Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада и совершенствование профессиональной комплектности в условиях малокомплектных групп
Объект исследования: профессионально педагогическая комплектность в малокомплектных группах ДОУ в
Предмет исследования: особенности работы педагогов в условиях разновозрастной группы.
В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы к проблеме построения образовательного процесса в разновозрастных группах и коллективах.
2. Выявить особенности организации разновозрастных группах
3. Выделить условия организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах.
4. Рассмотреть условия для профессионально педагогического роста в малокомлектных группах ДОУ
- одна – старшие дети одного возраста.
1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет.
2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет.
3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет.
2
группы – дети смежного
1 группа - старшие дети одного возраста.
Наименее
благоприятные условия для
во-первых,
трудно создать должный воздушно-
во-вторых,
разница в возрасте определяет и
различную степень
в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.
В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в «Программе» выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый...). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.
Воспитательно-
Правильная
организация жизни и
Воспитательно-
Правильная
организация жизни и
Организация жизнедеятельности детей в смешанных и разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности. Организация работы требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В целях
рационального построения педагогического
процесса, надо определить в каждом
конкретном случае состав группы, выделить
две-три подгруппы и в
Правильная
организация жизни и
1.3
Условия для профессионально
педагогического
роста в
малокомлектных
группах ДОУ
Условия для профессионального роста педагогов на каждом уровне образования: локальном, институциональном, муниципальном, региональном, федеральном[7,14].
На локальном уровне, совместно методистом детского сада и педагогом разрабатываются индивидуальные маршруты по развитию профессионального мастерства педагога. Темы и содержание планов направлены на реализацию приоритетного направления деятельности детского сада.
На институциональном уровне – уровне образовательного учреждения – в работе с педагогическими кадрами, для повышения их профессиональной компетентности, руководителями используются такие методические формы как семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, практические занятия, просмотр и анализ образовательных ситуаций, деловые и ролевые игры, круглые столы. Организуется деятельность педагогов и младших воспитателей в творческих микрогруппах. В обучении педагогов разных категорий методисты применяют комплексные методы: информационные, практические, дискуссионные, диагностические. Банк педагогической информации учреждения пополняется методическими наработками педагогов по реализации новых программ дошкольного образования.
На муниципальном уровне – районном – для педагогов предоставляются вариативные формы совершенствования своего профессионализма. Это: семинары одного дня, Дни методиста, групповые и индивидуальные консультации по заявленным проблемам, профессиональные педагогические объединения, такие как постоянно действующий семинар по здоровьесбережению, Школа заведующих ДОУ, педагогическая мастерская, практическая мастерская, проблемные группы педагогов по программам «Радуга», «Детство» и ряд других распространенных методических форм.
Наиболее
качественное профессиональное развитие
осуществляется в деятельности
педагогов в профессиональных
педагогических объединениях. В основе
формирования профессиональных объединений
педагогов дошкольных учреждений лежит
индивидуально-
- нормативно-правовое обеспечение (положение о проблемной группе, план работы на учебный год, перечень нормативных документов, необходимых в работе);
- работа над методической темой (организационное и итоговое заседания по началу и концу учебного года, семинары-практикумы, практические занятия);
- консультативная работа (групповые, индивидуальные консультации по заявкам);
- диагностическая деятельность (собеседование с каждым участником проблемной группы в начале и конце учебного года; экспресс-опросы; анкетирования по выявлению проблем, запросов; по изучению личности педагога; по изучению эффективности деятельности проблемной группы; тесты на выявление знаний содержания программы, ее особенностей; и т.д.). Большую работу руководители профессиональных объединений проводят по выявлению первичных и итоговых профессиональных знаний по проблеме, теме над которой работают в течение года, разрабатывая самостоятельно диагностические анкеты.
Семинары могут проходить в диалоговой форме, что активизирует педагогов на мыслительную и познавательную деятельность; используются приемы игрового моделирования, коллективного решения проблемных педагогических ситуаций, мозгового штурма, сравнения, сопоставления с традиционной программой; глубокий и подробный анализ открытых просмотров; обучение способам построения мотивационного, рефлексивного поля. На каждом семинаре педагоги могут участвовать в терминологическом тренинге с целью формирования единого понятийного пространства. Все руководители профессиональных объединений должны владеть базовой ИКТ-компетентностью, поэтому сопровождение теоретического материала мультимедийными средствами сегодня является нормой, и облегчает как восприятие материала педагогами, так и работу руководителя.
На региональном уровне педагоги повышают свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации; проблемные тематические курсы; проблемные семинары; конкурсы профессионального мастерства; научно-практические конференции; взаимодействие с образовательными учреждениями г. Перми и края. Хотя педагоги-дошкольники сельских детских садов и находятся в затруднительных социально-экономических условиях из-за недостаточного финансирования, наблюдается тенденция роста повышение квалификации педагогов на региональном уровне.
На федеральном уровне педагоги повышают свой профессиональный уровень через обучение в высших учебных заведениях.
Как
видим из выше изложенного, педагогам
предоставляются вариативные
Заключение
К условиям формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ необходимо отнести:
1. Формирование
образовательной среды для
2. Проектирование и реализация содержания программ профессионального роста педагогов, направленных на формирование навыков работы в разновозрастных классах - комплектах).
3. Разработка
и апробация мониторинга
4. Разработка и реализация новой системы финансирования ДОУ.
Для обеспечения мотивации профессиональной деятельности педагогов, создания благоприятного психологического климата в ДОУ и в малодоступных селах целесообразно было создать условия для разработки каждой ДОУ стратегических планов развития, согласованных с местным сообществом и муниципальными органами власти.
Создание программ развития ДОУ в рамках стратегических планов развития муниципальных образовательных сетей и систем позволяет создать мотивационные и когнитивные условия для организации профессионального роста педагогов ДОУ.
Разработка и реализация специальных программ профессионального роста педагогов (повышение квалификации, переподготовки) по проблемам формирования содержания образования и педагогических технологий, способствует развитию технологической компетентности преподавателей, а также становлению навыков практической деятельности и самодиагностики в рамках формирования сетевых моделей управления качеством обучения.
В настоящее время основной вектор развития сельской школы направлен на создание условий для повышения качества, доступности, эффективности образования путем изменения организационно-правовых и территориальных форм как самих учреждений (создание школьных округов, ассоциаций, учебно-воспитательных комплексов различных типов), так и образовательного процесса (в рамках реализации вариативных образовательных программ).