Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:08, реферат
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
1.Введение
2.Современные концепции воспитания:
а) современное состояние школьного воспитания
б) причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
в) воспитание, его цель и задачи в новых условиях
3.Современные концепции обучения:
а) развивающее обучение в образовательном процессе
б) развитие в процессе обучения
в) развивающее обучение по системе Л.В.Занкова
г) концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
4.Современные концепции развития младших школьников:
а) развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности
б) личностное развитие младших школьников
в) математическое развитие младших школьников
5.Заключение
6. Использованная литература
Современная школа
находится в поисках
Модернизация начального обучения связана
с новым статусом младше-го школьника
как субъекта учебной деятельности. Долгое
время в школе ис-пользовались репродуктивные
методы, согласно которым учитель сам
рас-сказывал, а ученики только запоминали
и воспроизводили материал.
В настоящее время важно, чтобы в результате
обучения в ребенке про-изошли изменения,
которые определяются не только приобретенным
жиз-ненным опытом, не только теми знаниями,
которые он усвоил в процессе обучения,
но и характером его деятельности, отношением
к ней, уровнем по-знавательных интересов,
готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Все в большей степени на роль концептуальной
основы модернизации отечественного образования
претендует компетентностный подход.
При этом он часто противопоставляется
«Зуновской» парадигме, доминировавшей
в отечественной педагогике на протяжении
ряда десятилетий, и соотносится с теми
социальными преобразованиями, которые
диктуют новые целевые ус-тановки в образовании:
воспитание успешного человека, востребованного
на рынке труда. Во многом такое резкое
отрицание обучения, в основе которого
доминирует знаниевая составляющая, обусловлено
информационным взры-вом, который заставляет
переосмыслить роль знания. В плане адаптации
че-ловека к новым условиям становится
важным не только наличие самого зна-ния,
но и овладение технологиями, позволяющими
найти оптимальный спо-соб его получения.
Понимая сложившуюся ситуацию в образовании
и принимая в целом компетентностный подход,
следует найти компромисс между традиционным
образованием с доминированием ценности
знания и образованием на основе компетентностного
подхода с доминированием ценности способности
лич-ности адаптироваться к современному
миру.
Компетентностный подход ориентирует
на построение учебного про-цесса сообразно
результата образования: в учебную программу
или курс из-начально закладываются отчетливые
и сопоставимые параметры описания (дескрипторы)
того, что ученик будет знать и уметь «на
выходе».
Технология личностно - ориентированного
обучения предполагает реа-лизацию как
компетентностного так и деятельностного
подходов в обучении младших школьников.
Процесс учения - это процесс деятельности
ученика, направленный на становление
его сознания и его личности в целом.
Деятельностный подход есть основа концепции
развивающего образо-вания в любом его
варианте - будь это система Д.Б. Эльконина
- В.В. Давы-дова, система Л.В. Занкова, или
любой современный учебно-методический
комплект (УМК) традиционной системы: «Школа
2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония»,
«Школа России» и другие. Во всех системах
и учеб-но-методических комплектах на
первом месте стоит не накопление у уча-щихся
знаний, умений и навыков в узкой предметной
области, а становление личности, ее «самостроительство»
в процессе деятельности ребенка в пред-метном
мире, причем не только в индивидуальной,
а в совместной, коллек-тивной деятельности.
Процесс обучения есть всегда обучение
деятельности - либо предмет-но-практическим
действиям (например, простейшим трудовым
действиям, практическому общению на уроках
русского языка), либо умственным дейст-виям.
Обучать деятельности -значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно
ставить перед собой цель и находить пути
и средства ее достижения (т.е. оптимально
организовывать свою деятельность), помо-гать
ребенку сформировать у себя умения контроля
и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель
не должен просто «натренировать» ребенка
в выполне-нии каких-то операций, приемов.
Эти операции должны быть учеником ос-мыслены
и приняты, он должен уметь самостоятельно
выбирать наиболее подходящий приемы
решения учебных задач, а в идеале - находить
свои соб-ственные, не встречавшиеся в
его способы действий.
Реализуя на уроках в начальной школе
данные подходы, педагог дол-жен понимать,
что включение ребенка в деятельность
коренным образом от-личается от традиционной
передачи ему готового знания. Задача
учителя при введении нового материала
заключается не в том, чтобы наглядно и
доступно все объяснить, рассказать и
показать, а в том, чтобы организовать
исследова-тельскую работу детей, чтобы
дети сами «додумались» до решения ключевой
проблемы урока и сами объяснили, как надо
действовать в новых условиях.
Актуально формирование умений самоорганизации
учебной деятель-ности учащихся. Для совершенствования
процессов формирования умений самоорганизации
следует использовать методы, позволяющие
компенсиро-вать и корректировать процесс
овладения младшими школьниками умениями
самоорганизации учебной деятельности.
В связи с этим эффективно исполь-зовать
в работе активные методы обучения, такие
как проблемные, вклю-чающие в себя постановку
проблемной ситуации, частично -поисковые,
эв-ристические, а также учебный диалог.
Эффективными являются интерактив-ные
методы, когда внимание учитель акцентирует
на творческий поиск и на самостоятельное
решение определенной проблемы.
Таким образом, в процессе обучения деятельностный
подход - это сво-его рода философия образования,
методологический базис, на котором стро-ятся
различные системы развивающего обучения
или образования со своими конкретными
технологиями, приемами и теоретическими
особенностями. Он тесно связан с формированием
ключевых компетенций, то есть готовностью
учащихся использовать полученные знания
и способы деятельности в реаль-ной жизни
для решения практических задач.
б) личностное развитие младших школьников
Направленность современного образования на личность школьника как нигде ярко проявляется на уроке физической культуры.
Не будет у
школьника мотивации к
Нравственные
качества и мотивы также
Уровень развития личности
во многом зависит от уровня развития
межличностных отношений
В истории и в
современную эпоху в мире существовало
и существует огромное разнообразие
видов культур как локально-
Антропологическое
изучение культур обязательно включает
в себя явное или неявное
Надо иметь в
виду, что в сельской местности
развитых стран существует тенденция
к сохранению традиционного образа
жизни. Таким образом, в одной
стране могут объединяться два типа
культуры – унифицированно-
Культурное развитие человека включает в себя присвоение им нравственных норм и ценностей общества. Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности.
К простым, общечеловеческим моральным нормам относятся: любовь к Родине, уважение к достижениям материальной и духовной культуры, уважение к родителям, старшим, честность, скромность, осуждение жестокости и другие. Все это создает высокий уровень духовности в деятельности людей.
Теперь стало очевидно, что уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня наконец утвердилось признание того, что патриотизм выражается в преданности высшим ценностям народа, опираясь на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной начальной школы.
Современная школа
нуждается в такой организации
своей деятельности, которая обеспечила
бы развитие индивидуальных особенностей
и творческого отношения к
жизни каждого учащегося, внедрение
различных инновационных
Нравственные качества
и мотивы занимают важное место в
структуре личности школьника. Нравственное
развитие младшего школьника осуществляется
на основе освоения им нравственных знаний
и нравственного опыта
Преобразования в физическом воспитании подрастающего поколения должны быть направлены на усиление его культурообразующих и гуманистических функций.
Определено место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию. Воспитательные воздействия, сочетаясь со средствами физического воспитания, обеспечивают выполнение следующих функций:
1. Формирование, уточнение
и закрепление знаний, представлений
и понятий о нормах
2. Создание положительного эмоционального настроя перед выполнением упражнений.
3. Включение в
организованную коллективную
Организация работы
в области физического
Учет состояния мотивационно-потребностной среды детей выдвигается в современном образовательном процессе как обязательное условие воспитания у них устойчивого желания к ведению здорового образа жизни.
Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях.
Школа должна раскрыть
перед младшими школьниками основные
черты русского национального самосознания,
воспитывать у учащихся высокое
чувство национального
Приобщение учащихся начальной школы к национальной культуре должно осуществляться через продуманные, глубокие авторские программы. Внесение изменений в программу по физической культуре позволит вернуть в школу такие народные игры и забавы, как лапту, городки, русскую борьбу и другие. Благодаря смыслу, заложенному в русских народных играх, в детях может ожить двигательная генетическая память.
В концепции развития
школы должна быть заложена организация
обучения и воспитания целостного процесса
формирования национального самосознания
у учащихся в разделе физического
воспитания. Поэтому не случайно все
чаще поднимается вопрос о разработке
концептуальных подходов к предмету
«Физическая культура» на основе
русских традиций. Главная цель концепции
сделать жизнь детей ярче, содержательнее,
духовнее, приобщить их к двигательной
русской культуре, помочь ребятам развить
свои способности и дарования.
в) математическое развитие младших школьников
Новая парадигма
образования в РФ характеризуется
личностно ориентированным
В концепции школьного
математического образования
Необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. Многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова).
Таким образом, новая парадигма образования, с одной стороны, предполагает максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, а с другой - требует разрешения проблемы создания образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции школьного математического образования.
В психологии термин "развитие" понимается как последовательные, прогрессирующие существенные изменения в психике и личности человека, проявляющиеся как определенные новообразования. Положение о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие ребенка, было обосновано еще в 1930-е гг. выдающимся российским психологом Л.С. Выготским.
Одну из первых попыток практически реализовать идеи Л.С. Выготского в нашей стране предпринял Л.В. Занков, который в 1950-1960-е гг. разработал принципиально новую систему начального образования, которая нашла большое число последователей. В системе Л.В. Занкова для эффективного развития познавательных способностей учащихся реализуются следующие пять основных принципов: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; продвижение вперед быстрым темпом; сознательное участие школьников в учебном процессе; систематическая работа над развитием всех учащихся.
Теоретическое (а не традиционное эмпирическое) знание и мышление, учебную деятельность поставили во главу угла авторы другой теории развивающего образования - Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они считали самым важным изменение позиции ученика в процессе учения. В отличие от традиционного обучения, где ученик является объектом педагогических воздействий учителя, в развивающем обучении создаются условия, при которых он становится субъектом обучения. Сегодня эта теория учебной деятельности признана во всем мире в качестве одной из наиболее перспективных и последовательных в плане реализации известных положений Л.С. Выготского о развивающем и опережающем характере обучения.
Информация о работе Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников