Современные технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ИНДЗ ФДСГ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

 


Таблица 3.3.

 

Технология эвристической образовательной ситуации

Элемент ситуации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательная напряжённость

Фиксация или создание образовательной напряжённости, формулировка проблемы, связанной с объектом, которая не имеет известного решения

Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы

Уточнение образовательного объекта

Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды

Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что для меня данный объект?)

Конкретизация задания

Формулирование учебного задания в виде, обеспечивающем возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником

(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я, как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?)

Решение ситуации

Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида

Личное решение эвристической ситуации каждым учеником с помощью эвристических методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельность учеников

Демонстрация образовательной продукции

Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций мнений и других результатов учеников

Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т. п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых

Систематизация полученной продукции

Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов

Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чём мой результат, какова его роль и место в общих результатах?)

Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-истори­ческих аналогов созданных учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя.

Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решения. Развитие эвристической ситуации на новом уровне.

Рефлексия

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии эвристической деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации.

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие»» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)

 

 

90

 



[1] См. Приложения: Таблица 1.1. Мастерство и технология в сравнении

 

[2] См. Приложения: Таблица 1.2. Ключевые понятия, включаемые разными авторами в термин «педагогическая технология» (по В. Ф. Башарину)[8]

[3] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989 г.

 

[4] См. Приложения:  Таблица 1.3. Различение «строгих» и «нестрогих» педагогических технологий

 

[5] См. Приложения: Таблица 2.1. Категории учебных целей в когнитивной области и  таблица 2.2. Категории учебных целей в аффективной области

 

 

[6] См. Приложения: Таблица 2.3. Конкретизация учебных целей курса (раздела, темы).

 

[7] См. Приложения: Таблица 2.4. Конкретизация целей по разделам курса химии (США) и  таблица 2.5. Пример конкретизации учебных целей по теме «Погодный фронт» (курс физической географии)

 

[8] См. Приложения:  Таблица 2.6. Иерархия элементов, входящих в содержание учебного материала

 

[9] См. Приложения: Таблица 2.7. Примеры конкретизации учебных целей

 

[10] См. Приложения: Таблица 2.8. Содержание технологии обучения

 

[11] См. Приложения: Таблица 2.9. Структура учебного процесса

 

[12] См. Приложения: Таблица 3.1. Технологическая карта для конструирования системы занятий

 

[13] См. Приложения: Таблица 3.2. Трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта

 

[14] См. Приложения: Таблица 3.3. Технология эвристической образовательной ситуации

 


Информация о работе Современные технологии обучения