;
учить извлекать опыт из своих ошибок;
развивать потребность в учении и самообразовании.
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении. Можно отметить используемые
приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение:
нестандартная формулировка проблемы, задачи;
постановка к данной проблеме альтернативных вопросов («А что, если…?»);
юмор – показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не следует бояться детских шуточных импровизаций;
не бояться самых различных (иногда абсурдных) аналогий;
отказ от привычных стереотипов мышления;
любую проблему рассматривать не менее, чем с четырех точек зрения:
1. Опираясь только на документы, цифры и факты.
2. Критически оценить ситуацию.
3. Оценка ситуации с точки зрения конструктивного подхода.
4. Дать выход полету фантазии.
В старших классах одним из наиболее эффективных творческих методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектных исследований. В основе создания творческого проекта лежит процесс совместного творчества учителя и ученика. В данной ситуации творчество – это исследование. В процессе создания творческого проекта можно выделить три основных этапа:
организационно–
технологический этап. На этом этапе учащиеся выполняют работу, связанную с обработкой, систематизацией, оформлением отобранной информации. Также корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.
заключительный этап. Здесь происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта, его защита. Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом обращается внимание на следующие факторы: