Современные технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ИНДЗ ФДСГ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 2.2.

Категории учебных целей в аффективной области

Основные категории

Примеры обобщённых типов

учебных целей

Восприятие

 Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

1.1.            осознание;

1.2.            готовность или желание воспринимать;

1.3.             избирательное(произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного).

Ученик:

 §         проявляет осознание важности учения;

§         внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;

§         проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

Реагирование (отклик)

 Эта категория обозначает  активные проявления, исходящие от самого ученика.

На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

2.1.      подчинённый отклик;

2.2.      добровольный отклик;

2.3.      удовлетворение от реагирования.

 

 

Ученик:

 §         выполняет заданную учителем домашнюю работу;

§         подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;

§         участвует в обсуждении вопросов в классе;

§         самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;

§         добровольно вызывается выполнять задание;

§         проявляет интерес к учебному предмету.

Усвоение ценностной ориентации

 В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

3.1.      принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

3.2.      предпочтение ценностной ориентации;

3.3.      приверженность, убеждённость.

Ученик:

 §         проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;

§         целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;

§         проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.

4.      Организация ценностных ориентаций

 

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории:

4.1.      концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

4.2.      организация системы ценностей.

Ученик:

 

§         стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;

§         принимает на себя ответственность за своё поведение;

§         понимает свои возможности и ограничения;

§         строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

5.      Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

 

Эта категория обозначает  такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

5.1.      обобщённая установка;

5.2.      полная интернализация(усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Ученик:

 

§         устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;

§         проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;

§         проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;

§         постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;

§         формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

Таблица 2.3.

Конкретизация учебных целей курса (раздела, темы).

Содержание (разделы)

Конкретизация целей

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Раздел 1

+

+

 

+

 

 

Раздел 2

+

+

 

 

 

 

Раздел 3

+

+

+

 

 

 

 

Таблица 2.4.

Конкретизация целей по разделам курса химии (США).

Содержание

Конкретизация целей

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1. Биографии учёных

+

 

 

 

 

 

2. Измерения

+

+

 

 

 

 

3. Хим. вещества

+

+

 

 

 

 

4. Хим. элементы

+

+

+

+

 

 

5. Хим. измерения

+

+

+

 

 

 

6. Законы химии

+

+

+

+

 

 

7. Энергия равновесия

+

+

 

+

 

 

8. Атомное и молекулярное строение вещества

+

+

+

+

 

 

 

 

 


Таблица 2.5.

 

Пример конкретизации учебных целей по теме

«Погодный фронт» (курс физической географии)

Содержание

Конкретизация целей

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Определение

 Запишите определение термина «Погодный фронт»

+

 

 

 

 

 

Типы

 Опишите три типа погодных фронтов

 

+

 

 

 

 

Символы

 Назовите символы, используемые для обозначения погодных фронтов на карте погоды

+

 

 

 

 

 

Перемещения

 Рассчитайте перемещение для каждого типа фронтов

 

 

+

 

 

 

Погода

 Охарактеризуйте типы погоды, связанные с каждой из фронтальных систем

 

+

 

 

 

 

Отображение фронтов на карте

 На основе синоптических данных изобразите фронты на карте погоды

 

 

+

 

+

 

Прогноз погоды

 Составьте прогноз погоды на карте с нанесёнными на ней различными фронтами

 

 

 

 

 

+

 

 

Таблица 2.6.

Иерархия элементов, входящих в содержание учебного материала

Термины

Слова или выражения, употребляемые в специальном значении

Факты

Сведения, фрагменты описательной информации. Например, дополнительные сведения о тех или иных понятиях, изучаемых деятелях, местах, событиях и т. д.

Понятия

По степени обобщённости делятся на конкретные и абстрактные

Принципы

(правила, обобщённые соотношения)

Основные идеи, схемы и т. д., описывающие взаимосвязи между понятиями. Принципы (соотношения) низшего порядка связывают друг с другом два или несколько понятий Принципы (соотношения) высшего порядка связывают друг с другом два или несколько принципов (соотношений) низшего порядка

Процедуры

Совокупность действий (обычно в определённой последовательности), которые учащиеся должны совершить, работая с учебным материалом на основе обобщённых соотношений (правил или принципов). Пример: приведение дроби к общему знаменателю, выполнение лабораторной работы

Информация о работе Современные технологии обучения