Современные технические средства в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:27, реферат

Описание работы

Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их

наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово

преподавателя, от умения и таланта которого прежде всего зависит результат

учебного процесса.

Работа содержит 1 файл

Современные технические средства 1обучения.docреферат.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

от вкусов, взглядов умений самого учителя. В преподавании математики можно 

выделить следующие  средства наглядности:

а) модели и макеты;

б) (настенные) таблицы;

в) диапозитивы (слайды), кодограммы и дидактические  материалы для

эпипроектирования;

г) диафильмы;

д) кинокольцовки, кинофрагменты и кинофильмы.

Средствами наглядности  могут служить также разнообразные  геометрические,

вычислительные  и измерительные приборы, которые  мы специально рассматривать не

будем. Хотя различные средства наглядности обладают большим сходством

дидактических функций, можно заметить и некоторые  особенности в практическом

использовании каждого из них.

Плоские и объемные модели хорошо известны каждому преподавателю  математики. Они 

представляют собой натуральные объекты для наблюдения и непосредственного

изучения и  применяются во всех классах. Эффективность  применения моделей 

становится особенно ясной, если вспомнить такие образцы, как шарнирные 

параллелограмм  и ромб, равносоставленные фигуры, треугольник, основание которого

сохраняется постоянным, а вершина перемещается параллельно  основанию (стороны 

его образуются резиновой нитью или шнуром) - в планиметрии, динамические модели

тел вращения, модели многогранников, различные стереометрические наборы,

прозрачные и  полупрозрачные модели сечений, вписанных  и описанных тел и т. д. -в 

стереометрии, модель термометра - для демонстрации свойств  целых чисел и т. д.

Настенные таблицы  по математике используются для решения  различных дидактических

задач, но основная их особенность - возможность размещения на стенах классной

комнаты на длительное время. Многократное их использование  обеспечивает более 

глубокое запоминание  содержащегося в них материала, с одной стороны, и дает

возможность быстро навести необходимую справку - с другой.

В настоящее  время практически каждая школа  располагает разнообразными

техническими  средствами прямой связи, в частности  диа- и эпипроекторами, а в 

самое последнее - время на вооружение школ стало  поступать новое мощное

проекционное  устройство - кодоскоп.

Между диапозитивами  и диафильмами много общего. Диафильм, разрезанный на

отдельные кадры (слайды), представляет собой основу диапозитива. Но если

диапозитивы можно  демонстрировать в любой последовательности, которая часто

определяется  самим ходом учебного процесса, то последовательность демонстрации

кадров диафильма  является значительно более жесткой. В соответствии с этим

диафильмы целесообразнее использовать при изложении материала, требующего

определенной логической последовательности, в частности при изложении различных

теоретических положений, а также при решении  постепенно усложняющихся и тесно 

между собой  связанных задач практического  характера. Диапозитивы используются в 

тех случаях, когда  последовательность их применения определяется в ходе работы -

например, при  решении некоторой задачи обнаружилось незнание учащимися некоторых 

свойств, которые  легко усматриваются с помощью  диапроектирования. Тут же

извлекается соответствующий  диапозитив и демонстрируется. Если намечалось решить

несколько тесно  связанных между собой задач, но в ходе работы оказалось, что 

ученики усвоили  метод их решения раньше, чем предполагалось, то соответствующие 

слайды пропускаются. Число диафильмов и наборов диапозитивов, выпускаемых

промышленностью, неуклонно увеличивается. Сведения о новых диапозитивах и 

диафильмах регулярно  публикуются в журнале «Математика  в школе». Учитель 

математики должен регулярно пополнять школьную фильмотеку через магазины

наглядных пособий.

С помощью эпископов  могут демонстрироваться непрозрачные чертежи, рисунки,

записи и т. д. Слабая освещенность в этих проекционных устройствах требует 

специального  затемнения помещения. Для демонстрации диапозитивов и диафильмов

имеются такие  проекционные устройства, как диапроекторы «ЛЭТИ» или «Свет» с

мощными источниками  освещения, которые можно применять  почти без затемнения. В 

этом смысле применение новых проекционных устройств  для демонстрации материалов

на прозрачной подложке имеет значительные преимущества, хотя и не заменяет

возможностей  эпипроекционных устройств.

В последнее  время появились новые проекционные устройства - кодоскопы. Помимо

значительно более  яркого изображения, кодоскоп имеет  ряд важных особенностей и 

преимуществ, резко  отличающих его от проекционных устройств других типов.

Прежде всего, кодоскоп допускает демонстрацию разнообразнейших материалов на

прозрачной подложке, в том числе текста и рисунков, заранее заготовленных или 

наносимых учителем на прозрачную карточку или ленту непосредственно на уроке, в

процессе изложения, причем учитель при этом обращен  лицом к классу, а 

изображение проектируется  на переднюю стенку класса или непосредственно  на

классную доску (желательно, окрашенную в светлые  тона).

Заранее заготовив изображение основных фрагментов некоторого чертежа и

спроектировав его на доску, учитель может уже  на доске дочертить недостающие  его 

части, сечения, списанные фигуры и т. д., чем достигается  важный педагогический

эффект.

Промышленность  уже выпускает наборы дидактических материалов для кодоскопов

(назовем их  кодограммами), кодограммы легко  могут быть изготовлены и на  месте. 

Важной особенностью кодоскопа является возможность  наложения нескольких

кодограмм друг на друга, чем достигается эффект присутствия при построении и

создаются большие  возможности для составления' условий  задач на комбинации

геометрических  тел, на графическое решение уравнений  и их систем, на построение

сечений и т. д. Представляет интерес и возможность  смещения кодограмм друг

относительно  друга при их совмещенном показе, например при изложении тем о 

геометрических  преобразованиях.

Новые возможности  достигаются при использовании  кодоскопа в ходе, опроса

учеников. Нескольким ученикам раздаются прозрачные карточки, на которых

шариковыми ручками  или специальными карандашами ученики  записывают ответы. После 

этого записи учеников демонстрируются через кодоскоп перед всем классом. Если

при этом окажется, что требуется внести исправления, ученик возвращается со

своей кодограммой на место, где и устраняет недочеты.

Недостаточное количество кодоскопов может быть уже  сейчас частично

компенсировано  довольно простой переделкой в кодоскоп школьного эпидиаскопа.

Более подробно о дидактических возможностях кодоскопа  говорится в статье

«Применение кодоскопа  па уроках математики» 

Там, где нужно  продемонстрировать некоторое математическое свойство в динамике,

в процессе изменения  некоторого объекта, незаменимой является кинокольцовка,

кинофрагмент, кинофильм. Число дидактических материалов, выпущенных для

кино-проектирования, также довольно значительно. Некоторые  неудобства причиняет 

необходимость затемнения помещения при кино-демонстрации. Оно устраняется 

частично применением  «дневных экранов» и «дневных киноустановок», изготовляемых

во многих школах. В дальнейшем положение улучшится  в результате применения новых 

мощных источников света, осваиваемых в настоящее  время предприятиями,

изготовляющими  школьное оборудование и киноустановки. Следует помнить общее 

правило: кинодемонстрация органически вписывается в урок, если она длится

недолго. В этом смысле кинокольцовки и короткие кинофрагменты предпочтительнее

кинофильмов. Желательно также наличие наиболее характерных  кадров кинофрагментов

в виде отдельных  слайдов - для продолжительной демонстрации их с помощью

статических проекторов. Сочетание статического и динамического  показа во многих

случаях обеспечивает более высокий уровень усвоения.

Некоторые перспективы  в области преподавания математики имеет учебное 

телевидение. Так, телевидение возможно применять для организации серии учебных

телепередач с  участием наиболее квалифицированных  преподавателей одновременно

для ряда школ и  классов. Отметим, что в течение  самого последнего времени в 

школу начинают проникать замкнутые, т. е. не имеющие выхода в эфир,

телевизионные системы. Эти устройства имеют большое  будущее для распространения 

передового опыта, проведения педагогических исследований и т. д., а также в 

преподавании  физики, химии и других дисциплин. Предполагается, что высшей формой

организации использования  разнообразных технических средств  обучения со временем

станет школьный технический центр, оборудованный  замкнутой телевизионной 

системой. Из этого  центра будет, в частности, удобно организовать показ 

кинокольцовок, фрагментов и т. д. непосредственно на экранах телевизоров,

расположенных в классных комнатах. В этом случае отпадает проблема затемнения и 

транспортировки из класса в класс кинопроекционных устройств.

Все возрастающая роль в обучении технических средств, наглядных пособий,

вспомогательных дидактических материалов приводит к необходимости создания в 

каждой школе  специализированного математического  кабинета.

Технические средства обратной связи в обучении математике

Роль и место  обратной связи в процессе обучения. Способы ввода информации в

обучающие устройства. Простейшие технические средства обратной связи.

Автоматизированные  классы

Проверка знаний и учет успеваемости всегда были важными  компонентами процесса

обучения на всех уровнях. Но важность этих компонентов становится особенно

очевидной в  свете кибернетического подхода  к интерпретации учебного процесса.

Как известно, кибернетика - наука об управлении и связях в  сложных динамических

системах и  процессах, к которым относится  и система «учитель - ученик». Под

Информация о работе Современные технические средства в обучении