Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада и совершенствование профессиональной комплектности в условиях малокомплектных групп
Объект исследования: профессионально педагогическая комплектность в малокомплектных группах ДОУ в
Предмет исследования: особенности работы педагогов в условиях разновозрастной группы.
В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы к проблеме построения образовательного процесса в разновозрастных группах и коллективах.
2. Выявить особенности организации разновозрастных группах
3. Выделить условия организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах.
4. Рассмотреть условия для профессионально педагогического роста в малокомлектных группах ДОУ
Введение
Приоритетной целью деятельности методических служб сегодня стала профессиональная подготовка педагогических кадров к достижению требуемого - все более высокого - качества образования. Специфика содержания работы педагога малокомплектного дошкольного учреждения требует от него умелого сочетания самых общих требований современной педагогики с конкретными условиями пребывания в одной группе детей разного возраста.
Среди
многообразных проблем
Возвращение к практике совместного воспитания
детей разного возраста обуславливает
усиление интереса психологической и
педагогической науки к многообразным
проблемам разновозрастной группы.
В раннем детстве закладываются все основные
качества будущего человека. Существующие
одновозрастные (гомогенные) группы детских
садов формируются по возрастному критерию
- младшие, средние, старшие, подготовительные.
В то же время, ребенок общается с гораздо
более разнообразным социумом, и его отношения
значительно богаче, чем он получает в
группе дошкольного учреждения.
Создание разновозрастных групп предполагает
использование положительных моментов
семейного воспитания в единстве с целенаправленным
воспитательным процессом ДОУ, способствующим
оптимальным условиям социализации детей
разного возраста.
Разновозрастное окружение в дошкольном
образовательном учреждении обогащает
социальный опыт ребенка и создает условия
для его личностного и социального развития.
Складывающиеся привычки общения с большим
коллективом людей способствуют развитию
контактности и коммуникабельности ребенка,
обеспечивают формирование социальной
ответственности, способности чувствовать
и понимать других.
Дошкольное образование
в целом, представляет динамичную, гибко
развивающуюся систему, ориентирующуюся
на социальный запрос населения. Современной
тенденцией дошкольного образования стала
вариативность сети дошкольных образовательных
учреждений.
Малокомплектные дошкольные учреждения
продолжают существовать, в основном в
сельской местности, а ведь именно особенности
возраста детей определяют специфику
педагогической деятельности в данных
учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений
должны знать и владеть различными педагогическими
технологиями, современными методами
воспитания и развития детей, но на данный
момент практически отсутствуют современные
научно-методические разработки и рекомендации
по работе с детьми в разновозрастной
группе. Поэтому актуальной проблемой
сегодняшнего дня остается организация
работы с детьми дошкольного возраста
в малокомплектном детском саду.
Цель исследования
- выявить особенности организации образовательного
процесса в разновозрастных группах детского
сада и совершенствование профессиональной
комплектности в условиях малокомплектных
групп
Объект исследования: профессионально педагогическая комплектность в малокомплектных группах ДОУ в
Предмет исследования: особенности работы педагогов в условиях разновозрастной группы.
В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать
современные подходы к
2. Выявить особенности организации разновозрастных
группах
3. Выделить
условия организации
4. Рассмотреть условия для профессионально педагогического роста в малокомлектных группах ДОУ
Методологические и научно-педагогические основы исследования рассматривались в трудах (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, М.И.Лисина, Н.Н.Обозов, Т.Н.Пашукова, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова, Е.В.Субботский и др.); исследования по проблеме разновозрастных дошкольных групп (А.Г.Арушанова, В.В.Гербова, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, Т.А.Макеева, В.Г.Щур, С.Г.Якобсон и др.).
Методы
исследования: анализ научно-психологической
литературы по изучаемой проблеме с
целью выяснения ее разработанности
и определения дальнейших путей исследования;
анализ педагогического опыта.
1. Теоретические основы совершенствования профессиональной педагогической комплектности в условиях малокомплектных групп
1.1 Понятие ,,профессиональной компетентности
Понятие «профессиональная
Профессиональная компетентность – это обладание знаниями, умениями и опытом необходимыми для осуществления эффективной педагогической деятельности. Обращаем внимание на ряд принципиальных позиций:
- компетентность
педагога является не только
важным условием успешности
- вопрос измерения и оценки профессиональной компетентности педагога находятся в стадии обсуждения;
- составляющие
профессионально-
Мастером, виртуозом, профессионалом педагогом
становится при активной поддержке руководителей
и методистов ДОУ, педагогического сообщества
в создаваемом творческой мыслью и обогащаемом
делами методическом пространстве. Последние
3-5 лет идет динамический процесс превращения
традиционного пространства муниципальной
методической службы в поле концентрированной
творческой деятельности педагогов.
Практика не один раз доказала, что пренебрежение методической работой, как правило, приводит к разрушению массовых форм педагогической практики.
Повышение
компетентности педагога-воспитателя
невозможна, без определенной объединяющей
идеи. В качестве такой на сегодняшний
день можно рассматривать гражданско
Другими , не менее важными направлениями, являются: взаимодействие и сотрудничество ДОУ с семьей и социумом, развитие детских движений и организаций, ученическое самоуправление и другое.
Традиционной и в тоже время эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагога является обмен опытом. Представление опыта педагога как воспитателя значительно сложнее по сравнению с опытом предметника, но не менее актуально.
Многогранные задачи заставляют методистов центра менять содержание и технологии профессиональной деятельности в контексте идущих перемен. Методист сегодня – это не просто организатор определенных методических мероприятий, это педагогических тренер, учитель учителей.
Мы значительно обогатили свою деятельность, включившись с первого года эксперимента в организационно-методическое обеспечение ЕГЭ, отработав 3 года в реализации проекта «Информатизация системы образования», помогая в сопровождении приоритетного национального проекта «Образование».
Сегодня
для системы образования
К локальным изменениям можно отнести:
Формируя новую среду общения, методисты центра придумывают ресурсы, необходимые для оказания качественной услуги педагогам. К ним относятся:
Наше
учреждение дополнительного
Дальнейшее развитие видим в:
Дошкольное образование в
Современной тенденцией
Организация педагогического
В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).
В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим:
- две группы – дети смежного возраста,