Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:08, реферат
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
1.Введение
2.Современные концепции воспитания:
а) современное состояние школьного воспитания
б) причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
в) воспитание, его цель и задачи в новых условиях
3.Современные концепции обучения:
а) развивающее обучение в образовательном процессе
б) развитие в процессе обучения
в) развивающее обучение по системе Л.В.Занкова
г) концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
4.Современные концепции развития младших школьников:
а) развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности
б) личностное развитие младших школьников
в) математическое развитие младших школьников
5.Заключение
6. Использованная литература
В современных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новым подходом к образованию -- личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы.
Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса: философско-мировоззренческая подготовка молодежи, которая поможет ей определить смысл жизни, ценностного отношения к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его;
1)приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего отечества, народа, формирование потребности в духовных ценностях и их дальнейшего обогащения;
2)выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;
3)формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпения по отношения к людям), интеллигентности, культуры общения;
4)развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности к рефлексии;
5)развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей черты личности, забота о сохранении человеческой цивилизации;
6)воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде, воспитание предприимчивости, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;
7)развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином, жить счастливой жизнью.
Воспитательная система
не задается извне, она является результатом
саморазвития школы, в котором важную
роль играют исходный замысел, идея самой
школы. Воспитательная система ориентирована
на конкретные условия, учитывает интересы
и потребности реальных детей
и взрослых, поэтому она не может
выглядеть одинаково не только в
разных регионах, но и даже в двух
соседних школах. В условиях современной
воспитательной системы осуществляется
целостность учебно-
Чтобы человек стал
самореализующимся субъектом, способным
к жизнетворчеству, самостоятельному
и ответственному выбору действий, поступка,
позиции, нужна новая практика воспитания,
преодолевающая все те недостатки, которые
долгие годы закреплялись в массовой школе.
Уже сегодня осуществляются попытки поиска
методологических основ, которые служат
предпосылкой создания современных школьных
воспитательных систем. Одна из них -- концепция
воспитания, которая дает новые и разнообразные
подходы к самому понятию «воспитание».
Концепция воспитания определяется как
совокупность идей и принципов педагогической
деятельности, определяющих цель, содержание,
позиции и способы взаимодействия воспитателей
и воспитуемых в педагогическом процессе.
Основной вопрос концепции -- это вопрос
о цели воспитания и способах ее достижения.
Одним из существенных и исходных моментов
разработки концепции является осмысление
реального состояния дел и воспитательных
проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических
условиях, а также анализ того, что происходит
с воспитуемыми и воспитателями в этих
условиях, какие новые потребности действуют
в современном воспитании.
в) воспитание, его цель и задачи в новых условиях
С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской -- воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.
Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль -- это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье -- сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе -- трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе -- патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире -- интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере -- учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.
Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, -- И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др.
Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация -- это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Дальнейшее представление о сущности и содержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного индивидуально-творческого подходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала требуется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации.
Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
Это новая школа
с новой системой обучения и воспитания.
Демократическая школа
Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:
a)наличие собственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми;
б)формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм;
в)педагогически целесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяет важность условий, в которых протекает деятельность ребенка;
г)гуманистический характер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению к ребенку.
Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм.
История и опыт развития
образования нашей страны и за
рубежом показывают целесообразность
гуманной системы воспитания. Именно
она способна воспитать свободного
человека. Практика доказывает жизнеспособность
таких воспитательных систем, в основу
которых положены идеи гуманной творческой
педагогики как современной идеологии
воспитания.
3.Современные концепции обучения младших школьников
а) развивающее обучение в образовательном процессе.
Обучение и развитие
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем образования.
При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;
б) развитие, особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Л. И. Анцыферова выделила следующие общие характеристики развития: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека.
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. X. Весселя, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского, Л.С.Выготского и др.
Вместе с тем вопрос о характере соотношения и роли обучения и развития в социокультурном становлении личности остается весьма дискуссионным в теории и практике образования. С особой остротой он обсуждался в начале XX столетия, получив в науке ироничную трактовку как проблема «лошади и телеги». В общем виде речь шла о том, что должно идти в авангарде и вести за собой — обучение или развитие.
Выдвигались разные точки зрения по поводу решения этого вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие, хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение — это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности — обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития». Такова преформистская линия генетической концепции развития Ж.Пиаже, утверждавшего, что «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет», т.е. обучение должно опираться исключительно на вызревающие генетически структуры интеллекта ребенка.
Как известно, в полемике, развернувшейся между Ж.Пиаже и Л. С. Выготским, приоритет в решении данной проблемы в отечественной науке прочно закрепился за автором культурно-исторической концепции развития психики. Л. С. Выготский обосновал решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности. Согласно Л. С. Выготскому, «обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в Ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» [9, с. 231].
Это положение
является кардинальным не только для
отечественной педагогики и психологии,
но и для принявшей его
Вместе с тем
наиболее известные западные концепции
детского развития до и после Л.С.Выготского
описывали этот процесс с позиции естественно-научной
парадигмы как переход от индивидуального
существования к социальному. Для Л. С.
Выготского процесс
развития проходит путь от социального
к индивидуальному: высшие психические
функции возникают первоначально как
форма коллективного поведения, как форма
сотрудничества с другими людьми, и лишь
впоследствии они становятся индивидуальными
функциями самого ребенка.
Информация о работе Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников