Совершенствования профессиональной педагогической комплектности в условиях малокомплектных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада и совершенствование профессиональной комплектности в условиях малокомплектных групп

Объект исследования: профессионально педагогическая комплектность в малокомплектных группах ДОУ в

Предмет исследования: особенности работы педагогов в условиях разновозрастной группы.

В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме построения образовательного процесса в разновозрастных группах и коллективах.
2. Выявить особенности организации разновозрастных группах

3. Выделить условия организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах.

4. Рассмотреть условия для профессионально педагогического роста в малокомлектных группах ДОУ

Работа содержит 1 файл

124.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Введение

            Приоритетной целью деятельности методических служб  сегодня стала профессиональная подготовка педагогических кадров к достижению требуемого - все более высокого - качества образования. Специфика содержания работы педагога малокомплектного дошкольного учреждения требует от него умелого сочетания самых общих требований современной педагогики с конкретными условиями пребывания в одной группе детей разного возраста.  

Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст.         

             Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. 
В раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Существующие одновозрастные (гомогенные) группы детских садов формируются по возрастному критерию - младшие, средние, старшие, подготовительные. В то же время, ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, и его отношения значительно богаче, чем он получает в группе дошкольного учреждения.

          Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста. 
Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. 
        Дошкольное образование в целом, представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения. Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений.  
             Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно-методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду. 
         Цель исследования - выявить особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада и совершенствование профессиональной  комплектности в условиях  малокомплектных групп

           Объект исследования: профессионально  педагогическая  комплектность  в  малокомплектных  группах ДОУ в

           Предмет исследования: особенности работы   педагогов  в условиях разновозрастной группы.

В соответствии с выделенным объектом, предметом  и целью исследования решались следующие  задачи:

1. Проанализировать  современные подходы к проблеме  построения образовательного процесса  в разновозрастных группах и коллективах. 
2. Выявить особенности организации разновозрастных  группах

3. Выделить  условия организации жизнедеятельности  детей в разновозрастных группах.

4. Рассмотреть   условия для профессионально  педагогического роста  в  малокомлектных  группах  ДОУ

              Методологические и научно-педагогические основы исследования рассматривались  в  трудах (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, М.И.Лисина, Н.Н.Обозов, Т.Н.Пашукова, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова, Е.В.Субботский и др.); исследования по проблеме разновозрастных дошкольных групп (А.Г.Арушанова, В.В.Гербова, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, Т.А.Макеева, В.Г.Щур, С.Г.Якобсон и др.).

Методы  исследования: анализ научно-психологической  литературы по изучаемой проблеме с  целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования; анализ педагогического опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические   основы  совершенствования   профессиональной  педагогической   комплектности   в  условиях  малокомплектных   групп 

1.1 Понятие  ,,профессиональной  компетентности

              Понятие «профессиональная компетентность»  вошло в педагогическую терминологию  в конце XX века. Разными известными учеными оно трактуется по-разному. Проблеме профессиональной компетентности педагога было уделено внимание на 2-х краевых методических конференциях, где дано четкое рабочее определение профессиональной компетентности[4,125]

      Профессиональная  компетентность – это обладание  знаниями, умениями и опытом необходимыми для осуществления эффективной  педагогической деятельности. Обращаем внимание на ряд принципиальных позиций:

- компетентность  педагога является не только  важным условием успешности его  профессиональной деятельности, но  и непосредственно связана с  качеством результата образовательного  процесса;

- вопрос  измерения и оценки профессиональной компетентности педагога находятся в стадии обсуждения;

- составляющие  профессионально-педагогической компетентности  учителей различных учебных дисциплин  имеют определенные доминанты,  что обусловлено спецификой предмета  и методикой его преподавания.

           Мастером, виртуозом, профессионалом педагогом становится при активной поддержке руководителей и методистов ДОУ, педагогического сообщества в создаваемом творческой мыслью и обогащаемом делами методическом пространстве. Последние 3-5 лет идет динамический процесс превращения традиционного пространства муниципальной методической службы в поле концентрированной творческой деятельности педагогов.  

                Практика не один раз доказала, что пренебрежение  методической работой, как правило, приводит к разрушению массовых форм педагогической практики.

          Повышение компетентности педагога-воспитателя  невозможна,  без определенной объединяющей идеи. В качестве такой на сегодняшний  день можно рассматривать гражданское образование, которое направлено на развитие таких аспектов, как правовая культура, ученическое самоуправление, социальное проектирование, партнерство, общественные акции. [4,125-127]

          Другими , не менее важными направлениями, являются:                   взаимодействие и сотрудничество  ДОУ с семьей и социумом, развитие детских движений и организаций, ученическое самоуправление и другое.

          Традиционной  и в тоже время эффективной  формой повышения профессиональной компетентности педагога является обмен опытом. Представление опыта педагога как воспитателя значительно сложнее по сравнению с опытом предметника, но не менее актуально.

      Многогранные  задачи заставляют методистов центра менять содержание и технологии профессиональной деятельности в контексте идущих перемен. Методист сегодня – это не просто организатор определенных методических мероприятий, это педагогических тренер, учитель учителей.

      Мы  значительно обогатили свою деятельность, включившись с первого года эксперимента в организационно-методическое обеспечение  ЕГЭ, отработав 3 года в реализации проекта «Информатизация системы образования», помогая в сопровождении приоритетного национального проекта «Образование».

      Сегодня для системы образования значимы  такие проекты как:

  1. КПМО
  2. Духовно-нравственная культура
  3. Повышение качества образования основной школы
  4. Использование технологии Web2 «Система электронных дневников и журналов»
  5. Предшкольная пора
  6. Телешкола

К локальным  изменениям можно отнести:

    • создание медиакабинета ИМЦ, который будет в ближайшем будущем дооборудован компьютерами с выходом в Интернет, с аудио- и видео-зонами;
    • разработку нормативно-правового статуса;
    • муниципального банка передового педагогического опыта;
    • расширение методического актива за счет победителей конкурса профессионального мастерства, ПНПО;
    • расширение информационной базы и базы ЦОР, а также собственных ресурсов.

      Формируя  новую среду общения, методисты  центра придумывают ресурсы, необходимые  для оказания качественной услуги педагогам. К ним относятся:

  • информационные услуги (каталоги, газеты, журналы, энциклопедии); 5,5 тыс. экземпляров методики пополнилась на 4,5 тыс.новыми экземплярам. К сожалению с каждым полугодием уменьшение количества периодических изданий сказалось на снижении посещения;
  • образовательные ресурсы (электронные учебные программные продукты, курсы дистанционного обучения);
  • коммуникационные услуги (электронная почта, форумы, телеконференции);
  • поисковые услуги (Интернет);
  • мультимедийные средства поддержки (около 250-300 дисков);
  • медиатека.

      Наше  учреждение дополнительного профессионального  образования выполняет функции центра, интегрируя методическое пространство работы, организуя совместную деятельность методических служб ОУ, педагогов через проведение педагогических чтений, конференций, стажировок.

      Дальнейшее  развитие видим в:

  • уделении более пристального внимания совешенствованию службы ОУ через целенаправленную подготовку руководителей РМФ  и совершенствовании системы повышения мастерства зам.директоров по нормативному сопровождению;
  • сетевой организации методической работы в муниципальном пространстве;
  • широком использовании форм дистанционного образования с применением современных технологий. [4,125]

1.2 Особенности  работы педагогов  в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

            Дошкольное образование в целом,  представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения.

          Современной тенденцией дошкольного  образования стала вариативность  сети дошкольных образовательных  учреждений. В результате уменьшилось  количество ДОУ вида "детский сад", а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности. А так же появились комплексы школа - детский сад, в которых дошкольные группы в основном укомплектованы дошкольниками двух - трех возрастов. Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно - методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

               Организация педагогического процесса  в разновозрастных группах имеет  свои особенности и сложности,  требует от педагога знания  программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

     В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы  и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).

     В зависимости от возрастного состава  и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ  в группы и подгруппы может быть следующим:

  • в трехгрупповом ДУ:

     - две группы – дети смежного  возраста,

Информация о работе Совершенствования профессиональной педагогической комплектности в условиях малокомплектных групп