Совершенствования профессиональной педагогической комплектности в условиях малокомплектных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада и совершенствование профессиональной комплектности в условиях малокомплектных групп

Объект исследования: профессионально педагогическая комплектность в малокомплектных группах ДОУ в

Предмет исследования: особенности работы педагогов в условиях разновозрастной группы.

В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме построения образовательного процесса в разновозрастных группах и коллективах.
2. Выявить особенности организации разновозрастных группах

3. Выделить условия организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах.

4. Рассмотреть условия для профессионально педагогического роста в малокомлектных группах ДОУ

Работа содержит 1 файл

124.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     - одна – старшие дети одного  возраста.

  • в двухгрупповом ДУ:

     1 способ: две группы детей смежного  возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет.

     2 способ: две группы детей резко  контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет.

     3 способ: две группы детей относительно  контрастного возраста – 2 и  4 года, 3 и 5 лет.

  • в одногрупповом ДУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы:

     2 группы – дети смежного возраста.

     1 группа - старшие дети одного возраста.

     Наименее  благоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые  укомплектованы детьми резко контрастного возраста:

     во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим;

     во-вторых, разница в возрасте определяет и  различную степень восприимчивости  к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п.

     в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.

     В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше  реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в «Программе» выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый...). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

     Воспитательно-образовательная  работа в малокомплектных ДУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

     Правильная  организация жизни и разнообразной  деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

     Воспитательно-образовательная  работа в малокомплектных ДУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

     Правильная  организация жизни и разнообразной  деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

           Организация жизнедеятельности детей в смешанных и разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности. Организация работы требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях  рационального построения педагогического  процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).

Правильная  организация жизни и разнообразной  деятельности детей в малокомплектных  ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста. 

   1.3 Условия для профессионально   педагогического  роста  в   малокомлектных  группах  ДОУ  

   Условия для  профессионального роста  педагогов на каждом уровне образования: локальном, институциональном, муниципальном, региональном, федеральном[7,14].

     На  локальном уровне,  совместно методистом детского сада и педагогом разрабатываются индивидуальные маршруты по развитию профессионального мастерства педагога. Темы и содержание планов направлены на реализацию приоритетного направления деятельности детского сада.

     На  институциональном  уровне – уровне  образовательного учреждения – в работе с педагогическими кадрами, для повышения их профессиональной компетентности, руководителями  используются такие методические формы как семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, практические занятия, просмотр и анализ образовательных ситуаций, деловые  и ролевые игры, круглые столы. Организуется деятельность педагогов и младших воспитателей в творческих микрогруппах. В обучении  педагогов разных категорий методисты применяют комплексные  методы: информационные, практические, дискуссионные, диагностические. Банк педагогической информации учреждения пополняется  методическими  наработками педагогов  по реализации новых программ дошкольного образования.  

     На  муниципальном уровне – районном – для педагогов предоставляются вариативные формы совершенствования своего профессионализма. Это: семинары одного дня, Дни методиста, групповые и индивидуальные консультации по заявленным проблемам, профессиональные  педагогические объединения, такие как постоянно действующий семинар по здоровьесбережению,  Школа заведующих ДОУ, педагогическая мастерская, практическая мастерская, проблемные группы педагогов по программам «Радуга», «Детство»  и ряд других распространенных  методических форм.

     Наиболее  качественное профессиональное развитие осуществляется в деятельности педагогов в  профессиональных  педагогических объединениях. В основе формирования профессиональных объединений педагогов дошкольных учреждений лежит индивидуально-дифференцированный принцип, который учитывает возможности педагогов, их профессиональные проблемы, затруднения, интересы. Деятельность профессиональных объединений имеет нормативную основу,  разработаны положения о каждом профессиональном объединении, носит практико-ориентированный характер.   Все содержание выстраивается в соответствии с темой, целями и задачами и реализуется   через следующие направления:

    -        нормативно-правовое обеспечение (положение о проблемной группе, план работы на учебный год, перечень нормативных документов,  необходимых в работе);

    -        работа над методической темой (организационное и итоговое заседания по началу и концу учебного года, семинары-практикумы, практические занятия);

    -        консультативная работа (групповые, индивидуальные консультации по заявкам);

    -        диагностическая деятельность (собеседование с каждым  участником проблемной группы в начале и конце учебного года; экспресс-опросы; анкетирования по выявлению проблем, запросов; по изучению личности педагога; по изучению эффективности деятельности проблемной группы; тесты на выявление знаний содержания программы, ее особенностей;  и т.д.). Большую работу руководители профессиональных объединений проводят по выявлению первичных и итоговых  профессиональных знаний по проблеме, теме над которой работают в течение года, разрабатывая самостоятельно диагностические анкеты.

     Семинары  могут  проходить в диалоговой форме, что активизирует педагогов на мыслительную и познавательную деятельность; используются приемы игрового моделирования, коллективного решения проблемных педагогических ситуаций, мозгового штурма, сравнения, сопоставления с традиционной программой; глубокий и подробный анализ открытых просмотров; обучение способам построения мотивационного, рефлексивного поля. На каждом семинаре педагоги могут участвовать  в терминологическом тренинге с целью формирования единого понятийного пространства.  Все руководители  профессиональных объединений должны владеть базовой ИКТ-компетентностью, поэтому сопровождение  теоретического материала мультимедийными  средствами сегодня является нормой, и облегчает как восприятие материала педагогами, так и работу руководителя.

     На  региональном уровне  педагоги повышают свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации; проблемные тематические курсы; проблемные семинары; конкурсы профессионального мастерства; научно-практические конференции; взаимодействие с образовательными учреждениями г. Перми и края. Хотя педагоги-дошкольники сельских детских садов и находятся в затруднительных социально-экономических условиях из-за недостаточного финансирования, наблюдается тенденция роста повышение квалификации педагогов на региональном уровне.

     На  федеральном уровне  педагоги повышают свой профессиональный уровень через обучение в высших учебных заведениях.

     Как видим из выше изложенного, педагогам  предоставляются вариативные образовательные  услуги и возможности по удовлетворению своих образовательных и профессиональных потребностей  в плане развития. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

К условиям формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ необходимо отнести:

1. Формирование  образовательной среды для педагогов  ДОУ.

2. Проектирование  и реализация содержания программ профессионального роста педагогов, направленных на формирование навыков работы в разновозрастных классах - комплектах).

3. Разработка  и апробация мониторинга сформированности  профессиональной компетентности  педагогов сельских малокомплектных образовательных учреждений.

4. Разработка  и реализация новой системы  финансирования   ДОУ.

Для обеспечения  мотивации профессиональной деятельности педагогов, создания благоприятного психологического климата в ДОУ и в малодоступных селах целесообразно было создать условия для разработки каждой ДОУ стратегических планов развития, согласованных с местным сообществом и муниципальными органами власти.

              Создание программ развития ДОУ в рамках стратегических планов развития муниципальных образовательных сетей и систем позволяет создать мотивационные и когнитивные условия для организации профессионального роста педагогов ДОУ.

               Разработка и реализация специальных программ профессионального роста педагогов (повышение квалификации, переподготовки) по проблемам формирования содержания образования и педагогических технологий, способствует развитию технологической компетентности преподавателей, а также становлению навыков практической деятельности и самодиагностики в рамках формирования сетевых моделей управления качеством обучения.

            В настоящее время основной вектор развития сельской школы направлен на создание условий для повышения качества, доступности, эффективности образования путем изменения организационно-правовых и территориальных форм как самих учреждений (создание школьных округов, ассоциаций, учебно-воспитательных комплексов различных типов), так и образовательного процесса (в рамках реализации вариативных образовательных программ).

Информация о работе Совершенствования профессиональной педагогической комплектности в условиях малокомплектных групп