Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:08, реферат

Описание работы

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.

Содержание

1.Введение

2.Современные концепции воспитания:

а) современное состояние школьного воспитания

б) причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем

в) воспитание, его цель и задачи в новых условиях

3.Современные концепции обучения:

а) развивающее обучение в образовательном процессе

б) развитие в процессе обучения

в) развивающее обучение по системе Л.В.Занкова

г) концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина

4.Современные концепции развития младших школьников:

а) развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности

б) личностное развитие младших школьников

в) математическое развитие младших школьников

5.Заключение

6. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

современ.кон.воспитания.docx

— 93.27 Кб (Скачать)

В отечественной  педагогике, помимо этих двух систем, разработаны  концепции развивающего обучения З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Г.А. Цукерман, С.А. Смирнова и др. Следует также отметить крайне интересные психологические поиски П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной на основе созданной ими теории поэтапного формирования умственных действий. Однако, как отмечает В.А. Тестов [1, с.249], в большинстве из упомянутых педагогических систем развитие ученика по-прежнему является обязанностью учителя, а роль первого сводится к следованию за развивающим воздействием второго.

В русле развивающего обучения появилось много различных  программ и средств обучения по математике, как для начальных классов (учебники Э.Н. Александровой, И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и т.д.), так и для средней школы (учебники Г.В. Дорофеева, А.Г. Мордковича, С.М. Решетникова, Л.Н. Шеврина и т.д.). Авторы учебников по-разному понимают развитие личности в процессе изучения математики. Одни делают акцент на развитии наблюдения, мышления и практических действий, другие - на формировании определенных умственных действий, третьи - на создании условий, обеспечивающих становление учебной деятельности, развитие теоретического мышления.

Ясно, что проблема развития математического мышления в обучении математике в школе  не может быть решена только за счет совершенствования содержания образования (даже при наличии хороших учебников), так как реализация на практике разных уровней требует от учителя принципиально  нового подхода к организации  учебной деятельности учащихся на уроке, в домашней и внеклассной работе, позволяющей ему учитывать типологические и индивидуальные особенности обучаемых.

Известно, что младший  школьный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития познавательных психических процессов и интеллекта. Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы. Именно на этой психологической особенности мы сконцентрировали свои усилия, опираясь на психолого-педагогическую концепцию развития мышления Д.Б. Эльконина, положение В.В. Давыдова о переходе от эмпирического мышления к теоретическому в процессе специально организованной учебной деятельности, на работы Р. Атаханова, Л.К. Максимова, А.А. Столяра, П. - Х. ван Хиле, связанные с выявлением уровней развития математического мышления и их психологических характеристик.

Идея Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития учащихся, а его эффективность определяется тем, какую зону (большую или маленькую) оно подготавливает, у всех на слуху. На теоретическом (концептуальном) уровне ее разделяют почти во всем мире. Проблема заключается в ее практической реализации: как определить (измерить) эту зону и какова должна быть технология обучения, чтобы процесс познания научных основ и овладения ("присвоения") человеческой культуры проходил именно в ней, обеспечивал максимальный развивающий эффект?

Таким образом, психолого-педагогической наукой обоснована целесообразность математического  развития младших школьников, но недостаточно разработаны механизмы ее реализации. Рассмотрение понятия "развитие" как результата обучения с методологических позиций показывает, что это целостный  непрерывный процесс, движущей силой  которого является разрешение противоречий, возникающих в процессе изменений. Психологи утверждают, что процесс  преодоления противоречия создает  условия для развития, в результате которого отдельные знания и умения перерастают в новое целостное  новообразование, в новую способность. Поэтому проблема построения новой  концепции математического развития младших школьников определена противоречиями:

между необходимостью высокого уровня математического развития для современного человека и несоответствием  этой задаче целостной системы процесса обучения математике в начальной  школе;

между дискретностью  системы обучения и необходимостью создания в сознании ребенка целостной  картины мира;

между базовым постулатом теории развивающего обучения, полагающим суть личности ребенка как складывающуюся в образовательном процессе "саморазвивающуюся  систему", поддающуюся управляемым  процессам формирования и развития, посредством применения технологий развивающего обучения и отсутствием  таковых технологий в младшем  школьном математическом образовании;

между потребностью в применении учителями математики деятельностного подхода к обучению и их практической неготовностью к такому преподаванию, к продуманной совместной деятельности учителя и школьника в "зоне ближайшего развития".

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что проблема математического  развития младших школьников является, несомненно, актуальной и требует  для своего решения расширения общих  подходов, выхода за рамки "чистой дидактики", учета современных достижений не только в области психологии и  физиологии, создания общей концепции  формирования и развития математического  мышления учащихся на более широкой  теоретической основе, чем это  принято в настоящее время.

Цель нашего исследования состояла в построении на основе доминирующих индивидуально-типологических особенностей мышления концепции математического  развития, позволяющей обеспечить осуществление  непрерывности математического  образования на дошкольной, начальной  школьной ступени и в V-VI классах  основной школы, его преемственности  и повышения качества математической подготовки ребенка младшего школьного  возраста, а также в разработке и апробации ее прикладного аспекта  в форме образовательной технологии (методы, средства, формы).

Основные положения  концепции математического развития ребенка младшего школьного возраста формулируются нами следующим образом.

1. В качестве исходного  выделяется понятие учебно-математической  деятельности, которая должна характеризоваться  совокупностью взаимосвязанных  основных компонентов и качеств  математического мышления ребенка  и его способностей к математическому  познанию действительности. В процессе  всей учебно-математической деятельности  в школе должны формироваться  такие мыслительные действия, как  анализ, планирование, рефлексия, которые  обеспечивают овладение обобщенными  способами решения математических  задач.

2. Необходимо различать  уровни мышления в области  геометрии и отдельно алгебры  (арифметики). Развитие учеников  от одного уровня к другому  включает следующие обязательные  пять стадий изучения: математическая  информация, управляемая ориентация, свободная ориентация, понимание,  интеграция. Следование по уровням  развития мышления и стадиям  изучения позволяет преодолевать  одну из причин, обусловливающую  трудности в освоении математики, - несоответствие уровня представлений,  которые используются в преподавании, и уровня представлений, на  котором в данный момент находится  ученик.

3. Процесс математического  развития младшего школьника  в учебной деятельности окажется  более эффективным, если система  методов формирования и развития  его мышления в обучении математике  будет базироваться на развитии  его доминирующих индивидуально-типологических  особенностей и, отталкиваясь  от них, постепенно преодолевать  специфически слабые черты его  математического мышления.

К этим положениям добавим  еще одно, фактически рассмотренное  А.В. Белошистой [4].

4. Условия, порождающие  преемственные связи в едином  контексте математического развития  ребенка, должны разрабатываться  в русле непрерывности дошкольной  и школьной ступеней в системе  развивающего образования на  основе единого концептуального  подхода к построению методологии  и содержания математического  образования ребенка младшего  возраста.

Для успешной реализации данной концепции в учебном процессе первый акцент необходимо сделать на развитии сквозных математических умений: строить идеальные объекты, оперировать  идеальными объектами, моделировать, обобщать, обосновывать, рассуждать и доказывать математические утверждения. Лишь после  этого надо обратиться к формированию общих умений: использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно выбирать необходимые средства для  решения учебной задачи; добывать знания, выполнять любую задачу творчески; осознавать свое незнание, находить причину  сделанной ошибки, самостоятельно оценивать  процесс и результат решения  учебной задачи. 

 
                                                 
 
 

 

5.Заключение

Младших школьников воспитывают в школе. Сейчас работать в школе очень сложно. Сейчас есть разные виды воспитания детей. Например: трудовое, экономического, экологическое, нравственное и т.д.Детей в школах учат по разным программам одна из них система Л.В.Занкова. У младших школьников развивается воображение, память, внимание и т.д. На уроках изобразительной деятельности у детей развивается воображение как нарисовать и в какой цвет. На уроках математики они учатся считать и решать задачи разных видов. Ребенок в школе развивается всесторонне. Они учатся рисовать, считать, читать, писать, правильно сочетать цвета.

 

6.Использованная  литература:

1.Байбакова Л.А., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. Учебное пособие- Рязань, 1993

2.Новикова Л.И.  Воспитание, воспитание, воспитание  М-1996

3.Возрастные возможности  усвоения знаний /под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова М.1966

4.Лубышева Л.И.  Концепция формирования физической культуры человека М-1992

5.Крутейкий В.А.  Психология математических способностей  школьников М.1968

Информация о работе Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников