Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:08, реферат

Описание работы

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.

Содержание

1.Введение

2.Современные концепции воспитания:

а) современное состояние школьного воспитания

б) причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем

в) воспитание, его цель и задачи в новых условиях

3.Современные концепции обучения:

а) развивающее обучение в образовательном процессе

б) развитие в процессе обучения

в) развивающее обучение по системе Л.В.Занкова

г) концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина

4.Современные концепции развития младших школьников:

а) развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности

б) личностное развитие младших школьников

в) математическое развитие младших школьников

5.Заключение

6. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

современ.кон.воспитания.docx

— 93.27 Кб (Скачать)

4.Современные концепции развития младших школьников

а) развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности

Современная школа  находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного  потребностям общества. Приоритетным для на-чального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет ус-пешность обучения школьника. 
Модернизация начального обучения связана с новым статусом младше-го школьника как субъекта учебной деятельности. Долгое время в школе ис-пользовались репродуктивные методы, согласно которым учитель сам рас-сказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал. 
В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке про-изошли изменения, которые определяются не только приобретенным жиз-ненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем по-знавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. 
Все в большей степени на роль концептуальной основы модернизации отечественного образования претендует компетентностный подход. При этом он часто противопоставляется «Зуновской» парадигме, доминировавшей в отечественной педагогике на протяжении ряда десятилетий, и соотносится с теми социальными преобразованиями, которые диктуют новые целевые ус-тановки в образовании: воспитание успешного человека, востребованного на рынке труда. Во многом такое резкое отрицание обучения, в основе которого доминирует знаниевая составляющая, обусловлено информационным взры-вом, который заставляет переосмыслить роль знания. В плане адаптации че-ловека к новым условиям становится важным не только наличие самого зна-ния, но и овладение технологиями, позволяющими найти оптимальный спо-соб его получения. 
Понимая сложившуюся ситуацию в образовании и принимая в целом компетентностный подход, следует найти компромисс между традиционным образованием с доминированием ценности знания и образованием на основе компетентностного подхода с доминированием ценности способности лич-ности адаптироваться к современному миру. 
Компетентностный подход ориентирует на построение учебного про-цесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс из-начально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что ученик будет знать и уметь «на выходе». 
Технология личностно - ориентированного обучения предполагает реа-лизацию как компетентностного так и деятельностного подходов в обучении младших школьников. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. 
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образо-вания в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давы-дова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учеб-но-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у уча-щихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в пред-метном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллек-тивной деятельности. 
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предмет-но-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках русского языка), либо умственным дейст-виям. Обучать деятельности -значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помо-гать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполне-нии каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником ос-мыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои соб-ственные, не встречавшиеся в его способы действий. 
Реализуя на уроках в начальной школе данные подходы, педагог дол-жен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом от-личается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследова-тельскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. 
Актуально формирование умений самоорганизации учебной деятель-ности учащихся. Для совершенствования процессов формирования умений самоорганизации следует использовать методы, позволяющие компенсиро-вать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим эффективно исполь-зовать в работе активные методы обучения, такие как проблемные, вклю-чающие в себя постановку проблемной ситуации, частично -поисковые, эв-ристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактив-ные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы. 
Таким образом, в процессе обучения деятельностный подход - это сво-его рода философия образования, методологический базис, на котором стро-ятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реаль-ной жизни для решения практических задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б) личностное развитие младших школьников

Направленность современного образования на личность школьника  как нигде ярко проявляется на уроке физической культуры.

 Не будет у  школьника мотивации к занятиям  физической подготовкой, к здоровому  образу жизни – не будет  результата в физическом развитии  и физической подготовленности.

 Нравственные  качества и мотивы также занимают  важное место в структуре личности  школьника, поэтому обоснованно  применение элементов народной  национальной культуры в учебном  процессе по физическому воспитанию.

Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений социальной группы, в которую она включена. Социальные группы, взаимодействуя между  собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы.

В истории и в  современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общности людей. Каждая культура своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом-народом. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение  отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе  религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию  человека. 

Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов культур. Традиционная культура – это образ жизни общества, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиций, установлений. Источник знаний и умений – старшее  поколение. Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков – институализированная система воспитания и обучения.

Надо иметь в  виду, что в сельской местности  развитых стран существует тенденция  к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной  стране могут объединяться два типа культуры – унифицированно-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

Культурное развитие человека включает в себя присвоение им нравственных норм и ценностей  общества. Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении  и деятельности.

К простым, общечеловеческим моральным нормам относятся: любовь к Родине, уважение к достижениям  материальной и духовной культуры, уважение к родителям, старшим, честность, скромность, осуждение жестокости и  другие. Все это создает высокий  уровень духовности в деятельности людей.

Теперь стало очевидно, что уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня наконец утвердилось  признание того, что патриотизм выражается в преданности высшим ценностям  народа, опираясь на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического  восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине  веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это  направление является обязательным основанием оздоровления современной  начальной школы.

Современная школа  нуждается в такой организации  своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к  жизни каждого учащегося, внедрение  различных инновационных учебных  программ, реализацию принципа гуманного  подхода к детям и другие. Иными  словами, школа чрезвычайно нуждается  в знании об особенностях развития каждого конкретного ребенка. Это  предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего  периода обучения с целью выявления  индивидуальных вариантов развития, творческих способностей ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности.

Нравственные качества и мотивы занимают важное место в  структуре личности школьника. Нравственное развитие младшего школьника осуществляется на основе освоения им нравственных знаний и нравственного опыта предыдущих поколений, эмоционального переживания  нравственных отношений современного общества.

Преобразования в  физическом воспитании подрастающего  поколения должны быть направлены на усиление его культурообразующих и гуманистических функций.

Определено место  и направленность методов нравственного  воспитания на занятиях по физическому  воспитанию. Воспитательные воздействия, сочетаясь со средствами физического  воспитания, обеспечивают выполнение следующих функций:

1. Формирование, уточнение  и закрепление знаний, представлений  и понятий о нормах нравственного  поведения.

2. Создание положительного  эмоционального настроя перед  выполнением упражнений.

3. Включение в  организованную коллективную деятельность  и в ходе ее приучение к  культуре поведения.

Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее  время на исследовании спортивно-диагностических  нормативов (президентские тесты, тесты  мэра г. Москвы и другие) и почти не учитывает мотивы и потребности школьников в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности.

Учет состояния  мотивационно-потребностной среды детей выдвигается в современном образовательном процессе как обязательное условие воспитания у них устойчивого желания к ведению здорового образа жизни.

Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях.

Школа должна раскрыть перед младшими школьниками основные черты русского национального самосознания, воспитывать у учащихся высокое  чувство национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.

Приобщение учащихся начальной школы к национальной культуре должно осуществляться через  продуманные, глубокие авторские программы. Внесение изменений в программу  по физической культуре позволит вернуть  в школу такие народные игры и  забавы, как лапту, городки, русскую  борьбу и другие. Благодаря смыслу, заложенному в русских народных играх, в детях может ожить  двигательная генетическая память.

В концепции развития школы должна быть заложена организация  обучения и воспитания целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся в разделе физического  воспитания. Поэтому не случайно все  чаще поднимается вопрос о разработке концептуальных подходов к предмету «Физическая культура» на основе русских традиций. Главная цель концепции  сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщить их к двигательной русской культуре, помочь ребятам развить свои способности и дарования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

в) математическое развитие младших школьников

Новая парадигма  образования в РФ характеризуется  личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием  условий для самоорганизации  и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств.

В концепции школьного  математического образования выделены его основные цели - это обучение учащихся приемам и методам математического  познания, формирование у них качеств  математического мышления, соответствующих  мыслительных способностей и умений. Важность этого направления работы усиливается возрастающим значением  и применением математики в различных  областях науки, экономики и производства.

Необходимость математического  развития младшего школьника в учебной  деятельности отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. Многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова).

Таким образом, новая  парадигма образования, с одной  стороны, предполагает максимально  возможную индивидуализацию учебно-воспитательного  процесса, а с другой - требует  разрешения проблемы создания образовательных  технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции школьного  математического образования.

В психологии термин "развитие" понимается как последовательные, прогрессирующие существенные изменения  в психике и личности человека, проявляющиеся как определенные новообразования. Положение о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие ребенка, было обосновано еще в 1930-е гг. выдающимся российским психологом Л.С. Выготским.

Одну из первых попыток  практически реализовать идеи Л.С. Выготского в нашей стране предпринял Л.В. Занков, который в 1950-1960-е гг. разработал принципиально новую систему начального образования, которая нашла большое число последователей. В системе Л.В. Занкова для эффективного развития познавательных способностей учащихся реализуются следующие пять основных принципов: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; продвижение вперед быстрым темпом; сознательное участие школьников в учебном процессе; систематическая работа над развитием всех учащихся.

Теоретическое (а  не традиционное эмпирическое) знание и мышление, учебную деятельность поставили во главу угла авторы другой теории развивающего образования - Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они считали самым важным изменение позиции ученика в процессе учения. В отличие от традиционного обучения, где ученик является объектом педагогических воздействий учителя, в развивающем обучении создаются условия, при которых он становится субъектом обучения. Сегодня эта теория учебной деятельности признана во всем мире в качестве одной из наиболее перспективных и последовательных в плане реализации известных положений Л.С. Выготского о развивающем и опережающем характере обучения.

Информация о работе Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников