Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:08, реферат
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
1.Введение
2.Современные концепции воспитания:
а) современное состояние школьного воспитания
б) причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
в) воспитание, его цель и задачи в новых условиях
3.Современные концепции обучения:
а) развивающее обучение в образовательном процессе
б) развитие в процессе обучения
в) развивающее обучение по системе Л.В.Занкова
г) концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
4.Современные концепции развития младших школьников:
а) развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности
б) личностное развитие младших школьников
в) математическое развитие младших школьников
5.Заключение
6. Использованная литература
В отечественной педагогике, помимо этих двух систем, разработаны концепции развивающего обучения З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Г.А. Цукерман, С.А. Смирнова и др. Следует также отметить крайне интересные психологические поиски П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной на основе созданной ими теории поэтапного формирования умственных действий. Однако, как отмечает В.А. Тестов [1, с.249], в большинстве из упомянутых педагогических систем развитие ученика по-прежнему является обязанностью учителя, а роль первого сводится к следованию за развивающим воздействием второго.
В русле развивающего обучения появилось много различных программ и средств обучения по математике, как для начальных классов (учебники Э.Н. Александровой, И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и т.д.), так и для средней школы (учебники Г.В. Дорофеева, А.Г. Мордковича, С.М. Решетникова, Л.Н. Шеврина и т.д.). Авторы учебников по-разному понимают развитие личности в процессе изучения математики. Одни делают акцент на развитии наблюдения, мышления и практических действий, другие - на формировании определенных умственных действий, третьи - на создании условий, обеспечивающих становление учебной деятельности, развитие теоретического мышления.
Ясно, что проблема
развития математического мышления
в обучении математике в школе
не может быть решена только за счет
совершенствования содержания образования
(даже при наличии хороших учебников)
Известно, что младший
школьный возраст сенситивен, наиболее
благоприятен для развития познавательных
психических процессов и
Идея Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития учащихся, а его эффективность определяется тем, какую зону (большую или маленькую) оно подготавливает, у всех на слуху. На теоретическом (концептуальном) уровне ее разделяют почти во всем мире. Проблема заключается в ее практической реализации: как определить (измерить) эту зону и какова должна быть технология обучения, чтобы процесс познания научных основ и овладения ("присвоения") человеческой культуры проходил именно в ней, обеспечивал максимальный развивающий эффект?
Таким образом, психолого-педагогической
наукой обоснована целесообразность математического
развития младших школьников, но недостаточно
разработаны механизмы ее реализации.
Рассмотрение понятия "развитие"
как результата обучения с методологических
позиций показывает, что это целостный
непрерывный процесс, движущей силой
которого является разрешение противоречий,
возникающих в процессе изменений.
Психологи утверждают, что процесс
преодоления противоречия создает
условия для развития, в результате
которого отдельные знания и умения
перерастают в новое целостное
новообразование, в новую способность.
Поэтому проблема построения новой
концепции математического
между необходимостью высокого уровня математического развития для современного человека и несоответствием этой задаче целостной системы процесса обучения математике в начальной школе;
между дискретностью системы обучения и необходимостью создания в сознании ребенка целостной картины мира;
между базовым постулатом теории развивающего обучения, полагающим суть личности ребенка как складывающуюся в образовательном процессе "саморазвивающуюся систему", поддающуюся управляемым процессам формирования и развития, посредством применения технологий развивающего обучения и отсутствием таковых технологий в младшем школьном математическом образовании;
между потребностью в применении учителями математики деятельностного подхода к обучению и их практической неготовностью к такому преподаванию, к продуманной совместной деятельности учителя и школьника в "зоне ближайшего развития".
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что проблема математического развития младших школьников является, несомненно, актуальной и требует для своего решения расширения общих подходов, выхода за рамки "чистой дидактики", учета современных достижений не только в области психологии и физиологии, создания общей концепции формирования и развития математического мышления учащихся на более широкой теоретической основе, чем это принято в настоящее время.
Цель нашего исследования
состояла в построении на основе доминирующих
индивидуально-типологических особенностей
мышления концепции математического
развития, позволяющей обеспечить осуществление
непрерывности математического
образования на дошкольной, начальной
школьной ступени и в V-VI классах
основной школы, его преемственности
и повышения качества математической
подготовки ребенка младшего школьного
возраста, а также в разработке
и апробации ее прикладного аспекта
в форме образовательной
Основные положения
концепции математического
1. В качестве исходного
выделяется понятие учебно-
2. Необходимо различать
уровни мышления в области
геометрии и отдельно алгебры
(арифметики). Развитие учеников
от одного уровня к другому
включает следующие
3. Процесс математического
развития младшего школьника
в учебной деятельности
К этим положениям добавим еще одно, фактически рассмотренное А.В. Белошистой [4].
4. Условия, порождающие
преемственные связи в едином
контексте математического
Для успешной реализации
данной концепции в учебном процессе
первый акцент необходимо сделать на
развитии сквозных математических умений:
строить идеальные объекты, оперировать
идеальными объектами, моделировать, обобщать,
обосновывать, рассуждать и доказывать
математические утверждения. Лишь после
этого надо обратиться к формированию
общих умений: использовать свои знания
в нестандартных ситуациях, самостоятельно
выбирать необходимые средства для
решения учебной задачи; добывать
знания, выполнять любую задачу творчески;
осознавать свое незнание, находить причину
сделанной ошибки, самостоятельно оценивать
процесс и результат решения
учебной задачи.
5.Заключение
Младших школьников воспитывают в школе. Сейчас работать в школе очень сложно. Сейчас есть разные виды воспитания детей. Например: трудовое, экономического, экологическое, нравственное и т.д.Детей в школах учат по разным программам одна из них система Л.В.Занкова. У младших школьников развивается воображение, память, внимание и т.д. На уроках изобразительной деятельности у детей развивается воображение как нарисовать и в какой цвет. На уроках математики они учатся считать и решать задачи разных видов. Ребенок в школе развивается всесторонне. Они учатся рисовать, считать, читать, писать, правильно сочетать цвета.
6.Использованная литература:
1.Байбакова Л.А., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. Учебное пособие- Рязань, 1993
2.Новикова Л.И. Воспитание, воспитание, воспитание М-1996
3.Возрастные возможности усвоения знаний /под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова М.1966
4.Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека М-1992
5.Крутейкий В.А.
Психология математических
Информация о работе Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников