Создание ситуации успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Ситуация успеха – целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 131.00 Кб (Скачать)


1. Ситуация успеха в системе формирования личностной стратегии жизни и структура технологии ее моделирования

 

 

Ситуация успеха – целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества. Вот тут вот необходимо на минутку остановиться и разделить такие понятия, как «успех» и «ситуация успеха». Так вот, ситуация – это такое удачное сочетание условий, благодаря которым обеспечивается успех, ну а вот сам успех – это уже результат подобной ситуации. Кроме того, ситуация – это то, что сам человек способен для себя организовать, а вот переживание радости, успеха – это нечто более субъективное и скрытое в значительной степени от взгляда всех посторонних. Вот мы пришли к выводу, что задача как раз в том и состоит, чтобы дать человеку возможность пережить радость какого-то достижения, осознать все свои возможности и поверить в свои силы. Ситуация успеха – это не просто целенаправленное, но и организованное сочетание определенных условий, при которых как раз и создается возможность достичь значительных результатов в своей деятельности, то есть по сути это собою являет результат продуманной и подготовленной тактики и стратегии. Что касается успеха, то он имеет различия:

 

успех предвосхищаемый. В его основе могут лежать как вполне обоснованные надежды человека, так и банальное упование на чудо. Естественно, что чудеса тоже случаются, но вот успех на пустом месте родиться по определению не может. Везением можно назвать такой случай, когда рядом с Вами окажется человек, который способнее не просто Вас понять и поддержать в случае необходимости, но еще и не даст Вам повода для разочарования. Хотя, может случиться также и обратное: когда Вы останетесь в полном одиночестве, а это и есть настоящая беда. Таким образом, последствия от не совершившегося чуда могут быть очень непредсказуемы.

 

успех констатируемый. Этот вид фиксирует определенные достижения человека, а также дарит истинную радость и способствует отличному настроению. Что не маловажно, он также дает возможность человеку пережить признание окружающих, дает возможность осознать свои возможности и дарит веру в завтрашний день.

 

успех обобщающий. Что касается этого вида, то в данном случае ожидание успеха становится вскоре устойчивой потребностью. Конечно же, может быть, с одной стороны – это определенное благо. Тут чувствуется состояние уверенности и защищенности, возможность опоры на себя самого, а вот, с другой стороны, есть четкая опасность переоценить свои возможности.

 

 

С педагогической точки зрения...

 

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности. Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе. В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник его внутренних сил и энергии. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

 

Педагогика успеха

 

 

В технологии системно–ориентационного подхода Е.И. Казаковой, одним из ведущих постулатов выступает ориентация на успех (достижения): как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка, и как ключевое положение выступает «педагогика успеха». Смысл воспитания в этом случае видится в том, чтобы, опираясь на интерес ребенка, создать условия для его самореализации, самоопределения. Основы педагогики успеха в отечественной педагогике заложены К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». И далее – «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться». Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии. Теоретиками личностного подхода являются известные психологи Б.Г. Ананьев,А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие. В психологической практике понятие успеха разрабатывается в рамках социальной психологии. Так, А.А. Андреева пишет о том, что успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; это процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; помогает ребенку избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Автор утверждает, что для того, чтобы ребенок был успешен, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Важно не просто обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. При рассмотрении концептуальных основ педагогики успеха, в центре внимания оказались идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин. Он убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные меры. Таким образом, основные концептуальные позиции педагогики успехасвязаны с гуманистической педагогикой и психологией, предполагающей использование личностно–ориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком. В чем особенность идей педагогики успеха? В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе. Многие из нас ставят во главу угла цель воспитательной работы: создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями. Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться (по мнению А.С. Белкина) своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других и т.д.) Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного школьного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе. Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика – стимул для развития личности педагога.

 

 

Принципы педагогики успеха

 

 

Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:

 

полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом, переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка. Это вовсе не означает, что педагог разделяет поступки и действия подростка, понять – не значит согласиться;

 

свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Нельзя принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием;

 

понимание внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию, способности не приписывать ребенку тех отрицательных качеств, которые взрослому хочется видеть в нем;

 

умение не только слышать, но и слушать. Это требует от человека волевых усилий, связанных с пониманием сути происходящего. От понимающего слушателя требуется: своим видом демонстрировать, что он внимательно слушает и пытается понять; не перебивать репликами и рассказами о себе; не давать оценок; оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика; не давать советов, если в них не нуждаются. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

 

Таким образом, другой принцип педагогики успеха – принцип сотрудничества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы. Принцип положительного воспитательного влияния особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с тем, учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха). По мнению А.С. Белкина, радость успеха не должна порождать чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовать волю. Педагог не должен подыгрывать ребенку, полностью подстраиваться под его интересы и настроения. Следует отмечать только реальные достижения, выделяя какие-то наиболее удавшиеся элементы. Необходимо способствовать успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в наиболее оптимальных способах ее выполнения («Попробуй начать...», «Возможно, получится лучше, если придерживаться следующего плана...» и т.п.) Исходя из этого, обозначим следующий принцип – сочетания ситуаций успеха и неуспеха. Этот принцип предполагает, что успех не может быть бесконечным, существует (или должен существовать) неуспех, он неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. В этом смысле ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Например, если ученик не находился на пьедестале своих личных индивидуальных побед, если его жизнь безрадостна и монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать. Как считает А.С. Белкин, неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.

 

Качества личности, способствующие достижению успеха

 

 

Качества личности, способствующие достижению успеха:

интернальность – высокая ответственность за жизненные ситуации, рассмотрение себя, своих действий источником и причиной успехов и неудач;

средний или высокий уровень потребности достижениях;

умеренная личностная тревожность;

адекватная самооценка;

сформирование общечеловеческие ценности – доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним;

высокий уровень физического и психологического здоровья;

высокий или средний уровень коммуникативных умений;

сформированные умения самостоятельной оценочной и рефлексивной деятельности учащихся.

 

ИТОГ: Интегрированное качество – социальный оптимизм, стремление к достижению успеха.

 

Качества личности, препятствующие достижению успеха

 

 

Качества личности, препятствующие достижению успеха:

экстернальность – процесс и результат рассмотрения внешних факторов в качестве причин и источников собственных успехов и неудач;

низкий уровень потребности в достижениях;

низкая или высокая личностная тревожность;

завышенная или заниженная самооценка;

эгоизм, подозрительность, закрытость, ориентация на собственное «Я»;

низкий уровень физического и психологического здоровья;

низкий уровень коммуникативных умений;

низкий уровень рефлексивных и оценочных умений.

 

ИТОГ: Интегрированное качество – социальный пессимизм

 

 

Связь неуспеха с внешними причинами

 

Между тем, по данным тестирования, проведенного среди учащихся средних классов ряда школ, большинство учащихся неуспех при решении различного рода задач связывают с внешними причинами:

отсутствием способностей, трудностью задачи, отсутствием везения и т. д.;

ставят перед собой очень легкие либо очень трудные цели;

при решении проблемы склонны надеяться на помощь или искать возможность отказаться от деятельности, обосновывая свой отказ нереальными обстоятельствами;

в случае неудачи быстро меняют тактику деятельности, выбирая тривиальные и малоэффективные ходы;

в ситуации успеха стараются поставить более легкую цель;

не стремятся получить объективную оценку своей деятельности, на критику реагируют неадекватно;

имеют либо завышенную, либо заниженную, либо неустойчивую самооценку;

успех воспринимают как стечение обстоятельств,а неудачу - как подтверждение закономерности;

свое будущее планируют либо очень узко, либо нереалистически глобально.

Всё это свидетельствует о том, что увеличивается число учащихся с низким уровнем мотивации достижения, что Р. Де Чармс называет «синдромом выученной беспомощности». Актуальность создания ситуации успеха у школьников обусловлена социальным заказом на высокомотивированную на достижения личность. По словам психолога У. Глассера можно быть уверенными, что, если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

 

 

 

 

Технологические операции создания ситуации успеха

 

ОПЕРАЦИЯ

 

             

НАЗНАЧЕНИЕ

 

             

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

 

 

 

1. Снятие страха.

 

             

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

 

             

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

 

 

 

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

 

 

 

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

 

 

 

2. Авансирование успешного результата.

 

             

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

 

             

«У вас обязательно получится».

 

 

 

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 

 

 

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

 

             

Помогает ребенку избежать поражения.

 

 

 

Достигается путем намека, пожелания.

 

             

«Возможно, лучше всего начать».

 

 

 

«Выполняя работу, не забудьте о...».

 

 

 

 

 

 

 

4. Внесение мотива.

 

             

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 

             

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

 

 

 

5. Персональная исключительность.

 

             

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

 

             

«Только ты и мог бы…».

 

 

 

«Только тебе я и могу доверить…».

 

 

 

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

 

 

 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

 

             

Побуждает к выполнению конкретных действий.

 

             

«Нам уже не терпится начать работу…».

 

 

 

«Так хочется поскорее увидеть…».

 

 

 

7. Высокая оценка детали.

 

             

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

 

             

«Тебе особенно удалось то объяснение».

 

 

 

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…».

 

 

 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1

 

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим педагог довольно часто сталкивается с другой проблемой: когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха). Образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения знаний. Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, коллектив наших школ разработал генеральную цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности - создание каждому ученику ситуаций успеха.

Информация о работе Создание ситуации успеха