Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:50, реферат
Традиционно социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов и нормативов. Личностно же ориентированные педагогические системы, в основе которых лежит гуманистическая психология в широком смысле этого слова, нацелена на приоритеты индивидуальности, самоценности индивида. В соответствии с воззрениями представителей этого направления ученик (воспитанник) изначально является носителем уникального опыта и в образовании происходит «встреча» данного и задаваемого опыта, в координатах которого выстраиваются индивидуальные трассы развития (Слободчиков В.И., Крылова Н.Б.). Это положение вносит определенную специфику в процессы социально-педагогического проектирования личностно ориентированных образовательных систем.
Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых
Проектирование в образовательной системе
В последние десятилетия проектирование стало предметом внимания педагогов и психологов в связи с интенсивным вхождением методологии в эти области знания, а так же потребностью разработки новаций и инноваций в области образования.
Различают, по крайней мере, два типа проектирования:
а) психолого—педагогическое проектирование образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала: обучения — как освоения способов деятельности; формирования — как освоения совершенной формы действия, воспитания — как взросления и социализации;
б) социально—педагогическое
проектирование образовательных институтов
и образовательной среды, в которых
реализуются соответствующие
Социально—педагогическое проектирование предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений.
Ученик — носитель уникального опыта
Традиционно социально-педагогические
модели развития личности описывались
в виде извне задаваемых образцов
и нормативов. Личностно же ориентированные
педагогические системы, в основе которых
лежит гуманистическая
Проблема разработки проекта
Потребность в
педагогическом проектировании возникает
всякий раз тогда, когда наступает
осознание необходимости
1) усредненный
или абстрактный (типовой)
2) предлагается
набор альтернативных проектов
и «заказчики» осуществляют
3) педагоги совместно
с детьми и родителями
Второй и третий варианты отражают в большей или меньшей степени субъектный подход к проектированию, однако не исключен и первый вариант, особенно в том случае, когда при проектировании типового проекта приглашаются представители всех субъектов. Если речь идет о педагогических системах гуманистической ориентации, то предпочтение отдается третьему варианту, что освобождает от тирании навязанных проектных идей и позволяет каждому внести свой вклад и действовать наилучшим образом так, как он себе это представляет.
Проектирование — фактор развития образования
Проектирование сегодня — важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. Невозможно охватить все реально существующие варианты, однако есть нечто общее, что позволяет выделить два направления. Первое — проектирование и создание проектов в интенсивных формах (оргдеятельностные, инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы и т.д.). Второй вариант — пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации. Специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что она содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Этап концептуализации в проектировании
В проектировании важны и концептуализация, и программирование, и планирование. В совместной проектировочной деятельности всех участников образовательного процесса и его заказчиков особое значение представляет этап концептуализации (идеального проектирования), который представляет собой мыслительную деятельность участников проектирования по формулированию идеального представления о будущем объекте, явлении. В результате концептуализации должна возникнуть общая для участников данной проектной работы мотивационная, ценностно-смысловая и целевая платформа. Если таковая не рождается, переход к дальнейшим стадиям проектирования не имеет смысла, поскольку у участников имеется разное представление о результате и разная мотивация ответственности за саму проектную деятельность.
На стадии концептуализации
предельно обобщенный, поначалу эмоционально
выраженный, образ будущего трансформируется
(оформляется) в совместных дискуссиях
в конкретные идеальные формы
существования проектируемой
Складывание идеального
представления обычно проходит путь
от эмоционального переживания
Проектировочная деятельность — средство организации сотрудничества и саморазвития субъектов образования
Проектировочную деятельность можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Более того, можно утверждать, что при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников (их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.).
Проектирование, по мнению О.С. Газмана, — комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь.
Во-вторых, участие
в проектировании ставит людей (детей
и взрослых) в позицию «хозяина
жизни», когда человек не как исполнитель,
а как творец, разрабатывает для
себя и других новые условия жизни.
Согласно известной философской
формуле, «изменяя обстоятельства, человек
изменяет самого себя», т.е. без внешнего
принуждения преобразовывает
В-третьих, проектирование
есть специфический индивидуально-
Таким образом,
проектирование может стать средством
социального и
Роль ребенка в социально-педагогическом проектировании
Особый вопрос
о роли самого ребенка в процессах
социально-педагогического
1) когда необходимо
заявить свои собственные цели,
свои представления о себе
и об объекте проектирования,
отстоять свою позицию в
2) когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины в себе;
3) когда необходимо
согласовывать цели с другими,
не отступать при этом от
собственных идеалов и уметь
находить общие точки
4) когда необходима творческая самомобилизация.
Умение поставить
ребенка в позицию
В многочисленных
воспитательных системах прошлого и
настоящего распространена идея о том,
что человека можно (а зачастую и
необходимо) целенаправленно сформировать,
выпестовать в соответствии с
определённым идеалом или хотением
воспитателя. Объективно этот поиск
есть выражение потребности
Ребенок — субъект своего развития
Гуманистический
подход отличается принципиально иным
пониманием роли человека, а, следовательно,
— и ребёнка. Мера развития человека,
мера развития ребёнка становится мерой
качества работы педагога и всей образовательной
системы в целом. Изменяется положение
ребёнка, он действительно становится
субъектом своего развития. Педагоги
ориентируются не только на подготовку
ученика, воспитанника к будущей
жизни, но и на обеспечение полноценного
проживания каждого возрастного
этапа: детства, отрочества, юности —
в соответствии с психофизическими
особенностями развивающейся
Воспитание — совместная деятельность взрослых и детей
Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого мы придерживаемся, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей, имеющей целью создание условий для освоения культуры и саморазвития. Помогать растущему человеку искать свой смысл в жизни, создавать благоприятные условия, чтобы с детских лет его бытие и общение с другими людьми, с окружающим миром было достойно человека, — это и значит выполнять главное предназначение воспитателя. В какой бы сфере он не оказался — в школе, вне ее, в ситуации проектирования — отношение к ребенку должно оставаться неизменным.
Два взгляда на воспитанника
В науке и практике всегда существовали две крайние педагогические позиции, два взгляда на воспитанника. Одна — когда деятельность воспитателя автономна, когда он исходит из представлений об универсальных возможностях прямого воздействия. Другая — когда его усилия направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей, когда воспитатель опирается на представление о воспитаннике как «саморазвивающейся системе», ориентируясь на взаимодействие, сотрудничество с ним. Варианты других педагогических позиций отражают сочетание первой и второй, и прежде всего различную меру субъектной и объектной позиций.
Надо ли говорить, что именно вторая наиболее благоприятна для развития ребёнка? Однако «противоречивая связь в процессе воспитания объекта и субъекта, отнюдь не совпадающая с однозначным делением на воспитателя и воспитанника, видоизменяется в зависимости от того, как происходит формирование человека в трёх основных видах деятельности: труде, общении и познании»2. Способствовать переходу воспитанника из объектной позиции в субъектную представляется нам одной из главных функций воспитателя.
Информация о работе Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых